Превосходя ожидания
Поделиться
VK


Объем лизингового бизнеса за январь — сентябрь текущего года вырос на 58%, достигнув 710 млрд рублей

Павел Жолобов

Объем лизингового бизнеса за январь — сентябрь текущего года вырос на 58%, достигнув 710 млрд рублей

Поддержку рынку оказала реализация госпрограмм по льготному лизингу в транспортных сегментах, которые охватывают около 80% рынка. Согласно прогнозу «Эксперт РА», по итогам 2017 года рынок лизинга превысит рекордный уровень в 1 трлн рублей

Объем нового бизнеса за январь — сентябрь 2017 года составил около 710 млрд рублей (график 1), что на 58% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Стоит отметить, что за третий квартал текущего года стоимость имущества, переданного в лизинг/аренду, достигла 285 млрд рублей, что на 63% выше результатов июля — сентября 2016 года. По данным «Эксперт РА», полученным в ходе анкетирования участников рынка, увеличение объемов лизингового бизнеса за девять месяцев 2017 года показали две трети лизинговых компаний (ЛК), на которые в совокупности приходится более 90% рынка. При этом из топ-20 лизингодателей ни одна компания не показала отрицательной динамики объемов нового бизнеса. Лизинговый рынок в России на текущий момент сильно зависит от мер государственной поддержки. Действие госпрограмм льготного лизинга обеспечило поддержку транспортных сегментов лизингового рынка, что во многом обусловило достижение рекордных объемов рынка.

Сумма новых договоров лизинга за январь — сентябрь 2017 года составила более 1,1 трлн рублей (680 млрд рублей годом ранее), а объем лизингового портфеля на 01.10.2017 достиг 3,3 трлн рублей (табл. 1). В течение первых девяти месяцев 2017 года объем нового бизнеса вырос во всех розничных сегментах: грузовой автотранспорт (+90%), легковой автотранспорт (+28%), строительная техника (+48%), сельскохозяйственная техника (+4%), тем не менее индекс розничности1 снизился с 50 до 48%. Динамика данного индекса обусловлена еще большим приростом второго и третьего по объему лизингового бизнеса после автомибильного сегментов железнодорожного лизинга и авиализинга, которые выросли на 153 и 56% соответственно.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 9 мес. 2013 года 2013 год 9 мес. 2014 года 2014 год 9 мес. 2015 года 2015 год 9 мес. 2016 года 2016 год 9 мес. 2017 года
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 583 783 522 680 385 545 450 742 710
Темпы прироста (период к периоду), % 5 1,7 –10,4 –13,2 –26,2 –19,9 16,9 36,1 57,8
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 940 1300 754 1000 590 830 680 1150 1140
Темпы прироста (период к периоду), % –2,6 –1,5 –19,8 –23,1 –21,8 –17 15,3 38,6 67,6
Индекс «розничности», % 32 35 45 44 45 44 50 45 48
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 2650 2900 2950 3200 2950 3100 2900 3200 3300

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Подтверждением тому, что рынок лизинга прошел кризис и перешел от стадии восстановления к росту служит не только рост объема нового бизнеса в отдельных сегментах, но и то, что впервые с кризисного 2014 года численность сотрудников, занятых в лизинговой отрасли, стала расти. Так, по состоянию на 01.10.2017 численность персонала лизинговых компаний составляет не менее 11 300 человек, что на 15% больше, чем годом ранее (график 2).

По итогам девяти месяцев 2017 года лидером рынка стал «Сбербанк Лизинг», нарастивший объем нового бизнеса на 163%, годом ранее компания была на третьей строке в рэнкинге. Более половины объема нового бизнеса лизингодателя по итогам трех кварталов текущего года приходится на сделки с авиатехникой. «Сбербанк Лизинг» за январь — сентябрь 2017 года также стал лидером по оперативному лизингу, в том числе за счет сделок с авиатехникой. Второе место по объему нового бизнеса по-прежнему удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), а третью позицию в рэнкинге занимает «ВТБ Лизинг». Как и прежде, отмечается высокая концентрация рынка на крупнейших лизингодателях, при этом она продолжает увеличиваться: так, по итогам трех кварталов 2017 года на топ-3 лизинговые компании приходится около 37% нового бизнеса, это на 2 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля 10 лидеров выросла на 3 п.п. — до 67%, а на 20 крупнейших лизингодателей приходится уже 80% против 78% годом ранее.

