Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интернет-банкинг с человеческим лицом

Картуесов Антон, Доронкин Михаил, Волков Станислав

Банки смогли перевести в «онлайн» часть мелких клиентских транзакций и снизить свои операционные затраты. Но для роста комиссионных доходов им придется упрощать интерфейсы и завоевывать доверие пользователей.

По своему функционалу лучшие системы интернет-банкинга уже сегодня удовлетворяют потребности большинства клиентов.

Всего за 2-3 года такие системы интернет-банкинга для физических лиц из простой информационной услуги для узкой группы клиентов превратились в реально работающий инструмент по совершению разнообразных операций «онлайн». По своему функционалу лучшие системы интернет-банкинга уже сегодня удовлетворяют среднего пользователя. Оплата сотовой связи, платежей ЖКХ, погашение кредитов, операции между своими счетами – это стандартные функции большинства систем интернет-банкинга.

К началу 2012 года половина опрошенных кредитных организаций стала предоставлять услугу автоматических платежей по графику (в начале 2011 года таких было только треть). Заметный прогресс наблюдается в части  оформления заявок на кредит (31% сегодня против 18% годом ранее) и предоставления дополнительных услуг (онлайн-бронирование и оплата авиабилетов, пополнение счетов в системах электронных денег, см. график 1), и этот перечень можно продолжать.

График 1. Банки активно расширяют базу получателей платежей

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков

Рост функциональности систем интернет-банкинга и маркетинговые усилия банков позволили им за два года в три раза (с 8% до 26%) нарастить долю удаленных транзакций (см. график 2). Таким образом, банки перевели в интернет множество небольших платежей, разгрузив свои операционные офисы. Но это только одна из задач, которую способна решать хорошая система интернет-банкинга. Вторая задача – рост комиссионных доходов за счет увеличения объемов операций – пока не решена, о чем говорит слабый рост доли интернет-банкинга в объемах платежей. По итогам 2011 года только 8% банковских платежей физических лиц было совершено через интернет, при этом за последние четыре года данный показатель практически не изменился.

График 2. Объемы транзакций через интернет не показывают взрывного роста

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Основные причины слабого роста объемов платежей - недоверие основной части населения к интернет-сервисам, неготовность активных пользователей проводить крупные транзакции удаленно и относительная сложность интерфейсов большинства интернет-банкингов для рядовых клиентов. «Ключевой сдерживающий фактор – инертность основной массы розничной клиентской базы в части привычки использовать банковскую карту только как средство для получения зарплаты в банкомате, а не как средство для совершения платежа – даже в оффлайне, не говоря уже об интернете», - комментирует Дмитрий Гондусов, генеральный директор системы HandyBank (см. интервью).

Узкие места

Интерфейсы многих систем интернет-банкинга все еще остаются достаточно сложными для восприятия пользователями. В большинстве своем они разработаны «технарями для технарей». Это предполагает использование функциональной иерархии меню и обилие технических терминов. Для осуществления более-менее сложной транзакции пользователь должен обладать определенными навыками и знаниями. Обычно люди в возрасте до 30 лет трудностей с этим не испытывают. Другое дело - пользователи старше среднего возраста – освоить в полном объеме систему интернет-банкинга им обычно очень сложно. Это приводит к тому, что часть пользователей систем либо вообще не совершают операции «онлайн» либо ограничиваются стандартными сервисами.

Одним из выходов могло бы стать создание облегченных версий систем интернет-банкинга. При этом структура меню должна быть выстроена не по типу транзакций, а по потребностям пользователя. Это позволит людям старшего поколения легче привыкнуть к использованию интернет-банкинга. Простота, понятность, визуальная привлекательность – вот чего должны добиться банки на этом направлении.

Интерфейсы многих систем интернет-банкинга все еще остаются достаточно сложными для восприятия рядовыми пользователями.

Еще один ключевой вопрос – безопасность, точнее  -  уверенность пользователя в защищенности счетов и проводимых транзакций от внешнего вторжения. Банки модернизируют свои системы ДБО для защиты от злоумышленников, однако добиться высокого уровня доверия пользователей к системам интернет-банкинга им пока не удалось. Переломить ситуацию могли бы повсеместное страхование рисков, связанных с действием сотрудников банка или третьих лиц, и публикация информации о том, как такое страхование защитило клиента в спорной ситуации. Как показало исследование, проведенное «Эксперт РА», только 5 из опрошенных 69 банков и компаний страхуют риски, связанные с злоумышленными действиями третьих лиц, 7 – риски потерь, вызванных действием или бездействием своих сотрудников.

В борьбе за пользователя

Крупные банки со своими командами разработчиков далеко превзошли требования среднего клиента, то же самое удалось и средним и небольшим банкам, подключившимся к клубным системам.

