Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Все на «фабрику»

Роман Романовский

На фоне сокращения железнодорожного лизинга крупнейшие компании переориентируются на розничные сегменты, выстраивая «лизинговые фабрики». Их запуск повысит доступность лизинга для клиентов, но усилит конкуренцию на рынке

Замедление рынка лизинга, начавшееся в 2012 году, переросло в падение в 1 полугодии 2013г. – объем новых сделок сократился на 17%. Новый бизнес за январь-июнь 2013 года составил 594 млрд. руб. (таблица 1). Причиной снижения объемов рынка стало сокращение сделок в железнодорожном сегменте в 2 раза. Смягчил падение сегмент авиализинга – сделки в нем выросли за год в 7 раз, а без его учета падение рынка составило бы около 32%. Сокращение рынка, очищенного и от сделок ж/д лизинга, и от авиализинга, составляет 10,5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.07.2013 составил 2,47 трлн. руб. (+17,6% по сравнению с 01.07.2012, годом ранее +54%).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 1 пол. 2009г. 2009г. 1 пол. 2010г. 2010г. 1 пол. 2011г. 2011г. 1 пол. 2012г. 2012г. 1 пол. 2013г. 2013г. (прогноз)
Объем нового бизнеса, млрд руб. 90,1 315 255,5 725 530 1300 712 1320 594 1400 (оптим) 1190 (пессим)
Средняя сумма сделки, млн. руб. 6,1 8,1 7,7 10,6 11,2 12,1 11,2 9,2 8,2 -
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний, % 43,7 50 56,8 62,4 68,5 66,5 67,4 63 65,3 -
Индекс розничности*, % 32,5 25 22,5 24 24 23 23,5 28 31 -
Объем полученных лизин­говых платежей, млрд руб. 167,2 320 159 350 210 540 275 560 330 660
Объем профинанси­рован­ных средств, млрд руб. 57,2 154 152 450 310 737 290 640 290 690/535
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд руб. 992 960 1037 1180 1360 1860 2100 2530 2470 3100/2800

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

*- Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

В условиях снижения темпов развития экономики бизнес, в первую очередь, снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что сразу же отражается и на рынке лизинга. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал за 1 пол 2013 г. сократились на 0,7% по отношению к 1 пол. 2012г., в то время как в 1 пол. 2012г. прирост к 1 пол. 2011г. составлял 12,2%.

«Нужно отметить еще один настораживающий аспект, - комментирует Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг». - Показатели финансово-экономического развития России за первое полугодие 2013 года свидетельствуют о том, что у значительной части российских предприятий снизились прибыль и темпы развития, а вместе с тем и уровень рентабельности производства. Это означает, что сроки окупаемости инвестиционных проектов значительно увеличиваются, что приводит к росту рисков и повышению кредитных ставок, поскольку финансирование предоставляется на длительные сроки. В итоге увеличение сроков окупаемости проектов приводит к еще большему удорожанию стоимости их реализации».

 

Структурная перестройка

В тройку лидеров рынка в 1 полугодии 2013 г. вошла компания «ТрансФин-М», при этом компания «Сбербанк Лизинг» поднялась с 3-го на 2-е место. Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» - 96,4 млрд руб. (см. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 1 полугодия 2013 года). В совокупности на тройку лидеров пришлось около 40% от всего объема нового бизнеса (37% в 2012г., 43% в 2011г.).

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний сократилась на 15 п.п., доля остальных компаний, наращивавших в этот период объемы сделок, существенно увеличилась (график 2).

 

Тенденция снижения доли железнодорожной техники, начавшаяся в 2012 году, сохранилась: в абсолютном выражении объем сегмента (новых сделок) сократился в 2 раза, а его доля снизилась с 55% до 34% (график 3). Прочие сегменты рынка (без учета ж/д техники) суммарно выросли на 20%. Наиболее стремительный рост продемонстрировала авиатехника: ее доля в новых сделках выросла с 2% до 20%, лидерами сегмента стали ВЭБ-Лизинг (51 млрд руб. новых сделок) и Сбербанк Лизинг (41 млрд руб.). В частности, в состав сделок Сбербанк Лизинга вошел первый для компании (и крупнейший на рынке) контракт оперативного лизинга самолетов – начато финансирование поставки 12 судов Boeing 737-800. Доли грузового и легкового автотранспорта также увеличились, в сумме они составили 21% нового бизнеса за 1 полугодие 2013 года.

