Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Вагоны подвели

Галина Береговая, Роман Романовский

Рост рынка лизинга остановился в результате сокращения сегмента железнодорожной техники. В нынешнем году удержать рынок от падения могут сделки с МСБ, прежде всего, в сегментах автотранспорта и строительной техники

По итогам 2012 г. оправдались самые пессимистичные прогнозы – прирост рынка близок к нулю (1,5%). Объем нового бизнеса за год составил 1320 млрд. руб., что почти не отличается от показателей 2011 года (таблица 1). Без учета сделок крупнейшей компании, «ВЭБ-лизинга», новый бизнес сократился на 5%. Торможение рынка обусловлено, прежде всего, снижением активности в сегменте ж/д техники, много лет игравшем роль драйвера рынка. Также негативно на динамике рынка отразилось удорожание фондирования из-за нестабильности на финансовых рынках и ужесточения банковского законодательства (поправки в инструкцию ЦБ РФ 139-И).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 399,6 997,5 720 315 725 1300 1320
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 136 294 402,8 320 350 540 560
Объем профинансированных средств, млрд руб. 201,1 537 442 154 450 737 640
Совокупный лизинго­вый портфель, млрд руб. 530 1202 1390 960 1180 1860 2530
Доля лизинга в ВВП, % 1,5 3,0 1,7 0,8 1,6 2,3 2,1
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний 39,9% 40,4% 32,7% 50% 62,4% 66,5% 63%
Индекс розничности1 н.д. 32,6% 41% 25,2% 24% 23% 28%

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

В 2012 г., как и годом ранее, наблюдалось снижение доли 4 квартала в годовом объеме новых сделок, не характерное для аналогичных некризисных периодов прошлых лет (доля составила 27%). По словам некоторых лизингодателей, ряд клиентов перенес сделки с 4 квартала 2012 г. на 2013г. в связи с отменой с начала года налога на новое движимое имущество, что также могло повлиять на динамику сделок в конце года помимо уже отмеченных выше причин. Отложенный спрос по таким сделкам может реализоваться уже в I квартале текущего года.

Перспектива слабого роста рынка, однако, не вызывает существенных опасений у его участников. «Снижение объемов нового бизнеса, при условии сохранения качества лизингового портфеля, не должно негативно повлиять на платежеспособность участников рынка. При этом следует учитывать, что финансовое состояние частных лизинговых компаний с ограниченным доступом к финансированию, может несколько ухудшиться. В этом случае возможны процессы слияния и поглощения среди лизинговых компаний, а также купля–продажа лизинговых портфелей», - говорит Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг.

При незначительных темпах роста рынка усилится конкуренция, что может привести как к либерализации требований к лизингополучателям, так и снижению маржи лизингодателей при попытке предложить лучшие условия для клиентов. В погоне за сделками лизинговые компании могут пойти и на снижение уровня авансовых платежей. С одной стороны, это повышает риски, с другой - позволит немного больше заработать: чем больше задолженность клиента, тем выше платежи по сделке. Но не стоит забывать, что при росте рискованности сделок стоимость фондирования для компаний также увеличивается.  

«Компании, которые могут столкнуться с замедлением роста бизнеса, будут стараться подстроиться под новые реалии, сохранить масштаб деятельности. В первую очередь, это может проявиться в своеобразной моде на «розницу». Даже компании, которые всегда работали только с крупными сделками, начинают создавать розничные подразделения. Более четко будет прослеживаться отраслевая специализация компаний, так как в выгодном положении оказываются те игроки, которые могут выступать экспертами в том или ином сегменте», - отмечает Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса «Государственной транспортной лизинговой компании».

Присутствует среди компаний и оптимистичный взгляд на торможение рынка - при стагнации или слабом росте новых сделок можно направить усилия на укрепление отношений с уже имеющимися клиентами, разработку новых продуктов и отладку бизнес-процессов.