Лидирующие позиции в итоговом рейтинге функциональности занимают мультибанковские системы HandyBank и Faktura.ru, а также Банк24.ру, АЛЬФА-БАНК и СКБ-Банк. Текущая инфраструктура наиболее продвинутых систем позволяет предоставлять широкий набор платежных функций, а большое количество получателей платежей делает проведение операций посредством системы клиент-банк более простым и оперативным.

Ряд крупных банков, ориентированных на работу с розницей, всё еще не может претендовать на высокие места в рейтинге по причине недостаточно большого количества мерчантов в системе и отсутствия таких сервисов как выпуск виртуальной карты или возможности совершить платежи в адрес госорганов. Многие банки не предоставляют услугу дистанционного подключения интернет-банка (Банк "Петрокоммерц", ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк), в системе Банка Русский Стандарт не предусмотрена возможность автоплатежей, а интернет-банкинг Ситибанка не позволяет пополнить счет клиента ни в одной из систем электронных денег. Необходимо отметить, что по внутреннему функционалу разрыв между первым и последним местом не так велик.

Напротив, хорошие позиции заняли госбанки ВТБ24 и Сбербанк России, отказавшиеся от участия в прошлом исследовании. Банк ТКС работает над расширением функциональности своей системы интернет-банкинга, однако на дату составления рейтинга запуск новой версии еще не состоялся, поэтому в рейтинг она не включена.

Таблица 1. Итоговый рейтинг функциональности интернет-банкингов

  Система интернет-банкинга

Банк

Место в рейтинге

Итоговый рейтинг Внешний платежный функционал (вес 34%) Внутренний функционал и сервисные функции (вес 40%) Информационная и финансовая безопасность (вес 26%)
HandyBank Банки-участники HandyBank1 1 1 7 1
Интернет-банк "Банк24.ру" (ОАО) 2 3 1 2
Альфа-Клик ОАО "АЛЬФА-БАНК" 3 4 12 12
"Банк-на-Диване" ОАО "СКБ-банк" 4 6 3 17
Faktura.ru Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ)2 5 5 20 22
"Домашний Банк" и "HandyBank" ООО КБ "Алтайэнергобанк" 6 2 49 36
Телебанк ОАО "МИнБ" ОАО "МИнБ" 7 13 13 5
МКБ Онлайн ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" 8 9 15 11
Электронный банк Пробизнесбанк и другие банки Финансовой Группы Лайф (кроме Банка24.ру) 9 10 11 10
Сбербанк ОнЛ@йн ОАО "Сбербанк России" 10 11 6 27
Интернет-банк ЗАО "Банк Русский Стандарт" 11 15 25 7
"АТБ-онлайн" "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) 12 8 55 3
SBANK.RU ПРИВАТ СБ Банк (ООО) 13 34 2 13
«Авангард Интернет-Банк» ОАО АКБ "АВАНГАРД" 14 7 16 37
«КУБ-Direct» "КУБ" ОАО 15 22 24 8
Интернет-банк PSB-Retail ОАО "Промсвязьбанк" 16 14 5 52
"Телебанк" ОАО "УБРиР" 17 27 4 15
Интернет-банк ОАО "ТрансКредитБанк" 18 29 10 21
"Телебанк" ВТБ 24 (ЗАО) 19 20 19 49
Номос-Линк "НОМОС-БАНК" (ОАО) 20 21 17 6
Мобибанк ЗАО "Уралприватбанк" 21 17 8 35
Частный Клиент ОАО "РГС Банк" 22 24 30 20
ОТКРЫТИЕ Online ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" 23 25 22 18
Интернет-банк ООО "ХКФ Банк" 24 32 26 9
Citibank Online ЗАО КБ "Ситибанк" 25 37 14 26
Интернет-банкинг ОАО "МТС-Банк" 26 18 18 38
Абсолют On-Line АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) 27 12 34 19
Онлайн Партнер ОАО "АИКБ "Татфондбанк" 28 19 31 51
Интернет-Банк 24/7 "Запсибкомбанк" ОАО 29 35 38 4
Интернет-банк "МДМ online" ОАО "МДМ Банк" 30 33 36 24
ЛОКО Онлайн КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) 31 36 33 29
СМП ON-Банк ОАО "СМП Банк" 32 31 28 44
УРАЛСИБ|ИНТЕРНЕТ-БАНК ОАО "УРАЛСИБ" 33 42 27 16
TRUST ONLINE НБ "ТРАСТ" (ОАО) 34 44 32 45
ДБО BS-Client. Частный клиент ОАО "Банк "Санкт-Петербург" 35 43 23 23
Enter.UniCredit ЗАО ЮниКредит Банк 36 46 21 58
BSS ООО КБ "РОСАВТОБАНК" 37 23 42 47
"PKB On-line" ОАО Банк "Петрокоммерц" 38 50 29 25
Меткомбанк-Онлайн ОАО "Меткомбанк" 39 30 41 39
Телебанк с электронно-цифровой подписью, Телебанк Экспресс ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА" 40 47 9 31
БСС ДБО Частный Клиент АБ "БПФ" (ЗАО) 41 38 53 34
«ДБО BS-CLIENT.Частный клиент» ОАО КБ "АГРОПРОМКРЕДИТ" 42 16 48 40
Интернет-Банк ОАО "Курскпромбанк" 43 54 45 14
U-Bank КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) 44 26 43 48
Raiffeisen CONNECT ЗАО "Райффайзенбанк" 45 52 35 41
"Частный клиент" компании BSS ОАО КБ "СЕВЕРГАЗБАНК" 46 41 46 30
ИНТЕРНЕТ-ОФИС ОАО "НОМОС-РЕГИОБАНК" 47 51 37 32
КИТ-Коннект КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) 48 49 50 28
"АК БАРС Online" ОАО "АК БАРС" БАНК 49 39 40 55
Ижкард.Ру АКБ "Ижкомбанк" (ОАО) 50 45 56 46
Nordea online ОАО "Нордеа Банк" 51 57 51 42
Интернет-Платежи ЗАО ГКБ "Автоградбанк" 52 40 44 33
Система "Мегапэй" ОАО АКБ "Связь-Банк" 53 48 39 54
Интернет Клиент-Банк CBS, Интернет-Банк Faktura.ru ЗАО "СтарБанк" 54 55 52 43
Ellips-mobile ОАО КБ "Эллипс банк" 55 56 47 53
WEB - банк.  Поставщик OpenWay ОАО КБ "Солидарность" 56 28 54 50
Интернет-Банк ОАО "Тверьуниверсалбанк" 57 53 57 56
InterBank Retail "БУМ-БАНК", ООО 58 58 58 57

