Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«В 2016 году продолжится смещение спроса в сторону техники и оборудования отечественного производства»

Какие значимые события произошли на рынке в 4 квартале 2015г.?

На протяжении всего года на рынок лизинга значительное влияние оказывала девальвация рубля. Четвертый квартал не стал исключением. Девальвация привела как к ухудшению финансового состояния отдельных отраслей и, как следствие, лизингополучателей, наиболее ярким примером здесь стала отрасль пассажирских авиаперевозок, так и изменила структуру спроса. В частности драматически упали продажи нового автотранспорта импортного производства, по отдельным маркам снижение составило 90%, при этом объем продаж отечественного автопрома снизился значительно меньше.

К существенным событиям, которые окажут влияние на рынок лизинга можно отнести принятие решения о запрете продления вагонов с истекшим сроком службы, вступившего в силу с 1 января 2016 года. Это будет способствовать восстановлению спроса на новые вагоны и на лизинг подвижного состава в перспективе года. Также позитивным фактором для данного сегмента, является продление срока субсидирования ставки по лизингу инновационных вагонов с одного до двух лет.

Для другого крупного корпоративного сегмента рынка лизинга – авиации крупнейшим событием не только 4 квартала, но и всего года стала остановка деятельности авиакомпании Трансаэро с последующим отзывом сертификата на перевозки. В результате лизинговые компании, работающие в этом сегменте, вынуждены сконцентрироваться на изъятии и ремаркетинге самолетов, что в условиях снижения пассажиропотока и девальвации рубля является непростой задачей.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2016 году? Какой вид оборудования, по вашему мнению, будет востребован в текущих макроэкономических условиях? На какие виды вагонов ваша компания ожидает спрос со стороны ж/д- операторов?

Рост рынка напрямую связан с объемом инвестиций в основной капитал. Базовый прогноз МЭР обещает продолжение снижения инвестиций 2016 году на 6% по сравнению с 2015 годом. Прогноз цены на нефть также пока не добавляет оптимизма. Поэтому сохранение объема рынка на уровне прошлого года можно будет считать настоящим успехом. Для достижения такого результата лизинговые компании должны будут существенно увеличить свою активность, в том числе, связанную с выходом в новые сегменты рынка.

Сокращение возможностей по привлечению вынудит обратиться к лизингу те компании, которые прежде обходились собственными средствами и другими инструментами финансирования – в частности компании добывающей отрасли. От лизинговых компаний потребуется формировать компетенции в новых сегментах рынка для того, чтобы снижать возможные риски в случае наступления у лизингополучателей кризисной ситуации.

В этом году также продолжится тенденция по смещению спроса в сторону техники и оборудования отечественного производства. Росту конкурентоспособности отечественной продукции способствует не только девальвация, сделавшая иностранную продукцию очень дорогой, но и программы государственной поддержки. Хорошо проявила себя программа субсидирования аванса по лизингу автотранспорта, при участии которой были проданы порядка 30 тысяч единиц техники. В данный момент разрабатывается программа субсидирования лизинга оборудования отечественного производства.

К 2017 году мы также ожидаем восстановление спроса на лизинг железнодорожного подвижного состава. По прогнозам экспертам в сегменте полувагонов сокращение профицита парка произойдет уже летом этого года, с этого момента можно ожидать и увеличение спроса на новые полувагоны. По-прежнему пользуются спросом специализированные типы вагонов: платформы, зерновозы.

В условиях кризиса лизинговые компании, как правило, отдают предпочтение ликвидным видам имущества, которое можно реализовать в случае ухудшения платежеспособности клиента. Какие виды ж/д-техники на ваш взгляд будут ликвидными в ближайшие 12 месяцев?

Безусловно, более ликвидное имущество приоритетно. И не только в кризис. Так как ликвидность имущества снижает риски существенных потерь в случае изъятия такого имущества у утратившего платежеспособность клиента. Кроме того, банки более охотно и с меньшим залоговым дисконтом выдают кредиты под залог ликвидного имущества. Однако ликвидность предмета лизинга является не единственным параметром, на который лизингодатель будет обращать внимание. Помимо ликвидности значимым фактором является финансовое состояние лизингополучателя и перспективы развития отрасли, в которой он работает.