Деконцентрация лидерства

Тройка лидеров рынка второй год подряд не меняется ни по составу, ни по позициям компаний в рэнкинге - это ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО ВТБ Лизинг и  ГК «Сбербанк Лизинг» (таблица 2). В совокупности на них пришлось около 37% от всего объема нового бизнеса (43% в 2011г, 41,1% в 2010г.). Позиции компаний по размеру лизингового портфеля аналогичны. Крупнейшей компанией по сумме полученных платежей стало ОАО ВТБ Лизинг.

Сегмент железнодорожной техники также сохранил лидерство, однако доля его впервые за за 4 года сократилась – на 7.3 п.п. за 2012 год (график 1). Причинами торможения сегмента стали наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема грузоперевозок в 2012 г. Прирост нового бизнеса по остальным видам имущества (без учета ж/д техники) составил 16%.

 

В структуре рынка по видам собственности также произошли изменения: если в 2011 году более половины рынка занимали государственные и квазигосударственные лизинговые компании, то теперь их доля составляет 47% (минус 5 п.п.) (график 2). Увеличилась доля компаний, собственниками которых являются частные российские банки (с 8,9% в 2011г. до 11,4% в 2012г.).

 

Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2012 года

Открыть таблицу в новом окне
Место по новому бизнесу Компания Рейтинг финансовой устойчивости "Эксперт РА" Объем нового бизнеса в 2012г., млн. руб в том числе оперативный лизинг /аренда, млн.руб. Текущий портфель, млн. руб. Место по портфелю Объем полученных лизинговых платежей, млн. руб. Место по полученным платежам
01.01. 2013 01.01. 2012 2013-01-01 2012-01-01 2013-01-01 2012-01-01
1 1 "ВЭБ-лизинг" - 294 068.1 н.д. 515 807.2 296 332.7 1 63 295.0 68 856.4 2
2 2 ВТБ Лизинг - 111 222.5 н.д. 349 397.0 326 797.7 2 71 697.1 114 702.1 1
3 3 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) - 82 027.4 0.0 218 634.0 209 229.9 3 34 576.3 42 973.1 4
4 6 "ТрансФин-М" А 75 808.0 23 672.0 121 690.5 54 671.1 4 5 596.0 4 055.0 23
5 9 Газпромбанк Лизинг (ГК) А+ 52 717.2 0.0 72 463.1 34 028.5 7 10 067.6 6 424.2 11
6 5 "Государственная транспортная лизинговая компания" - 49 008.1 0.0 90 282.1 57 783.2 6 8 696.2 8 382.7 13
7 7 Europlan - 48 630.2 - 40 884.7 28 001.6 11 - - -
8 4 «Газтехлизинг» - 43 525.0 0.0 117 499.3 115 988.9 5 42 305.5 30 870.4 3