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков

Средний или продвинутый?

Насыщение внутрибанковского платежного функционала многих систем ДБО уже произошло. Спрос на принципиально новые технические услуги со стороны клиентов банков не так велик. Рост уровня функциональности систем интернет-банкинга в 2012 году продолжится, но, по оценкам «Эксперт РА», его обеспечат не столько лидеры, сколько «середнячки» рейтинга, которые будут копировать лучшие наработки.

Рост уровня функциональности систем интернет-банкинга в 2012 году обеспечат не столько лидеры, сколько «середнячки» рейтинга, которые будут копировать лучшие наработки.

Существуют два пути дальнейшего развития: совершенствование уже созданных систем без коренной переработки или их идейное развитие.

Первый путь подразумевает ориентацию на среднего пользователя и, как следствие, некоторое упрощение интерфейса, слабый прогресс в функциональности акцент на привлечение миллионов клиентов. Маркетинговые усилия банков и клубных операторов по привлечению клиентов уже в ближайшие год-два могут привести к росту доли активных пользователей  выше 10%. Принято считать, что этот уровень активных пользователей – порог, после которого может начаться этап взрывного роста числа активных пользователей и, как следствие, объема комиссионных доходов от систем интернет-банкинга.

Второй путь – это ориентация на продвинутого пользователя,  работу в качестве витрины финансового супермаркета с индивидуально формирующимися предложениями для пользователей. Он более затратен, и имеет смысл для тех кредитных организаций, которые свою ключевую нишу видят именно в предоставлении онлайн-сервисов.

Продвинутые пользователи хотят, чтобы интернет-банкинг превратится в систему управления семейным бюджетом. Она дает возможность работы с нескольких аккаунтов с различными лимитами, настройками безопасности и, возможно, персонифицированными интерфейсами.

Методология рейтинга функциональности интернет-банкинга

В этом рейтинге мы оценили функции и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, предоставляющих наибольший функционал.

Анализ проводился по трем сегментам: внешний платежный функционал (вес 34%), внутренние операции (40%) и сервисные функции, информационная и финансовая безопасность (26%).

Внешний платежный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.

Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчеты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения.

Информационная и финансовая безопасность интернет-банкинга учитывала способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба.

Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место системы интернет-банкинга в рейтинге.

При формировании рейтинга в марте 2012 года учитывались некоторые функции, которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались Агентством. В их числе, например, возможность дистанционного подключения услуги интернет-банка, оформления заявок на валютный перевод и денежных переводов в оффлайн. Корректировки в методике незначительны, поэтому методики являются сопоставимыми.

Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По ее результатам ряд баллов был скорректирован. Банкам, предоставившим данные, не подтвердившиеся в ходе проверки, были начислены штрафные баллы.

1 ОАО Банк АВБ, ОАО "Волго-Камский банк", АКБ "СЛАВИЯ" (ЗАО) и другие. Только часть банков-участников предоставляет полный функционал, доступный в системе HandyBank.

2 ОАО КБ "Акцепт", ОАО "Крайинвестбанк", Банк "Левобережный" (ОАО), БАНК "РЕЗЕРВ" (ОАО), ОИКБ "Русь" (ООО), ООО "Хакасский муниципальный банк", ООО "Камкомбанк" и другие. Только часть из банков-партнеров предоставляет полный функционал, доступный в системе Faktura.ru.