Возвращаясь к сегменту лизинга ж/д техники. С осени 2015 года наблюдается рост ставок аренды полувагонов, в текущем году эта тенденция продолжится. Кроме того принятый запрет на продление сроков эксплуатации старых вагонов ведет к росту объемов списания, а, следовательно, к сокращению объема профицита парка. Поскольку полувагон является наиболее универсальным и массовым типом вагона – более 45% парка РФ составляют полувагоны, он является и наиболее ликвидным. В последние два года неуклонно растет спрос и на инновационные полувагоны, доля которых в объеме выпуска уже превышает 50%.

В прошедшем году компания разместила семь выпусков облигаций. Насколько сегодня привлекателен долговый рынок для лизинговых компаний? Планирует ли компания в текущем году для финансирования сделок активно использовать облигационные выпуски?

Действительно, ухудшение экономической ситуации для многих лизинговых компаний затруднило или сделало невозможным выход на долговой рынок. Однако, облигации продолжают оставаться интересным инструментом привлечения финансирования для лизинговой компании, и мы планируем выпускать их и дальше.

Так, в феврале этого года совет директоров «ТрансФин-М» одобрил программу размещения облигаций объемом 70 млрд рублей. Данные выпуски будут направлены как на новые сделки, так и для рефинансирования текущего портфеля. Кроме того, недавно нами был опробован такой редкий для российского рынка лизинга инструмент, как конвертируемые облигации: в конце 2014-2015 гг. были размещены две серии облигаций, конвертируемых в акции, на сумму 6,5 млрд рублей. Смысл данной операции состоит в том, что мы сразу начинаем выплачивать процентную ставку держателю облигаций, которая позволяет формировать текущий доход. Но через три года этот облигационный выпуск будет конвертирован в капитал компании. Это приводит к большей стабильности и капитализации, и при этом выгодно всем сторонам -- и акционерам, и компании, и кредиторам. По итогам 2015 года достаточность капитала составляет 12%, что является хорошим показателем для лизинговой отрасли. Повышению доверия инвесторов к ценным бумагам компании также будет способствовать международный кредитный рейтинг B, который был присвоен «ТрансФин-М» рейтинговым агентством Standard&Poor’s в январе этого года. Агентство высоко оценило бизнес-позицию и качество менеджмента компании.

Продолжающееся сокращение ж/д-сегмента подтолкнуло многие лизинговые компании переключиться на другие отрасли, тем самым диверсифицировав свой бизнес. В каких отраслях и с каким оборудованием планирует развиваться ваша компания в ближайшие годы?

Принимая во внимание сложную ситуацию в сегменте оперирования (ставки аренды вагонов снижались, начиная с 3 квартала 2013 вплоть до середины 2015 года), мы еще в начале 2014 года приняли стратегию диверсификации бизнеса. В результате по итогам 2015 года половина заключенных сделок приходится на новые отрасли. Мы начали активную работу в сегменте лизинга недвижимости – в 2014-2015 годах были реализованы крупные проекты по лизингу гостиничной и офисной недвижимости, в сегменте водных судов – в прошлом году передали в лизинг несколько сухогрузов, реализовали проекты по лизингу производственного оборудования. В этом году также планируем продолжать развивать компетенции в этих отраслях.

Планирует ли ваша компания больше участвовать в лизинговых сделках на территории стран-участниц Таможенного Союза? Какие трудности и какие возможности видит ваша компания на рынках Белоруссии и Казахстана? Какое оборудование из данных стран востребовано российскими клиентами?