9 10 Альфа-Лизинг (ГК) - 36 696.0 0.0 63 090.0 41 018.8 8 6 667.5 24 188.1 18
10 - "Росагролизинг" - 36 385.5 74.3 58 707.2 - 9 9 739.4 - 12
11 8 Лизинговая компания УРАЛСИБ А+ 29 407.0 84.0 32 844.0 33 945.0 12 11 780.0 17 073.0 7
12 100 "БИЗНЕС-АЛЬЯНС" (ГК) - 26 179.6 0.0 32 841.8 12 854.0 13 6 452.4 6 262.8 19
13 12 Балтийский лизинг (ГК) - 23 133.7 0.0 23 425.7 17 736.9 15 16 141.4 12 388.0 5
14 11 CARCADE Лизинг - 21 837.4 0.0 16 693.5 11 372.5 19 15 422.3 11 995.1 6
15 18 "Сименс Финанс" - 21 568.3 0.0 19 517.2 12 183.4 17 - - -
16 14 "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК) - 16 415.9 6 143.9 4 687.4 4 017.4 46 10 089.0 9 778.6 10
17 32 «РЕЙЛ1520» - 14 532.0 14 532.0 15 187.0 4 594.0 21 2 409.0 215.0 39
18 22 ОЛК "РЕСО-Лизинг" А+ 13 187.0 0.0 11 224.3 7 015.9 26 6 392.9 3 793.6 20
19 24 "Элемент Лизинг" А+ 10 900.7 0.0 8 938.1 6 467.6 28 5 566.0 4 338.4 24
20 57 "Ильюшин Финанс Ко." - 10 334.2 - 46 189.4 42 099.5 10 4 118.0 3 700.9 28
21 26 СТОУН-XXI (ГК) А 10 244.8 0.0 8 139.7 5 139.8 31 7 558.1 3 848.2 15
22 15 Райффайзен-Лизинг - 9 834.0 0.0 15 645.0 14 914.8 20 7 053.0 5 948.8 17
23 19 Интерлизинг (ГК) - 9 652.4 0.0 12 711.6 10 900.8 24 7 477.3 5 610.5 16
24 40 "Сибирская лизинговая компания" (Москва) - 8 955.6 37.2 11 004.3 7 016.6 27 3 758.9 1 696.1 31
25 37 Система Лизинг 24 - 8 536.4 0.0 7 215.2 3 831.9 32 2 916.9 1 126.2 34
26 20 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат Лизинг Руссия" - 7 215.2 - 14 450.1 11 725.5 23 5 614.2 4 967.0 22
27 17 "РТК-ЛИЗИНГ" А 6 515.5 3.1 17 127.5 21 769.4 18 7 582.9 6 460.8 14
28 44 Балтинвест - 6 263.0 128.9 5 589.9 2 398.6 42 2 265.4 1 150.8 42
29 28 "Дойче Лизинг Восток" - 6 119.1 0.0 14 765.5 14 172.6 22 4 716.7 4 949.1 27
30 30 "МТЕ Финанс" - 5 783.0 - 22 984.2 18 101.0 16 3 918.1 2 371.7 29
31 55 "Лизинком" - 5 553.9 0.0 6 482.4 3 697.6 36 2 637.5 956.9 36
32 42 "ЮГРА-ЛИЗИНГ" - 5 488.8 0.0 6 175.6 3 210.0 40 2 098.0 1 251.0 43
33 - "Универсальная лизинговая компания" - 4 957.0 82.0 6 367.0 - 38 4 910.0 - 26
34 37* "Фольксваген Груп Финанц" - 4 840.4 0.0 4 006.7 3 461.1 54 3 647.6 2 592.0 32
35 38 "ФБ-ЛИЗИНГ" - 4 775.4 - 4 435.4 4 046.5 48 2 854.4 3 637.7 35
36 52 "Тюменская агропромышленная лизинговая компания" - 4 633.5 0.0 5 349.4 3 334.6 43 2 592.4 2 001.0 38
37 13 "Ютэйр-Лизинг" - 4 596.0 0.0 4 168.0 16 341.0 52 3 410.0 923.0 33