 

Ближе к маленьким

В последние два года в целях диверсификации бизнеса крупнейшие участники рынка (в основном госкомпании) обратили пристальное внимание на «розничные» лизинговые сделки и работу с клиентами из малого и среднего бизнеса. Результатом такого внимания стала разработка специальных продуктов и запуск так называемых «лизинговых фабрик». Нынешнее сокращение сегмента крупных сделок дополнительно способствовало ускорению этого процесса. «На рынке лизинга уже давно наметилась тенденция к созданию коробочных продуктов, особенно в сегменте МСБ, особое внимание обращается и на скорость рассмотрения сделок, – отмечает Георгий Гусев, генеральный директор ОАО «РТК-ЛИЗИНГ». - Активно развивается скоринговый метод оценки платежеспособности предприятия. «Фабрики» - отражение этого общего процесса».

«С моей точки зрения, розничной «фабрикой» можно назвать компанию с 10 тысячами сделок в год и более, - уточняет Олег Литовкин, генеральный директор ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». - Это совсем иная автоматизация по сравнению даже с 2-3 тысячами сделок. Это другая технология продаж и другой уровень организации компании».

Несмотря на то, что доля крупного бизнеса в структуре новых сделок за последние два года снизилась всего на 5 п.п., технологии работы с субъектами МСБ и количество сделок с ними претерпели существенные изменения. В целом по рынку число реализованных сделок выросло в полтора раза. Запуск «розничных фабрик» существенно повлиял на клиентскую базу лизинговых компаний – число лизингополучателей на рынке стремительно выросло – с 50 до почти 100 тысяч (график 4). Наибольший вклад в расширение клиентской базы внес «ВЭБ-Лизинг»: компания открыла более сотни филиалов и смогла за два года увеличить число собственных лизингополучателей до 14 тыс., что сопоставимо с клиентской базой крупнейших розничных компаний, работающих на рынке много лет.

«По сути, на рынке лизинга идет процесс, аналогичный тому, что мы наблюдали в банковском секторе два года назад, - говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании. - Влияние «фабрик розничных сделок», развернутых лидерами рынка, ощущается очень сильно. Итогом их деятельности, скорее всего, станет серьезный передел рынка».

Преобладание малого и среднего бизнеса среди клиентов «лизинговых фабрик» обусловливает и структуру их сделок, преимущественно сконцентрированную на легковых и грузовых автомобилях. В целом по рынку в составе сделок размером до 5 млн. руб. автотранспорт составил 79% (график 5).

Вышедшим в сегменты «розницы» компаниям, однако, важно обеспечить высокое качество лизинговой услуги, чтобы не дискредитировать данный инструмент в глазах новых клиентов. «Повышение уровня клиентоориентированности важно не только компаниям, работающим с «розницей», но и тем, кто продолжает работать с крупным бизнесом, - считает Марина Лопатина, генеральный директор ООО «Газтехлизинг». – Именно поэтому основной тенденцией в работе лизингодателей в последнее время стал акцент на развитие клиентского сервиса. Для клиентов важны прозрачность расходов по лизинговой сделке, их соответствие качеству предоставляемых услуг, актуальность информации по проекту, отсутствие возникающих дополнительных расходов, не учтенных в предварительных коммерческих предложениях, оперативность в принятии решений и организации поставок».

Дальнейшего активного возникновения новых «лизинговых фабрик» участники рынка, однако, в ближайшее время не ожидают. Среди респондентов исследования 78% придерживаются мнения, что создание «фабрик» замедлится. Крупнейшие участники рынка уже создали свои «фабрики», а небольшим частным компаниям еще необходимо время для налаживания технологий поточных сделок.

 

 

 

Эффект фабрики

Выход крупнейших компаний в сегмент «розницы» даст позитивный эффект: во-первых, это означает снижение волатильности объемов контрактов - крупнейшие сделки обуславливают как быстрый рост рынка, так и сильное замедление. «Розничные» сегменты при этом демонстрируют зачастую менее высокие, но более стабильные темпы прироста. Во-вторых, компании повышают диверсификацию портфеля по рискам и получают возможность направить ресурсы в более устойчивый сегмент рынка. В-третьих, рост конкуренции повысит доступность лизинговой услуги для субъектов МСБ – новые участники рынка будут предлагать клиентам условия исходя из имеющихся у них возможностей – инфраструктуры, технологий, доступа к ресурсам.