Пока мы работаем только на территории Российской Федерации. Однако в 4 квартале 2015 года «ТрансФин-М» был заключен договор с правительством Республики Беларусь о включении компании в программу льготного финансирования, что позволит нам увеличить свое присутствие в сегментах, где традиционно активно представлена белорусская техника: в первую очередь это сегменты автотранспорта и специальной техники. Наиболее известные на российском рынке производители – компании МАЗ и БелАз. Помимо автотранспорта будем финансировать оборудование производства белорусских заводов, в частности в прошлом году мы уже передали в лизинг оборудование для ремонта колесных пар. Среди стран-участниц Таможенного союза Белоруссия выглядит наиболее интересным рынком и с точки зрения инвестиций на территории страны. Думаю, мы рассмотрим этот вопрос в среднесрочной перспективе.

Для стимулирования спроса со стороны клиентов ряд лизинговых компаний предоставляет значительные скидки и предлагает лизинг в рассрочку (с уплатой значительной части платежей в конце срока). Считаете ли вы, что значительное снижение порога вхождения в лизинговые сделки приведет к еще большему снижению качества лизингового портфеля?

Снижение порога вхождения в лизинговые сделки естественным образом приводит к снижению качества портфеля, так как приводит к увеличению потерь в случае дефолтов. Что касается повышения вероятности дефолтов, второго показателя, влияющего на качество портфеля, важно отметить, что данная зависимость присуща в первую очередь, для розничных сделок, где низкий порог вхождения увеличивает привлекательность сделок для мошенников.

В 2016 году возможно продолжение ухода лизинговых компаний с рынка, что может привести к высвобождению рыночных ниш. В каких сегментах, по вашему мнению, в текущем году могут высвободиться ниши, занять которые смогут оставшиеся игроки?

В сложившейся ситуации наиболее вероятен уход с рынка независимых лизинговых компаний и компаний при слабых частных банках, чьим сегментом работы традиционно является розничный лизинг автотранспорта. В этом контексте их уход повлечет лишь к росту доли рынка лидеров сегмента, а не к высвобождению рыночных ниш. Уход/сокращение деятельности компаний, допустим, в сегменте лизинга авиации также не приведет к освобождению этого сегмента для новых игроков – слишком высок барьер входа: значительные суммы сделок и низкие ставки финансирования, развитые компетенции клиентских менеджеров, международная инфраструктура. Сегмент скорее сожмется.

Однако, при наличии четкой клиентской стратегии и слаженной клиентской работе компании вполне могут найти для себя новые интересные ниши, так называемый «голубой океан»: в ситуации сокращения собственных ресурсов высока вероятность обращения к лизинговому финансирования тех компаний, которые ранее использовали иные источники привлечения.

Какие продукты в текущих условиях, по вашему мнению, могут быть востребованы клиентами? Был ли отказ от существующих или от запланированного ранее введения новых продуктов?

В текущих экономических реалиях любой продукт, который бы позволил клиенту улучшить свои финансовые показатели и/или сократить расходы, будет воспринят рынком с энтузиазмом. К примеру, имеет потенциал развитие лизинга б/у техники, операционного лизинга, так как к покупке в собственность в настоящий момент многие клиенты не готовы. В частности, в сегменте лизинга авиации этом году вероятна тенденция по росту доли оперлизинга. Так Минтранс решил расширить формы поддержки региональных авиаперевозчиков: им предлагается брать самолеты по субсидированным ставкам не только в финансовый, но и в операционный лизинг.

Поскольку «ТрансФин-М» работает в сегменте корпоративных сделок, в отношении нас не совсем правильно говорить о продуктах, скорее речь идет о сегментах, в которых мы работаем. Принятая и реализуемая нами с 2014 года стратегия диверсификации позволяет наращивать объемы в тех сегментах, которые мы считаем более перспективными в среднесрочной перспективе и, наоборот, сокращать активность в заключении новых сделок в менее перспективных с нашей точки зрения сегментах. Так, в 2014-2015 годах мы сократили объемы новых сделок в сегменте финансового лизинга полувагонов, параллельно нарастив компетенции в сегменте аренды и оперирования.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!