38 68 "МСП Лизинг" - 4 417.0 0.0 5 692.6 1 213.0 41 1 550.0 321.4 58
39 16 Брансвик Рейл - 4 269.2 4 269.2 31 043.4 24 449.0 14 10 288.8 6 402.5 9
40 34 "Русская лизинговая компания" - 4 188.0 0.0 4 471.6 6 421.0 47 2 082.7 1 615.0 44
41 41 Ураллизинг - 3 951.0 0.0 3 267.0 2 411.4 60 2 375.0 1 661.0 40
42 43 "Альянс-Лизинг" А+ 3 921.5 1.6 3 725.2 2 905.7 55 2 076.8 1 330.9 46
43 25 "Северная Венеция" (ГК) - 3 822.8 125.3 11 943.5 13 722.0 25 5 048.8 3 047.2 25
44 33 «ВЕКТОР-ЛИЗИНГ» - 3 760.9 203.0 5 072.8 5 026.3 44 3 788.1 4 209.1 30
45 56 "СОЛЛЕРС-ФИНАНС" - 3 599.6 0.0 2 856.8 1 678.4 65 1 636.3 955.3 54
46 - "Металлинвеслизинг" - 3 392.6 0.0 6 178.8 - 39 5 746.0 - 21
47 36 "ЗЕСТ" (ГК) - 3 330.9 0.0 6 827.2 6 723.2 35 2 607.2 2 427.1 37
48 - "Нефтегазмашлизинг" - 3 228.6 2 835.4 3 549.5 - 57 989.0 - 73
49 39 "ЭКСПО-лизинг" А 3 136.1 0.0 4 144.8 3 325.7 53 2 374.5 906.7 41
50 45 Приволжская лизинговая компания - 2 581.5 - 4 305.1 3 588.0 50 1 586.1 1 223.0 56
51 46 ЯрКамп Лизинг - 2 576.2 323.2 4 286.9 4 020.9 51 1 806.1 1 314.3 51
52 50 "Лизинговая компания "Дельта" А 2 560.8 0.0 2 440.2 1 915.8 69 1 592.2 908.7 55
53 53 "РМБ-Лизинг" - 2 455.1 - 3 471.0 2 552.4 58 2 057.4 2 355.1 47
54 47 "Промышленная лизинговая компания" - 2 420.3 0.0 4 342.0 3 955.2 49 1 683.0 1 241.6 52
55 49 "ЧелИндЛизинг" А 2 268.8 0.0 3 225.5 3 013.1 61 1 971.5 1 524.6 49
56 59 "ВСП-Лизинг" - 2 192.0 0.0 4 713.0 2 987.0 45 787.0 166.0 78
57 61 "ИКБ Лизинг" - 2 105.0 0.0 3 465.5 2 536.0 59 1 516.0 929.0 60
58 54 ARVAL - 2 068.0 2 068.0 8 312.0 7 232.0 30 1 981.0 1 990.7 48
59 - "ДЭНМАР-ЛИЗИНГ" В 2 048.7 - 2 379.2 - 70 432.1 - 96
60 - "Санкт-Петербургская лизинговая компания" - 1 945.3 0.0 2 869.0 - 64 902.7 - 75
61 71 "Объединенная лизинговая компания" - 1 909.9 0.0 2 661.9 1 922.7 66 1 004.6 863.0 72
62 62 "ТРАНСЛИЗИНГ" - 1 905.3 0.0 6 403.3 4 987.3 37 1 845.4 1 244.0 50
63 - "Ак Барс Лизинг" - 1 886.8 0.0 3 644.7 - 56 440.8 - 95
64 70 "Лизинг-Трейд" - 1 873.0 0.0 2 457.1 1 585.1 68 1 572.0 1 144.4 57
65 77 "ЛИКОНС" - 1 873.0 37.4 1 605.9 1 617.6 77 1 338.6 870.1 65
66 58 "ШРЕИ ЛИЗИНГ" - 1 815.7 0.0 - - - 1 545.8 - 59
67 64 "Петербургская Лизинговая Компания" В++ 1 774.2 - 2 490.4 2 316.5 67 1 342.7 1 262.0 64
68 - Ивеко Капитал Руссия (ранее Афин Лизинг Восток) - 1 771.1 0.0 3 075.3 - 63 1 493.1 - 62
69 76 "Эксперт-Лизинг" (Челябинск) - 1 708.2 0.0 1 511.1 791.9 79 716.6 465.0 81