В то же время усиление конкуренции в «розничных» сегментах означает необходимость поиска путей развития для независимых лизингодателей. В условиях неопределенной экономической ситуации и ухудшения платежной дисциплины клиентов, компании уже не смогут в конкурентной борьбе использовать методы либерализации требований к заемщику – риски дефолтов будут неприемлемы. Одним из направлений развития для независимых компаний может стать оперативный лизинг, причем развивать компетенции лизингодателям придется не только в сегменте автотранспорта, но и в более сложных сегментах рынка.

Удержать позиции

Замедление инвестиционной активности с начала текущего года и неопределенность дальнейшей экономический ситуации обусловливают преимущественно пессимистичные ожидания участников рынка в отношении темпов его роста. «В 2013 году при оптимистичном прогнозе мы ожидаем падение объема нового бизнеса на 5-15% относительно уровня 2012 года», – оценивает перспективы рынка Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг.

Сгладить падение рынка в текущем и следующем году может сегмент авиатехники – так, по итогам авиасалона МАКС-2013 Сбербанк Лизинг и компания ГСС подписали соглашение о покупке для передачи в лизинг до 20 воздушных судов SSJ 100 (сумма сделки может составить более 700 млн. долл.), компания ИФК подписала соглашения с авиакомпаниями «Ангара» (более 60 млн. долл.), «ВИМ Авиа» и Red Wings, а ВЭБ-Лизинг – с компаниями ЮТэйр и Трансаэро (поставки оговариваются уже приблизительно на 2020 год). Ввиду длительности проработки сделок и поставок техники, конечно, не все подписанные сделки попадут в объем нового бизнеса в 2013 и 2014 годах.

По нашим оценкам, при пессимистичном сценарии рынок лизинга (новые сделки) в текущем году может сократиться на 10%, а его объем при этом составит 1,19 трлн. руб. Пессимистичный сценарий предполагает, что сделок в сегменте авиализинга во 2-м полугодии 2013г. будет заключено в 2 раза меньше, чем в первом, а сумма контрактов в сегменте ж/д техники и прочих сегментах рынка не превысит аналогичную сумму 1 полугодия. В случае позитивного сценария мы предполагаем рост рынка до 6%, объем сделок при этом составит 1,4 трлн руб. Позитивный сценарий подразумевает прирост сделок в ж/д сегменте на 20% во 2-м полугодии 2013 (к 2 полугодию 2012), небольшое снижение сделок в авиасегменте (до 20% по отношению к 2 полугодию 2012, с учетом высоких показателей 2П2012 и 1П2013) и умеренный прирост (15%) суммарно по прочим сегментам рынка.

Таблица 2. В 2013 году сегмент авиатехники может смягчить падение рынка

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Динамика сегмента в 1П2013 г. Прогноз прироста на 2013г. (пессим/ оптим. прогноз) Прирост в абсолютном выражении, млрд. руб. (пессим/ оптим. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодо­рожная техника Рост спроса на лизинг со стороны перевозчи­ков, ожидавших снижения цен на вагоны Падение ставок аренды ж/д состава, сокращение ж/д перевозок -49,5% -33% / -18% -175 / -95 -13,4 -7,3
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление 1212 и пр.), возможные новые контракты в рамках МАКС-2013 Конкуренция со стороны иност­ранных лизинговых компаний (нерезидентов) +712,7% +40% / +65% 45 / 75 +3,4 +5,7
Прочие сегменты Сезонность лизингового рынка, при которой второе полугодие результативнее первого Негативная динамика продаж легковых автомобилей, высвобождение и выход на рынок строительной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах -10,5% 0% / +15% 0 / 100 0 +7,6
Итого прирост по рынку -10% 6%

Источник: «Эксперт РА»

 