Таблица 2. Топ-20 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2017 года

Место по новому бизнесу Наименование компании Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 16.11.2017 Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 мес. 2017 года, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса 9 мес. 2017 года/9 мес. 2016 года, % Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2017 года., млн рублей Объем лизингового портфеля на 01.10.17, млн рублей
01.10.2017 01.10.2017
1 3 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 101 980 163 132 174 397 241
2 2 Государственная транспортная лизинговая компания 90 492 55 180 070 490 797
3 1 «ВТБ Лизинг» 67 377 7 104 295 394 295
4 4 «ВЭБ-лизинг» 56 393 115 82 488 344 620
5 5 «ЛК Европлан» ruA 42 087 63 н.д. 52 552
6 7 «Балтийский лизинг» (ГК) 25 808 44 37 119 39 647
7 11 «ТрансФин-М» ruA– 24 227 139 74 063 304 747
8 6 «Сименс Финанс» 23 842 21 36 966 42 308
9 - «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 21 888 37 750 125 850
10 12 «Альфа Лизинг» (ГК) 19 703 112 30 075 69 656
11 10 «РЕСО-Лизинг» ruA+ 15 826 51 24 147 24 576
12 9 «ЮниКредит Лизинг» ruAA 13 267 16 18 545 28 755
13 13 «Элемент Лизинг» ruA– 10 272 52 15 166 12 437
14 17 «Интерлизинг» (ГК) 9083 77 13 682 14 815
15 19 «CARCADE Лизинг» 8721 92 12 393 13 600
16 16 «РЕЙЛ1520» (ГК) 7841 36 9 526 25 549
17 15 «СТОУН-XXI» (ГК) ruBBB 7812 31 11 594 12 776
18 31 «Мэйджор Лизинг» 7548 196 12 160 14 978
19 24 «Дойче Лизинг Восток» 6152 79 8714 16 146
20 38 «Транслизинг-сервис» 6065 266 2488 5286

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Транспортный лизинг

Основой лизингового рынка в России является лизинг в транспортных сегментах, к которым Агентство относит автомобильный, железнодорожный, авиационный сегменты, а также сегмент водного транспорта. По итогам девяти месяцев 2017 года доля транспортных сегментов составляет около 80% (72% годом ранее), при этом на протяжении последних четырех лет автомобильный лизинг является самым крупным сегментом. В совокупности на грузовой и легковой автолизинг приходится 38% нового бизнеса по итогам трех кварталов 2017 года. Важно отметить, что сегмент грузовых автомобилей по доле рынка обошел сегмент легковых: 22% против 16% (годом ранее 18 и 20% соответственно). Причина изменения структуры автолизинга в пользу тяжелой техники заключается в действии трех госпрограмм адресной поддержки компаний, приобретающих в лизинг грузовую технику.

За девять месяцев текущего года на российском рынке было продано около 53 тыс. новых грузовых автомобилей, из них около 34 тыс. были реализованы через лизинг (табл. 3). Таким образом, благодаря программам господдержки проникновение лизинга в продажи грузовых автомобилей достигло 63,5% (против 53% за 2016 год). Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, наоборот, показывает снижение — с 8% за 2016 год до 6,2% за девять месяцев 2017 года. Однако, поскольку Минпромторг расширил действие программы льготного лизинга на легковой транспорт на период с 25 октября по 1 декабря 2017 года, стоит ожидать, что к концу года проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей достигнет 7–8%.

Таблица 3. За девять месяцев 2017 года около 64% грузовиков реализованы через лизинг

2014 год 2015 год 2016 год 9 мес.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт. 2490 1 601 1 426 1047
количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. 91 87 114 65
доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % 3,6 5,4 8,0 6,2
Продажи новых грузовых автомобилей, тыс. шт. 88 51 53 53
количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. 30 26 28 34
доля лизинга в продажах грузовых автомобилей, % 34,1 50,9 53,0 63,5

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

За январь — сентябрь 2017 года структура легкового автолизинга представлена на 76% легковыми автомобилями и на 24% легким коммерческим автотранспортом. По итогам первого полугодия текущего года соотношение было 80 на 20%, при этом средняя стоимость предмета лизинга (без учета НДС) за третий квартал не изменилась и составила около 1,8 млн рублей. В сегменте грузового транспорта доля крупнотоннажной техники выросла с 31 до 34%, что сопровождалось увеличением средней стоимости предмета лизинга в грузовом сегменте с 4 млн рублей по итогам первого полугодия до 4,6 млн рублей за девять месяцев текущего года. Рост спроса на более дорогостоящую технику связан с увеличением со второго полугодия размера субсидий по грузовому автотранспорту и спецтехнике с 10 до 12,5% стоимости лизингового имущества.