70 73 "ЭкономЛизинг" В++ 1 665.8 0.0 1 496.5 1 176.8 80 1 005.0 635.7 71
71 21 "Петролизинг-Менеджмент" А 1 652.6 0.0 8 356.8 8 384.0 29 1 496.9 832.0 61
72 65 «Национальная Лизинговая Компания» - 1 572.0 0.0 1 224.0 1 102.0 86 944.0 675.2 74
73 - «Транслизинг-сервис» - 1 470.0 1 470.0 869.0 - 97 10 988.0 - 8
74 - "Экстролизинг" - 1 438.0 0.0 1 008.7 - 93 902.3 - 76
75 75 "Столичный Лизинг" - 1 425.5 30.3 1 371.0 1 119.0 83 1 121.7 842.8 67
76 69 "Абсолют Лизинг" (ГК) - 1 410.2 0.0 2 170.7 1 935.8 73 1 110.1 1 035.7 68
77 67 "Гознак-лизинг" - 1 382.0 0.0 3 201.3 2 669.3 62 500.4 426.9 89
78 74 "Опцион-ТМ" - 1 355.9 0.0 1 717.1 3 461.9 75 1 026.0 - 70
79 - "БЭЛТИ-ГРАНД" - 1 195.1 0.0 1 346.3 - 84 876.5 - 77
80 27 "Клиентская Лизинговая Компания" (ГК) А 1 187.6 325.7 6 967.3 8 209.5 34 2 077.7 2 432.7 45
81 83 Югорская лизинговая компания - 1 173.8 0.0 1 196.4 876.4 88 653.0 373.6 83
82 60 "Банк Интеза" и "Интеза Лизинг" - 1 170.0 0.0 2 261.0 2 465.0 72 1 658.0 1 856.0 53
83 66 "ЛИЗФАЙНЭНС" А 1 132.1 0.0 2 277.6 2 592.0 71 1 409.3 1 150.0 63
84 89 "ТаймЛизинг" - 1 125.0 0.0 1 445.0 682.8 82 461.0 91.9 92
85 84 "ЛК "ЛИАКОН" - 1 087.6 0.0 1 468.8 1 586.2 81 1 055.7 866.6 69
86 78 "Яков Семенов" (ГК) - 1 076.6 1.9 1 940.4 1 314.2 74 688.3 420.9 82
87 82 «Межрегиональная инвестиционная компания» В++ 1 028.7 36.3 994.7 809.6 94 523.7 414.8 87
88 80 "Уралпромлизинг" (ГК) - 1 020.3 0.0 1 178.8 967.4 90 729.4 528.0 79
89 87 "Лизинг Стандарт" (ГК) ** А 980.5 0.2 1 557.9 841.0 78 516.9 387.6 88
90 - "Ладья" - 941.2 15.7 1 180.7 - 89 287.6 - 107
91 - АКБ "ЦентроКредит" - 925.1 90.0 1 635.5 - 76 71.2 - 128
92 - "ОФК-Лизинг" - 922.6 0.0 716.8 - 100 596.8 - 85
93 81 "БелФин" В++ 835.7 - 1 090.3 1 144.0 92 568.3 623.1 86
94 86 Лизинговая Компания "Версус" - 823.7 0.0 885.6 716.1 96 486.8 295.5 91
95 99 "Лентранслизинг" - 803.6 0.0 806.8 557.3 98 270.1 158.3 109
96 - «Первая Лизинговая Компания» (Тверь) - 794.0 0.0 958.0 - 95 618.0 - 84
97 92 "Ротор-лизинг" - 774.0 0.0 599.2 404.1 108 432.0 310.0 97
98 - "Базис лизинг" А 675.0 0.0 7 011.0 - 33 1 260.0 - 66
99 97 АС ФИНАНС (ГК) - 667.7 0.0 750.2 546.3 99 372.5 264.6 104
100 109 "Техноспецсталь-Лизинг" - 648.7 0.0 602.0 511.2 107 304.0 281.5 106
101 - "РЭБ Лизинг" - 647.4 0.0 679.2 - 102 417.6 - 99
102 88 "Вестлизинг-М" - 630.2 0.0 683.8 792.0 101 491.7 589.0 90
