Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Внимание на «розницу»

Руслан Коршунов

Рынок лизинга испытывает сжатие и структурную перестройку – на первое место, как и  в 2008 году,  вышел самый ликвидный сегмент – автолизинг. Но рост «просрочки» и сокращение автопродаж мешают ему стать драйвером рынка.

В первом полугодии 2014 года рынок лизинга продолжил снижаться: новый бизнес1 за январь-июнь 2014 года составил около 344 млрд руб. (сокращение к 1 пол. 2013г. - около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд руб. (сокращение на 15%). Столь значительная разница между темпами изменения показателей, на наш взгляд, объясняется структурными изменениями рынка - снижением количества крупных сделок в сегментах авиа- и ж/д лизинга. Кроме того, на снижении суммы новых договоров лизинга сказался рост розничных сделок (темпы прироста сделок составили около 15%), которые заключаются на менее длительные сроки, что понижает разницу между ценой имущества и суммой договора лизинга. Сегментами, показавшими положительную динамику новых сделок, стали грузовой (+16%) и легковой (+23%) автотранспорт. Значительный объем сделок, заключенных компанией ВТБ Лизинг, «вытянул» сегмент строительной и дорожно-строительной техники также в плюс.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

 

Показатели

1 пол. 2011г.

2011г.

1 пол. 2012г.

 2012г.

 1 пол. 2013г.

 2013г.

1 пол. 2014г.

2014г.

(прогноз оптим/пессим)

Объем нового бизнеса (стоимость имущества), млрд руб.

320

741

385

770

353

783

344

745/627

Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

530

1300

712

1320

594

1300

505

1235 /973

Средняя сумма сделки, млн. руб.

11,2

12,1

11,2

9,2

8,2

 8,6

5,5

-

Концентрация топ-10 компаний в портфеле

 н/д

59,0%

н/д

56,5%

н/д

н/д

57,4%

-

Индекс розничности2

24%

23%

24%

28%

31%

35%

43%

-

Объем полученных лизин­говых платежей, млрд руб.

210

540

275

560

330

650

300

690

Объем профинанси­рован­ных средств, млрд руб.

310

737

290

640

290

780

295

800/680

Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд руб.

1360

1860

2100

2530

2470

2900

2840

3100/2800

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

В начале года лизингодателями был зафиксирован рост спроса на услуги со стороны клиентов, которые приобретали имущество, чтобы избежать крупных валютных рисков, связанных с ожиданиями ослабления курса рубля. В дальнейшем произошло резкое падение спроса, вызванное как удорожанием кредитов, так и неопределенностью внешнеполитической ситуации и введенными санкциями в отношении России. На этом фоне чистый вывоз капитала из РФ банками и предприятиями за первое полугодие 2014г. составил $74,6 млрд, согласно данным ЦБ РФ, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($33,7 млрд). Как следствие - сужение объемов и рост стоимости банковского кредитования, которые негативно сказались на объемах нового бизнеса.

 

Розничная атака госкомпаний

В топ-3 компаний по объему нового бизнеса (стоимости имущества) за 1 пол. 2014г. вошли «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг, поднявшиеся на 1-е и 2-е место соответственно (таблица 2). Третье место заняла компания Европлан. В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за 1 пол. 2013г. – 33%, за 1 пол. 2012г. – 37%).

В структуре новых договоров лизинга в 1 пол. 2014 по сравнению с 1 пол. 2013 произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний возросла на 7,2 п.п. (график 2), связано это с наращиванием розничных сделок (в первую очередь компаниями «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг) на фоне сокращения крупных сделок в ж/д- и авиа сегментах. Доля госкомпаний в структуре нового бизнеса (стоимости имущества) также возросла и составила 47,8%.

Ключевой розничный сегмент – автолизинг - впервые с 2008 года стал крупнейшим (31%) в структуре нового бизнеса.

Доля ж/д техники в сумме новых договоров лизинга продолжает стремительно снижаться: если в 1 пол. 2013г. она достигала 34%, то в 1 пол. 2014г. – уже 22,3%. Авиасегмент после рекордного роста в прошлом году (доля его выросла с 2% до 19,8%) также сократился: доля сегмента снизилась до 17,2%. Сегментами, показавшими положительную динамику новых сделок, стали грузовой (+16%) и легковой (+23%) автотранспорт. Значительный объем сделок, заключенных компанией ВТБ Лизинг, «вытянул» также в плюс сегмент строительной и дорожно-строительной техники (без учета компании данный сегмент сократился бы на 13%).

В целом по рынку положительные темпы прироста, помимо автомобилей и строительной техники, продемонстрировали еще 9 сегментов. Среди них - машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, недвижимость, суда и пр. Но с учетом того, что эти сегменты между собой слабо взаимосвязаны, а их доля в общем объеме рынка около 21% - они не смогли переломить сложившуюся тенденцию сокращения лизингового рынка России.

