Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Ириной Якушевой, генеральным директором «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ»

«Реальный потенциал продуктов unit-linked несопоставимо выше по сравнению с продуктами, которые сейчас реализуются в России»

– Ирина Владимировна, какие ключевые тенденции и события на рынке страхования жизни, произошедшие в 2014 году – 1 полугодии 2015 года, Вы бы отметили? Оказал ли кризис какое-то позитивное влияние на рынок?

Сложные экономические условия, негативно повлиявшие на все финансовые рынки, безусловно, не обошли стороной и страхование жизни, но всё же в гораздо меньшей степени, чем рынок имущественного страхования. Несмотря на резкое снижение объемов кредитования населения и соответственно кредитного страхования жизни, рынок страхования жизни смог продемонстрировать рост, причем за счет самого важного направления – долгосрочных программ страхования жизни.

– Темпы прироста взносов по страхованию жизни в 1 полугодии 2015 году сильно замедлились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составили 12,5% (30,4% за 6 месяцев 2014 года). Чем обусловлено замедление роста взносов по страхованию жизни?

Основная доля в снижении темпов роста приходится на кредитное страхование жизни. Также сказывается уменьшение доли накопительного страхования жизни: в отличие от инвестиционного страхования жизни, которое в основном оплачивается единовременными взносами, для накопительного страхования характерна рассроченная оплата, что каждый год автоматически увеличивает объем премий последующих лет и наряду с ростом нового бизнеса служит базой для повышения темпов роста. Падение объемов показало корпоративное страхование, которое более чувствительно к ухудшению экономической конъюнктуры, чем индивидуальное страхование.

– Какой ваш прогноз темпов прироста взносов по страхованию жизни на 2015, 2016 и 2017 годы?

Прогноз прироста премии достаточно консервативен: 2015 г. – примерно 10,5%, 2016 г. – 5%, 2017 г. – 7,5%. Не хотелось, чтобы он стал еще более консервативен.

– Регулятор временно отменил необходимость переоценки ценных бумаг при составлении отчетности в порядке надзора. На ваш взгляд, насколько необходима полная отмена такой переоценки для страховщиков жизни? Если бы мораторий не был введен, как страховщики жизни справились бы с выполнением нормативов?

Временный мораторий на переоценку ценных бумаг позволил сформировать более достоверное представление о финансовом положении страховых организаций до ввода стандартов МСФО и возможности учета ценных бумаг по амортизируемой стоимости. Данная мера ЦБ также была направлена на поддержание устойчивости финансового сектора и позволила снизить чувствительность участников к рыночному риску.

У разных страховщиков разная структура активов и методы управления, поэтому для каких-то компаний применение данного письма позволило справиться с диспропорциями в отчетности и выполнением нормативов, для каких-то не имело особого значения.

– Как скажется введение института индивидуальных инвестиционных счетов на рынке страхования жизни?

Пока такое предложение страховщиков жизни только обсуждается. Безусловно, возможность инвестиционного налогового вычета в размере до 400 тыс. рублей существенно интересней для клиентов, чем возможность получения социального налогового вычета в размере до 120 тыс. рублей. При этом помимо страхования жизни социальный налоговый вычет распространяется на расходы на обучение, медицину, взносы в НПФ и т.п. Поэтому если сейчас для клиентских сегментов Upper Mass, Mass Affluent, VIP социальный налоговый вычет не является существенным фактором для заключения договора страхования, то инвестиционный налоговый вычет дополнительно повысит интерес к страхованию жизни.

– Какие виды страхования жизни наиболее активно развивались в 2014 году – 1 полугодии 2015 года? Какие виды будут развиваться в ближайшие 2 года?

Безоговорочный лидер рынка – инвестиционное страхование жизни, которое даже при отсутствии законодательного регулирования пользуется наибольшим спросом у клиентов. Вместе с тем реальный потенциал продуктов unit-linked несопоставимо выше по сравнению с продуктами, которые сейчас реализуются в России, и при легализации этого сегмента страхования в России и внесении необходимых изменений в страховое и налоговое законодательство доля инвестиционного страхования в короткие сроки может приблизиться к 50% всего рынка страхования жизни. При этом для страховщиков жизни данное страхование является низко маржинальным, и для них более выгодным было бы развитие накопительного страхования. Одним из вариантов продвижения накопительного страхования могли бы быть коробочные решения для продаж через банки.

По-прежнему задерживаются законодательные изменения по выравниванию условий по уплате взносов во внебюджетные фонды для страховщиков жизни и НПФ, а также по созданию корпоративных пенсионных систем, предусмотренные Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Поэтому ожидать увеличения премии по добровольному пенсионному страхованию, доля которого уменьшилась до 1,5%, в ближайшие годы не приходится.

С внесением изменений в страховое законодательство в части электронных продаж появились предложения страховщиков жизни для этого канала продаж. К сожалению, пока позиция законодателей, ограничивающая агентские продажи электронных полисов, не позволяет страховщикам использовать потенциал продаж через сайты банков и интернет-интеграторов. Надеюсь, что развитие электронного сервиса (мобильные приложения, функционал сайтов, «личные кабинеты» и т.п.) позволит существенно увеличить долю данного канала продаж, которая сейчас оценивается примерно в 0,1%.

– Сегмент потенциальных клиентов страхования жизни с инвестиционной составляющей достаточно узок. Насколько рынок близок к насыщению? Как идет работа по охвату этим видом страхования страхователей не только с высоким, но и со средним уровнем дохода?

Несмотря на то, что инвестиционное страхование жизни, прежде всего, предлагается для банковских клиентов Affluent и VIP, минимальный страховой взнос у большинства страховщиков равен 100 000 руб., что делает продукт доступным для более массового сегмента. При этом продажи небанковских продуктов через розничные подразделения банков осуществляют в основном операционисты, а не финансовые консультанты, которые работают с клиентами, относящимися к премиум и ВИП-сегментам. Это в определенной степени будет влиять на уровень проникновения инвестиционного страхования жизни в рознице. Вместе с тем уменьшение ставок по банковским вкладам и упрощение программ инвестиционного страхования жизни создают определенные предпосылки по увеличению продаж этого страхования гражданам со средним уровнем дохода.

– Что должны делать страховщики для дальнейшего развития некредитного страхования жизни?

Страховщики работают по следующим основным направлениям.

В части законодательства работа ведется по законодательному регулированию инвестиционного страхования жизни, инвестиционному налоговому вычету, составу активов в покрытие страховых резервов, упрощению администрирования получения социального налогового вычета и т.д.

Продуктовый ряд компаний дифференцируется для различных каналов продаж, через которые продаются страховые полисы. Помимо банковского канала продаж активизируются интернет-продажи.

При этом существует большой потенциал для предложений пенсионных программ, программ страхования жизни с медицинской составляющей и т.д.

– Какова доля взносов, получаемая страховщиками жизни через банковский канал продаж? Через агентский канал? Какие еще каналы продаж являются перспективными для страховщиков жизни? Каков потенциал дистанционных продаж продуктов по страхованию жизни?

По данным за 2014 г. доля банковского канала практически не изменилась - 77,2%, доля агентов упала до 11,5%, доля иных страховых посредников (брокеров, автосалонов и т.д.) возросла до 8,6%, доля прямых уменьшилась до 2,8%.

Скорее всего, в связи с уменьшением прибыли от банковских операций банки будут наращивать продажи страхования жизни. Отложенный спрос ждет интернет-продажи, в том числе через мобильные приложения.