103 102 "Экспресс-Волга-Лизинг" В++ 615.5 - 647.6 565.0 105 457.4 481.0 93
104 72 "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" - 610.9 22.0 1 219.7 1 275.0 87 391.0 257.2 100
105 98 "Банк "Вологжанин" *** А 532.0 0.0 633.1 614.4 106 340.3 349.9 105
106 101 "Владимирская лизинговая компания" - 531.0 - 469.8 348.0 112 376.7 338.0 102
107 108 "Центр-Транс" - 516.0 258.0 299.0 297.0 119 177.0 128.0 113
108 116 "Самарская Лизинговая Компания" - 480.0 0.0 402.6 223.0 115 196.0 167.0 112
109 - ГУП РТ «Татлизинг» - 477.9 0.0 669.1 - 103 122.4 - 121
110 94 РЛизинг В++ 448.0 0.0 534.0 497.2 111 277.0 255.7 108
111 95 "АСПЕКТ" - 419.0 0.0 650.9 478.8 104 173.2 116.0 114
112 112 "ПЛ - лизинг" - 402.0 0.0 255.7 148.0 123 166.8 104.4 117
113 - "Строительно-дорожные машины трейдинг" - 391.3 0.0 415.1 - 114 427.8 - 98
114 85 "Проминвест" (ГК) - 375.0 0.0 1 090.3 1 301.5 91 454.8 562.4 94
115 106 "Аквилон-Лизинг" - 354.4 0.0 452.7 428.6 113 246.5 229.8 111
116 110 "МСБ-Лизинг" - 345.0 0.0 378.0 314.0 116 170.0 210.0 116
117 105 "ПЕТЕРБУРГСНАБ" - 343.3 0.0 570.9 670.1 110 375.1 321.4 103
118 91 "М-Лизинг" - 330.8 0.0 586.1 1 112.0 109 391.0 826.0 101
119 122 "Титан-лизинг" - 313.5 0.0 263.6 196.3 120 159.5 180.0 118
120 103 "ПН-Лизинг" - 285.6 0.0 345.7 526.0 118 250.8 300.5 110
121 90 РЕГИОН - 270.4 0.0 1 302.7 1 593.4 85 718.6 621.3 80
122 125 "Первая лизинговая компания" (Новосибирск) - 264.3 0.0 358.4 176.6 117 93.5 123.2 125
123 - "ЛК Пруссия" (ГК) - 247.9 0.0 196.1 - 127 74.4 - 127
124 115 "Центр-Лизинг" (Липецк) - 201.8 0.0 260.7 190.8 121 102.0 33.3 123
125 113 Челябинский филиал АО "Халык-Лизинг" - 199.8 0.0 228.0 277.7 125 170.4 141.7 115
126 127 "Пензенская лизинговая компания" - 199.5 - 207.5 130.0 126 157.7 103.0 119
127 - "РесурсЛизинг" - 189.0 0.0 232.6 - 124 108.9 - 122
128 - Лизинговая компания "Развитие" - 187.2 0.0 258.6 - 122 156.0 - 120
129 129 "ЭкспертЛизинг" (Пенза) - 169.1 - 178.4 102.0 128 101.8 64.0 124
130 - "Независимая Лизинговая Компания" - 146.6 0.0 130.0 - 130 48.6 - 131
131 130 "Русский Лизинговый Центр" - 143.2 0.0 126.8 102.2 131 85.1 85.8 126
132 - "Ренайс" - 122.6 0.0 112.0 - 132 55.8 - 130
133 128 "Технолизинг" А 80.5 0.0 135.5 153.3 129 68.8 87.0 129
134 118 "Анлагелизинг" - 57.4 - 55.5 51.1 133 40.7 30.4 132
135 - "КОНТРОЛ лизинг" - 51.5 - 54.4 - 134 13.1 - 133