 

Таблица 3. Топ-10 сегментов рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 1 пол. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 1 пол. 2013, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента в сумме новых договоров в 1 пол. 2014, % Доля в лизинговом портфеле на 01.07.14, %
Железнодорожная техника 22,0% 22,3% 34,0% -44,3% 50,2%
Грузовой автотранспорт * 17,1% 16,1% 11,8% 16,0% 7,5%
Авиационный транспорт 17,0% 17,2% 19,8% -26,2% 16,9%
Легковые автомобили 13,9% 13,3% 9,2% 23,0% 5,1%
Строительная и дорожно-строительная техника 11,0% 10,5% 7,6% 17,8% 4,9%
Сельскохозяйственная техника и скот** 2,9% 2,7% 3,5% -33,8% 0,3%
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,0% 1,8% 1,5% 1,9% 1,8%
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 1,8% 2,0% 2,3% -24,5% 2,4%
Недвижимость (здания и сооружения) 1,8% 1,6% 0,5% 179,2% 1,9%
Суда (морские и речные) 1,5% 1,6% 0,9% 42,5% 2,1%

* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток

** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Доля крупных компаний в структуре нового бизнеса за 1 пол. 2014г. снизилась до 53,2% (график 3). По мнению Агентства, более высокая доля крупного бизнеса в структуре новых договоров лизинга в отличие от нового бизнеса связана со срочностью лизинговых договоров с такими клиентами. Крупные договора, как правило, заключаются на более длительные сроки, что повышает разницу между ценой имущества и суммой договора лизинга. Также по крупным сделкам может быть выше ставка страхования имущества, что увеличивает дельту между договором лизинга и ценой имущества.

График 3. Доля МСБ в структуре нового бизнеса значительно выросла*

 
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

Негарантированные сделки

Доля просроченной задолженности по рынку составила не менее 4% (годом ранее около 2,5%), в то время как в розничном секторе, по оценкам «Эксперт РА», она может достигать 5-6% (в 2013 – около 4%)

Помимо целого ряда преимуществ сделки с представителями малого и среднего бизнеса несут  значительные кредитные риски, т.к. данный сегмент очень чувствителен к изменениям в экономике страны. Согласно анкетированию, заметная часть лизингодателей уже сейчас отмечает ухудшение взаиморасчетов между контрагентами в 1 пол. 2014г. и увеличение просрочек по договорам. Дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации в стране может для некоторых клиентов компаний обусловить заметный рост неплатежей.

Проблемная задолженность 3 у ряда лизинговых компаний на 01.07.2014 составляет более 10% от портфеля, что говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. «Сегодня мы наблюдаем заметное падение спроса на новую технику, и, естественно, это негативно отражается как на лизинге, так и на кредитовании. К сожалению, у всех лизингодателей продолжает расти дебиторская задолженность. Даже если некоторые компании пытаются отрицать этот факт, тенденция налицо» - отмечает Владимир Добровольский.

График 4. Доля проблемной задолженности в разрезе собственников* лизингодателей на 01.07.2014


Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

В условиях наращивания сделок в розничном сегменте, более чувствительном к конъюнктуре экономики страны, эффективным инструментом по снижению кредитного риска может стать более активное участие лизинговых компаний в программах по поддержке МСБ. Данные программы дают лизингодателям возможность повысить качество обеспечения по договорам и снизить уровень долговой нагрузки на лизингополучателей. «Использование поручительства гарантийного фонда может быть эффективным инструментом поддержки сделки, когда лизингополучатели не набирают требуемый лизингодателем аванс. Также поручительство фонда вкупе с авансом дает больше оснований для одобрения сделки,  в случае расторжения которой может быть затруднена оценка рыночной стоимости имущества», - комментирует Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

Размер ответственности фондов по одному поручительству может составлять до 50-70% от суммы обязательств заемщика (в зависимости от масштабов фонда объем поручительства может доходить до 70 млн. руб.). Кроме того, при неуплате платежей клиентом лизингодатель может истребовать денежные средства с должника оперативнее, чем в случае судебных разбирательств. Сотрудничество с гарантийными фондами дает возможность привлекать надежных клиентов, выполнение обязательств по лизинговым договорам у которых обеспечено государством. Использование гарантий фондов в лизинговых сделках будет стимулировать интерес потенциальных клиентов к услугам лизинговых компаний. Очевидно, что из-за небольшого объема поручительства данный инструмент будет востребован скорее в розничных сделках.

