Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Дмитрий Зотов

- Какие основные угрозы сегодня стоят перед рынком лизинга?

Наиболее ощутимой угрозой для развития рынка лизинга РФ сейчас является законодательная инициатива по отмене ускоренной амортизации. В текущей экономической ситуации РФ специфика рынка такова, что стоимость лизинга для клиента, как правило, выше стоимости кредита, и ускоренная амортизация является важным преимуществом при выборе в пользу лизинга. В европейской практике и законодательстве отсутствует поддержка лизинга со стороны государства, в том числе и ускоренная амортизация, однако это не мешает развитию европейского рынка. Это может объясняться тем, что лизинг, являясь в принципе более рискозащищенным продуктом по сравнению с кредитом, встроен в продуктовый ряд банковских групп, и обладает рядом преимуществ - таких как скорость предоставления, дополнительные сервисы и незначительная ценовая разница с кредитом, а также высоким уровнем развития оперативного лизинга.

В той стадии развития, в которой сейчас находится рынок лизинга РФ, для клиента определяющим фактором является не только доступность получения лизинга, но и экономия. В целом однако мнения экспертов сходятся на том, что отмена ускоренной амортизации маловероятна.

Кроме того, негативно на развитии рынка может сказаться медленное восстановление экономики РФ после кризиса, неблагоприятная ситуация на рынке кредитных ресурсов Европы, где банки и лизинговые компании осуществляют основные заимствования, а также уклон государственной политики в социальную сферу, что неизбежно происходит перед президентскими выборами и в результате чего могут сократиться программы по экономическому развитию регионов.

- Какие факторы необходимы для устойчивого дальнейшего роста рынка?

Помимо стабилизации и улучшения экономической ситуации в стране и мире росту рынка лизинга РФ может способствовать изменение законодательства. В частности уже принятая инициатива об отмене с 01.01.2011г. ограничения на использование предмета лизинга исключительно для предпринимательских целей даст возможность предоставлять лизинг бюджетным и некоммерческим организациям, а также физическим лицам. Это значительно расширит целевой клиентский сегмент, потребует разработки нового продуктового ряда и развития как информационных технологий, так и технологий оценки кредитного риска.  Положительно рассматриваются и инициативы  по разрешению повторного лизинга, а также введению внесудебного принудительного изъятия (на основе исполнительной записи нотариуса), что значительно упростит работу с проблемными активами и в результате приведет к смягчению рисковой политики в отношении лизингополучателя, а, следовательно, сделает лизинг доступным для более широкого круга лизингополучателей.

Позитивными факторами также могут стать меры государственной поддержки отрасли, такие как субсидирование процентной ставки лизингодателю и лизингополучателю, повышение капитализации и инвестиционной привлекательности лизинговых компаний, урегулирование законодательства в части лизинга недвижимости, а также включение лизинга в инвестиционные программы развития регионов в качестве ключевого инструмента обновления основных фондов.

 - Как изменились в кризис каналы продаж компании? Какие каналы будут доминировать в 2011 году, какие из них наиболее перспективные?

Наиболее развитыми каналами продаж на рынке лизинга РФ, как и до кризиса, остаются собственные продажи.

По причине общего спада продаж розничного лизинга автотранспорта и оборудования значительно сократились объемы продаж через вендоров. Статистическая информация по рынку лизинга РФ не дает четкого распределения продаж между собственными и партнерскими каналами. Однако можно предположить, что в период до кризиса доля продаж через вендоров составляла порядка 10-15%, тогда как на рынке лизинга Европы продажи через каналы вендоров достигают 28-30% от объема нового лизингового бизнеса. В 2010 году доля продаж через вендоров также не превысит 10%.

В соответствии с лучшим европейским опытом для занятия лидирующих позиций на рынке необходимо развивать как собственные, так и альтернативные каналы продаж. Очевидно, что для лизинговых компаний при банках с развитой филиальной сетью фактором роста продаж может стать внедрение предпродаж через банк.
В 2011 году "Сбербанк лизинг" планирует внедрить систему предпродаж лизинговых продуктов через отделения Сбербанка России, а также реализовать пилотный проект по организации продаж стандартных лизинговых продуктов через материнский банк.

Для увеличения продаж через каналы вендоров планируется создание совместных предприятий, а также формирование специального продуктового ряда.

- Как изменились предпочтения клиентов по предметам лизинга и по условиям контрактов?

В 2009 году инвестиционная деятельность большинства предприятий была практически заморожена, а предметом лизинга являлось преимущественно такое высоколиквидное имущество как ж/д подвижной состав, воздушные суда, легковой автотранспорт. В настоящий момент наблюдается восстановление спроса на лизинг сложного оборудования и специальной техники, автотранспорт, по-прежнему пользуется спросом  ж/д подвижной состав.

Традиционным сегментом работы "Сбербанк лизинга" является сегмент крупных корпоративных клиентов. В 2010 году "Сбербанк лизинг" значительно расширил перечень имущества, передаваемого в лизинг представителям данного сегмента. В частности были реализованы крупные проекты по лизингу воздушных судов, сложного технологичного оборудования для химической промышленности, энергетического оборудования, лизингу ж/д подвижного состава.

В сегменте малого и среднего бизнеса лизинговые компании, как и в период кризиса, предпочитают работать с автотранспортом.

В части условий контрактов наблюдается тенденция по снижению размера годового удорожания, как в сегменте малого и среднего, так и крупного бизнеса. Не произошло значительного снижения размера аванса в сегментах малого и среднего бизнеса (аванс порядка 20-30%). Для крупного (крупнейшего) бизнеса размер аванса как в кризис, так после него остается стабильно минимальным (0-10%)