Несмотря на активный рост автолизинга, к данному инструменту в подавляющем большинстве прибегают юридические лица, а доля лизинга, приходящаяся на население, составляет менее 1%. Согласно опросу участников рынка, проведенному «Эксперт РА», около половины респондентов основной причиной, не позволяющей активно развиваться потребительскому лизингу в России, называют большую стоимость лизинга по сравнению с кредитом (график 4). Для физических лиц лизинг/аренда мог бы стать удобным альтернативным банковскому кредиту инструментом для приобретения автомобиля в случае освобождения граждан от уплаты НДС при заключении лизинговых сделок. «Физические лица, не являются плательщиками НДС, поэтому освобождение от избыточной налоговой нагрузки должно повысить популярность потребительского лизинга как способа приобретения автомобиля, поскольку это нивелирует ключевое преимущество автокредита перед лизингом», отмечает Александр Михайлов, генеральный директор лизинговой компании «Европлан».

Другим направлением, которое могло бы поддержать развитие автомобильного лизинга, является оперативный лизинг. В большинстве западных стран арендная модель ведения бизнеса получила широкое распространение, в России же на оперлизинг в автосегменте приходится всего 1,5% сделок. Тем не менее среди участников рынка бытует мнение, что со временем доля аренды автотранспорта будет расти. «В ближайшие годы операционным лизингом заинтересуются сначала международные компании, затем крупные российские, а затем услугой начнут пользоваться представители малого и среднего бизнеса. Подобный сценарий можно было наблюдать на Западе, и есть все шансы, что у нас в стране будет та же схема развития», — отмечает Александр Михайлов.

Психологический рубеж

Согласно предыдущему прогнозу «Эксперт РА», прирост нового бизнеса по итогам 2017 года должен был составить около 15–18%, и как следствие абсолютный объем рынка должен был быть около 850–875 млрд рублей. Однако с учетом успешных результатов рынка за девять месяцев Агентство пересмотрело данный прогноз в сторону увеличения, так как четвертый квартал, как правило, является самым результативным с точки зрения объемов нового бизнеса. Поскольку именно в конце года заключаются наиболее крупные сделки, проработка которых велась в течение года, «Эксперт РА» ожидает, что четвертый квартал обеспечит 35–40% совокупного объема нового бизнеса в 2017 году. Таким образом, в последние три месяца года в лизинг будет передано имущества на сумму не менее 300 млрд рублей, в результате рынок достигнет психологического уровня 1 трлн рублей, что станет абсолютным рекордом для России.

Реализация прогноза вероятна при заключении крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и железнодорожном сегментах, а также при росте объемов автолизинга благодаря действию государственных программ поддержки. Так, в грузовом сегменте со второго полугодия действует повышенная ставка субсидии, а на легковой автотранспорт в ноябре 2017 года Минпромторг также распространил действие программы льготного лизинга. Прогноз «Эксперт РА» основан на ожиданиях дальнейшего снижения ключевой ставки Банка России до уровня 7,5-8% до конца 2017 года, а также на прогнозе уровня инфляции не выше 4%.

1. Сумма долей розничных сегментов (легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника) в объеме нового бизнеса.

Публикации по тематике


Размер ставки по семейной ипотеке могут увязать с количеством детей

BFM.ru

До 5% будут предлагать при рождении второго ребенка и до 4% – при появлении третьего и последующих. С предложением выступил Минфин, пишет газета "Известия". Льготу хотят распространить только на новые займы по госпрограмме
07.03.2024

Дочерний лизинг

Коммерсантъ

Доля близких к государству крупных компаний на рынке растет
06.03.2024

В "Эксперт РА" рассказали о росте нового бизнеса в лизинге

РИА Новости

"Эксперт РА": рост нового бизнеса в лизинге в 2023 году составил 81%
06.03.2024

22-й ежегодный форум Лизинг в России - 2023

Ежегодная площадка с 2002 года, на которой руководители лизинговых компаний, клиенты лизинговых компаний, финансовые институты, регуляторы, ИТ-компании обсуждают актуальные вызовы и перспективы рынка. 11.12.2023

"Эксперт РА": объем нового бизнеса в лизинге увеличился почти вдвое

Прайм

"Эксперт РА": объем нового бизнеса в лизинге за девять месяцев вырос почти вдвое
05.12.2023