Тем не менее, гарантийный механизм на лизинговом рынке еще в должной степени не налажен. «Условия по гарантиям лизинга не всегда отвечают потребностям МСБ. Мы проработали этот вопрос с госорганами, изучили  статистику по имуществу, для приобретения которого использовались различные формы господдержки, учли положительный опыт работы Сбербанка,– отмечает Дмитрий Ерошок, генеральный директор «Сбербанк лизинг», – и в данный момент мы готовим отдельный продукт, ориентированный на потребности предприятий МСБ с возможностью использования механизма поручительства гарантийных фондов. В 2014 году планируем запустить это предложение в нашей региональной сети и через региональные гарантийные фонды».    

 

Средний уровень мультипликатора капитала фондов свидетельствует о наличии потенциала роста поручительств, объем которых может покрыть, по оценкам «Эксперт РА», примерно 44 млрд руб. по договорам лизинга за 2014 год, или примерно 15% от объема нового бизнеса розничного сегмента.

Текущий уровень мультипликатора капитала (отношение внебалансовых обязательств к капиталу) гарантийных фондов свидетельствует о наличии потенциала роста поручительств, объем которых может покрыть, по оценкам «Эксперт РА», примерно 15% от объема нового бизнеса розничного сегмента. Столь значительный объем неиспользованных поручительств дает дополнительные возможности лизингодателям по наращиванию портфеля и снижению кредитного риска на одного клиента. Стоит заметить, что часть этого объема гарантий могут выбрать банки при кредитовании МСБ.

В отличие от гарантий, в настоящее время лизингополучатели активно пользуются субсидиями по авансовым и лизинговым платежам. Данная программа на практике дает возможность клиенту покрывать 25-30% лизинговых платежей. Как правило, гарантии оказывают гораздо меньшее влияние на решения лизинговых компаний, чем, например, на банковские решения при одобрении кредита. При кредите поручительства гарантийных фондов могут способствовать снижению процентной ставки и увеличению объема кредитования. Кроме того, банкам выгоден данный тип обеспечения тем, что гарантии фондов имеют высокую категорию качества обеспечения, что не требует создания крупных резервов по № 254-П, и как следствие, позволяют снизить давление на капитал. Такие послабления не распространяются на лизинговые компании, что снижает стимулы для использования ими гарантий.

Ни самолетом, ни поездом…

Согласно пессимистичному прогнозу «Эксперт РА» на 2014г., сокращение лизингового рынка может составить до 20% (новый бизнес не превысит 630 млрд руб.). Если в прошлом году в условиях спокойной политической ситуации сгладить падение смог авиализинг, то в этом году такого сегмента-драйвера не ожидается. Реализация крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и пр.) скажется на рынке только в 2015-2016г. Увеличение налогового бремени на бизнес (с 1 января 2015г. регионы могут ввести налог с продаж) может оказать давление на финансовое состояние МСБ, т.к. новый налог повлияет на стоимость товаров и услуг, что негативно отразится на потребительском спросе.

«Мы ожидаем снижение объемов нового бизнеса к концу года не менее, чем на 5-10% по сравнению с показателями 2013 года. Структура рынка будет смещена в сторону авиализинга, лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники. При этом сохранение объемов в сегменте, скажем, специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих крупных государственных и региональных программ» - отмечает Дмитрий Ерошок.

Позитивный прогноз предполагает сокращение рынка лизинга на 5% (новый бизнес составит около 745 млрд руб.). Вступление в силу регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011), по нашим оценкам, не приведет к резкому обновлению ж/д парка. В связи этим, по нашему мнению, сегмент ж/д техники продолжит падение (-35%, при позитивном прогнозе -16%). Лизинг авиасудов после взрывного роста в прошлом году будет сжиматься до -10%, а при пессимистичном прогнозе – до 20%, так как данный сегмент сильно зависит от иностранных авиастроительных компаний и партнеров по обслуживанию воздушных судов, сотрудничество с которыми сейчас находится под сильным влиянием внешнеполитической обстановки. Рост, по мнению Агентства, продемонстрирует автолизинг (около 15%). Однако в случае серьезного ухудшения конъюнктуры авторынка (спад автопродаж во втором полугодии 2014 года составит около 16%, а за 2014 год - 12%)4 сегмент может упасть на 5%. В остальных сегментах рынка лизинга мы ожидаем темпов сокращения нового бизнеса до 14%, при позитивном прогнозе – до 6%.

Таблица 4. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2014г. (пессим/оптим. прогноз) Прирост в абсолютном выражении, млрд руб. (пессим/оптим. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление №41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов по средством лизинга для ОАО «РЖД»., Сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен сырьевую продукцию -35% / -16% -94,9 / -43,4 - 12,2 -5,7
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление №1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (пример, «Добролет») -20% / -10% -23,3 / -11,7 - 3,0 -1,5
Грузовые и легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, возобновление программы по утилизации старых автомобилей Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей -5% / 15% -9,7 / 29,2 - 1,2 3,9
Прочие сегменты   Отсутствие крупных государтсвенных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий -14% /-6% -28,0 / -12,0 - 3,6 -1,6
Итого прирост по рынку   -20,0 -5,0

Источник: «Эксперт РА»

МСФО 2013: своими силами

В связи с внешнеполитической ситуацией и постепенным ужесточением новых санкций, российские лизинговые компании практически лишились доступа к долговым рынкам Европы и США. «Сегодня мало кто понимает, что происходит в финансовом секторе в связи с принятием санкций против Российской Федерации. И самое главное - нет ясности в вопросе, на какие еще меры пойдут США и Европа. В настоящее время весь наш рынок капитала ориентирован на Запад. Для того чтобы переориентировать его, к примеру, на Китай нужно много времени», - говорит Владимир Добровольский.