* Указано место, которое заняла бы компания в 2011 году, при условии подачи анкеты до завершения исследования.
** Рейтинг «А» присвоен «Межотраслевой лизинговой компании».
*** Кредитный рейтинг банка.
Источник: «Эксперт РА»


Драйверы в дефиците

Развитие рынка в 2013 году во многом будет определяться динамикой ж/д сегмента, а также динамикой банковских ставок и инвестиционной активностью в экономике. Поддержку рынку может оказать запрет на использование парка устаревших вагонов и вагонов с ненадежными комплектующими. Наоборот, продление сроков эксплуатации и дальнейшее снижение цен и ставок аренды будут давить на объемы рынка.

Отмена налога на имущество (с начала 2013 года) вряд ли значимо изменит объемы рынка. Исчезновение эффекта экономии на налоге за счет ускоренной амортизации будет скомпенсировано отсутствием расходов на уплату этого налога, а повышение инвестиционной активности в результате отмены налога затронет и лизинговый рынок, наряду с другими инструментами финансирования. «Чем дешевле клиенту обходится предмет лизинга с точки зрения его расходов, тем легче ему исполнять обязательства перед лизинговой компанией – а значит, отмена налога повлияет позитивно. Кроме того, у лизинга определяющие преимущества не столько оптимизация налогообложения, сколько скорость принятия решений, распределенность платежей во времени, фиксация нагрузки и улучшение баланса клиента. В самом крайнем случае клиент может вернуть предмет лизинга. Если же он не вернул банковский кредит, это навсегда испорченная кредитная история. Иными словами, используя лизинг, клиент существенно улучшает свое правовое положение», - говорит Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговой компании УРАЛСИБ».

Среди крупнейших капиталоемких сегментов рынка (авиатехника, строительная техника, суда, недвижимость), которые могли бы стать точками роста, только строительную технику лизингодатели считают потенциальным драйвером 2013 года (график 3). По мнению лизинговых компаний она остается относительно недорогим и высоколиквидным сегментом, на который всегда есть спрос. Оптимизм в оценках вызван, в частности, реализацией крупных строительных проектов (Олимпиада, чемпионат мира по футболу 2018 и т.д.), которые дополнительно увеличивают спрос на строительную и дорожно-строительную технику.

 

На авиатехнику как ключевой растущий сегмент, несмотря на меры господдержки (Постановление N 1212 о субсидировании лизинговых платежей), надеются менее 50% участников рынка (график 4). Хотя отечественный воздушный парк изношен и требует обновления техники, процесс замены самолетов, по мнению лизингодателей, будет происходить медленно из-за низкого пассажиропотока на внутренних рейсах нашей страны. При этом по крупнейшим рыночным перевозчикам на международных линиях сегмент прочно занят госкомпаниями и иностранными (глобальными) лизинговыми компаниями. Число участников сегмента ограничивает необходимость доступа к длинным деньгам, а также значительный инвестиционный период (время строительства самолета).

 

Сегмент водного транспорта, по мнению участников рынка, также не станет драйвером роста (график 5). Предпосылками такого пессимизма являются отсутствие достаточного спроса на суда (несмотря на высокий уровень износа), сложная финансовая ситуация у потенциальных лизингополучателей, узкая специализация рынка, не интересная для рыночно-ориентированных лизингодателей, отсутствие адресной  господдержки и жестких требований государства к эксплуатируемым судам (трагедии, подобные «Булгарии», пока никак не сказались на запрете использования устаревших и ненадежных судов).

Пятая часть респондентов, позитивно оценившая перспективы лизинга судов, опирается на факторы низкой базы и отложенного спроса.