МСФО временно не в фаворе

Развитие поточных лизинговых сделок меняет подход к фондированию лизингодателей – российские банки, традиционно привыкшие финансировать отдельные крупные контракты, постепенно осваивают и выдачу лимитов под будущий пул сделок. Это снижает потребность лизингодателей в поиске иностранного фондирования. К тому же, международные рынки капитала весьма прохладно относятся сегодня к эмитентам 2-3-го эшелона с развивающихся рынков. В результате мы не наблюдаем заметного роста популярности отчетности по МСФО. В 2012 году, по оценкам "Эксперт РА", 39 лизинговых компаний составляли отчетность в соответствии с международными стандартами (в 2011 – 35, в 2009 - 37, в 2008 – 42). Аудит отчетности по МСФО за 2012г. проводили 75% лизинговых компаний (в 2011 таких было 70%, в 2008 - 85%).

Среди компаний, составляющих отчетность по МСФО, в 7-ми велся полноценный параллельный учет по международным стандартам, а в 32-х компаниях отчетность была подготовлена путем трансформации российской бухгалтерской отчетности (в 2011г. аналогичное соотношение составляло 4 и 31, в 2008г. - 8 и 34). В 68% случаев трансформация отчетности была проведена сотрудниками самих лизингодателей, в 32% - трансформацию провели внешние консультанты (в 2011 году доля компаний, привлекающих внешних консультантов, была аналогичной).

Таблица 3. Рэнкинг лизингодателей в соответствии с МСФО за 2012 год

Мес­то Компания Доходы от лизинговой деятель­но­сти, млн. руб. Совокупный капитал млн. руб. Место по размеру капи­тала Инвестиции в лизинг, млн. руб. Лизинго­вый портфель, млн. руб.
1 ВТБ Лизинг 23 448,9 14 182,3 3 191 125,2  
2 "ВЭБ-лизинг" 20 207,0 20 643,0 1 163 528,0  
3 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 12 184,5 3 651,4 6 79 525,7 82 175,2
4 "Государственная транспортная лизинговая компания" 5 037,0 10 194,7 4 38 455,9  
5 Europlan 4 956,0 5 441,0 5 24 095,0  
6 Альфа-Лизинг (ГК) 3 961,0 1 590,0 15 28 216,3  
7 «ТрансФин-М» 3 573,0 -561,0 28 28 540,0  
8 CARCADE Лизинг 2 804,0 2 271,4 12   13 797,5
9 Лизинговая компания УРАЛСИБ 2 528,0 2 186,0 13 17 048,0  
10 «Ильюшин Финанс Ко.» 2 463,5 20 529,2 2 26 717,7  
11 "Балтийский лизинг" (ГК) 2 380,1 1 795,3 14   14 012,0
12 «РЕЙЛ1520» 2 171,8 3 228,5 7   12 244,5
13 Райффайзен-Лизинг 1 466,2 2 489,4 9   10 703,4
14 "РЕСО-Лизинг" 1 456,4 2 484,9 10 7 287,0  
15 РТК-ЛИЗИНГ 1 332,0 2 820,0 8 7 225,0  
16 "Интерлизинг" (ГК) 1 281,5 289,4 22 5 671,6  
17 "Элемент Лизинг" 1 277,0 995,0 17 5 893,0  
18 "Базис лизинг" 1 273,0 150,0 25 3 385,8  
19 "БИЗНЕС АЛЬЯНС" (ГК) 1 041,4 1 587,0 16 4 642,0  
20 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат Лизинг Руссия" 922,6 2 394,8 11 7 659,4  
21 "Петролизинг-Менеджмент" 680,0 131,0 26 4 127,0  
22 "Альянс-Лизинг" 564,5 756,6 18 2 195,7 2 834,0
23 "Русская лизинговая компания" 492,0 н/д - 2 618,0  
24 "Клиентская Лизинговая Компания" (ГК) 365,0 437,0 20 2 388,0  
25 "Ивеко Капитал Руссия" 335,2 171,5 24 2 050,0  
26 «ВЕКТОР-ЛИЗИНГ» 274,9 610,4 19 2 109,5  
27 "Столичный Лизинг" 261,0 61,0 27 801,3  
28 "ЭКСПО-лизинг" 211,8 358,6 21 2 153,6  
29 "Экстролизинг" 208,2 240,4 23 757,7  

Источник: Эксперт РА на основании анкетных данных


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!