Дальнейшее сокращение объема сделок с иностранными партнерами может отрицательно сказаться на заинтересованности отечественных компаний к использованию отчетности в соответствии с МСФО. По нашему мнению, если Министерство финансов РФ в дальнейшем не ужесточит требования к срокам по введению обязательного МСФО для финансовых и государственных компаний, то ряд лизинговых компаний может даже на время отказаться от подготовки такой отчетности.

По оценкам «Эксперт РА», в 2013 году 35 лизинговых компаний составляли отчетность в соответствии с международными стандартами (в 2012 – 39, в 2011 – 35, в 2009 - 37). Аудит отчетности по МСФО за 2013г. проводили около 40% компаний. Подавляющая часть компаний (73%) составили отчетность по МСФО за 2013г. путем трансформации РСБУ, при этом основная часть не пользовалась внешними консультантами, а использовала собственных бухгалтеров (82%).

Таблица 5. Рэнкинг лизингодателей в соответствии с МСФО за 2013 год

Место Наименование ЛК Выручка от лизинга, млн. руб. Собственный капитал, млн. руб. Место по капиталу Чистые инвестиции в лизинг, млн. руб. Итого активы, млн. руб.
1 "ВЭБ-лизинг" 26 330,0 24 490,0 1 234 210,0 334 180,0
2 ВТБ Лизинг 25 558,0 22 783,0 2 216 050,0 262 018,0
3 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 11 991,8 4 857,3 8 103 827,0 133 415,5
4 Европлан 7 694,5 6 744,1 5 30 049,1 41 610,4
5 "Государственная транспортная лизинговая компания" 6 886,0 10 286,0 4 53 345,0 82 217,0
6 "ТрансФин-М" 6 321,0 6 530,0 6 55 294,0 74 492,0
7 Газпромбанк Лизинг (ГК) 5 325,0 541,0 17 49 480,0 63 942,0
8 Балтийский лизинг (ГК) 3 148,5 2 356,4 12 17 313,8 19 204,3
9 "РЕЙЛ1520" (ГК) 2 764,0 5 539,0 7 - 39 548,0
10 "РЕСО-Лизинг" 2 086,9 2 724,6 10 9 026,5 11 859,0
11 "Ильюшин Финанс Ко" 1 809,4 19 507,5 3 19 189,1 41 817,5
12 "Элемент Лизинг" 1 677,0 1 173,0 13 8 130,0 9 173,0
13 Интерлизинг (ГК) 1 661,9 431,9 19 7 295,4 11 783,6
14 CARCADE Лизинг 1 647,2 3 017,3 9 17 179,4 19 768,6
15 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат Лизинг Руссия" 1 069,2 2 378,8 11 8 998,0 10 916,5
16 "Альянс-Лизинг" 638,0 712,0 15 2 618,9 3 246,2
17 "Дойче Лизинг Восток" 632,4 1 097,3 14 8 019,8 9 648,7
18 "Лизинг-Трейд" 332,0 537,0 18 1 363,0 2 339,0
19 "ЭКСПО-лизинг" 251,9 391,3 20 2 205,5 3 459,9
20 "Столичный Лизинг" 218,0 85,0 23 726,0 942,0
21 ЛК "Базис Лизинг" 217,0 300,0 21 3 366,0 5 326,0
22 "Объединенный финансовый капитал - Лизинг" 149,0 103,5 22 785,0 1 038,0
23 "Банк "Вологжанин" 40,0 546,0 16 199,0 2 711,0

Источник: «Эксперт РА» на основании анкетных данных 

 

 

1 рассчитываться как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам. Ранее под «новым бизнесом» понималась вся сумма договоров лизинга, включая НДС, данный показатель останется в исследованиях в качестве второстепенного и будет называться «Сумма новых договоров лизинга».

2индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля сегментов с преобладанием клиентов из сегмента МСБ в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

* на графике 3 за 1 пол. 2014г. указана структура нового бизнеса, а за остальные периоды структура новых договоров лизинга.

3 весь остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 01.07.14

* в состав прочих собственников входят иностранные фонды прямых инвестиций, отечественные и иностранные производители оборудования

4 Согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)