 

Доля сегмента лизинга недвижимости в России до сих пор в 5-6 раз ниже, чем в целом в Европе (1,5% против 9% (по данным Leaseurope)). В нынешнем году, очевидно, прорыва в таких сделках ожидать не стоит, хотя многие участники рынка называют этот сегмент одним из самых перспективных. Во-первых, потому, что лизинг коммерческой недвижимости по сути простой продукт, который многим знаком и понятен так же, как ипотека для физических лиц. Во-вторых, передаваемые в лизинг объекты зачастую достаточно ликвидны, и оцениваются как хороший залог, что снижает риски по сделке. Тормозят же развитие сделок непрозрачные схемы купли-продажи недвижимости и высокая стоимость объектов коммерческой недвижимости. Сегмент техники для ЖКХ также остается небольшим по объему, хотя спрос в нем поддерживается участившимися природными катаклизмами - обильные снегопады и «ледяные дожди» способствуют росту спроса на ЖКХ–технику, прежде всего, в городах-миллионниках.

 

Основными сегментами роста и наибольшей конкурентной борьбы в 2013 году станут легковой и грузовой автотранспорт (в частности, спрос на легкий коммерческий транспорт в Москве подстегивает запрет движения крупнотоннажных грузовиков). Эти сегменты могут стать самыми быстрорастущими среди крупнейших сегментов рынка (таблица 3). Перспективными в этом году лизингодатели считают также лизинг автобусов (парк в большинстве регионов сильно изношен, и от его замены отказаться невозможно), оборудования для пищевой отрасли, машиностроительного, дерево- и металлообрабатывающего оборудования.

Таблица 3. В 2013 году тенденции на рынке вагонов будут во многом определять динамику рынка лизинга

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Динамика сегмента в 2012г. Прогноз прироста на 2013г. (пессим/ оптим. прогноз) Прирост в абсолютном выражении, млрд. руб. (пессим/ оптим. прогноз) Влияние на прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодо­рожная техника Запрет (в случае принятия) на использование устаревших вагонов и вагонов с опреде­лен­ными некачественными комплектующими. Рост спроса на лизинг со стороны перевозчи­ков, ожидавших снижения цен на вагоны Падение ставок аренды ж/д состава, сокращение ж/д перевозок -13,8% -15% / 0% -80 / 0 -4 0
Легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов Замедление темпов прироста продаж автомобилей +38,2% +20%/ +25% 22 / 28 +1,1 2,1
Грузовые автомобили Ликвидность предмета лизинга. Спрос на малотоннажный транспорт в Москве в связи с дневным ограничением движения грузовиков   +19% +15% / +20% 22 / 29,5 +1,1 2,2
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление 1212 и пр.) Конкуренция со стороны иност­ранных лизинговых компаний (нерезидентов) +18,5% +10% 11,5 +0,6 0,9
Строительная техника Реализация масштабных проектов (Олимпиада, ЧМ по футболу 2018)   -9% +10% / +15% 6 / 9 +0,3 0,7
Дорожно-строительная техника Реализация масштабных проектов (Олимпиада, ЧМ по футболу 2018)   +17% +15% / +20% 6 / 8 +0,2 0,6
Прочие сегменты     - +5% / +7% 15 / 21 +0,7 1,6
Итого прирост по рынку 0% 8%

Источник: «Эксперт РА»

В слабом плюсе

Торможение в крупнейшем сегменте рынка (железнодорожной технике) и отсутствие других драйверов обусловили сдержанные ожидания участников рынка в части развития в 2013 году. Быстрый рост вновь не предполагается – исходя из прогнозов компаний, в среднем по рынку новый бизнес может увеличиться на 1-2%. Разброс индивидуальных ожиданий каждой компании значительный: от смелых 150% до скромных 2% и пессимистичных -40% (при этом топ-3 компании не указали прогноз своих показателей).

На наш взгляд, в текущем году возможны  два сценария.  Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный рост большинства прочих сегментов рынка (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае мы ожидаем прирост объема новых сделок на уровне 8%, а их сумма составит 1,42 трлн руб. (график 7). Пессимистичный сценарий (базовый) предполагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов рынка. Такой вариант развития событий на наш взгляд является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка вагонов и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности.  В случае пессимистичного сценария темпы прироста рынка составят около 0%,  сумма новых сделок останется около 1,32 трлн руб.

 
 

1 Индекс розничности рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.