Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Сергеем Воробьевым, заместителем председателя правления банка «ТРАСТ»

– Как, на ваш взгляд, вступление в силу 353-ФЗ отразится на рынке глобально и, в частности, на вашем банке? Каковы сильные и слабые стороны этого закона?

– Основное воздействие на рынок началось не со вступления закона 353-ФЗ в силу, а с момента его принятия. Закон «О потребительском кредитовании» регламентирует многие аспекты, которые ранее находились в «серой» зоне. В частности, у игроков, которые вели себя не совсем добросовестно, практически нет возможностей давать клиенту некорректную информацию.

Внесенные изменения и нововведения могли бы если не нейтрализовать, то снизить влияние тех негативных трендов, которые мы наблюдали в сегменте кредитования с конца 2012 года. Тогда в целом заемщики стали довольно активно пользоваться вторыми, третьими, четвертыми кредитами. Это происходило на фоне замедления экономики, темпы роста которой фактически оказались около нуля. На мой взгляд, самым подходящим временем для принятия закона была вторая половина 2012 года. В таком случае последствия «кризиса перекредитования», который сегодня имеет место среди определенной группы клиентов на банковском рынке, можно было снизить.

– Стоит ли этот закон как-то модернизировать? Вы видите в нем какие-то недостатки?

– Думаю, мы должны с ним какое-то время пожить. Безусловно, рынок меняется, и, возможно, потребуются дополнительные изменения закона. На сегодняшний день банк «ТРАСТ» соответствует всем требованиям закона, и мы не видим никаких проблем в том, например, что должны в максимально явном для клиента виде указывать полную стоимость кредита. Она рассчитывается по тем же формулам, которые применялись ранее, за исключением, пожалуй, микрофинансовых организаций, но мы этим бизнесом не занимаемся.

Мы планомерно снижали номинальные ставки по выдачам, «ужимались» в сегментах, которые раньше были высокомаржинальными, – «экспресс-кредиты» и POS-кредиты на покупку недорогой техники, мобильных устройств. Заметно ужесточились требования к заемщикам с открытого рынка, а также к нашим действующим клиентам, для которых мы ограничиваем количество выдаваемых кредитов. Мы научились выявлять клиентов, которые имеют склонность к увеличению своей долговой нагрузки сверх тех возможностей, которые мы считаем максимальными.

В конце 2012 года банк увидел ряд очевидных тенденций, которые и без принятия закона мотивировали нас вносить последовательные изменения в риск-политики. Бизнес настраивается таким образом, чтобы на более низких ставках иметь возможность получать целевую маржу.

– Иными словами, эти ограничения сейчас фактически не затрагивают ваш банк.

– Я считаю, что нет. Мы не испытываем с этим проблем. Максимальная маржа достигается далеко не на самых «дорогих» продуктах, портфели по которым, кроме прочего, еще и оказывают дополнительное давление на капитал.

– Вы можете сказать, насколько в среднем снизился процент одобрения?

– В зависимости от продукта. В одних сегментах процент одобрения снизился примерно на 25–30%, есть такие, где он сократился и в два раза. Это несколько увеличивает расходы на привлечение новых клиентов, но дельта по рискам, которую мы получаем, компенсирует с запасом рост операционных расходов на одного клиента.

– А где сегодня вы ищете качественных клиентов? На какой сегмент в большей степени ориентируетесь?

– К сожалению, количество качественных заемщиков на открытом рынке с годами больше не становится. Поэтому «ТРАСТ», в частности, развивает корпоративный канал продаж. Клиентов с официально подтвержденным уровнем дохода необходимо искать непосредственно на месте работы, для таких целей подходят, например, «легкие» точки обслуживания в бизнес-центрах или вблизи крупных, стабильно работающих компаний. Кредиты зачисляются на пластиковые карты. Мы подключены к объединенной расчетной системе, соответственно, наличные можно получить в любом из банкоматов, который включен в ОРС. На сегодняшний день система насчитывает порядка 20 тысяч устройств. «ТРАСТ» располагает сетью примерно из 600 банкоматов.

Сегодня нет никакой необходимости быстрыми темпами расширять «тяжелую» сеть отделений. Сейчас каналы погашения есть даже в небольших городах с населением 30 тысяч человек, не говоря уже о более крупных населенных пунктах. У клиентов не возникает проблем с погашением кредита. Технологии и инфраструктура развиваются, рынок меняется. Клиенты привыкают к «легким» офисам и дистанционным каналам обслуживания, поэтому мы можем позволить себе вкладывать больше средств в технологии сервиса, а не в полноформатные площадки физического присутствия. Это как раз то, что мы делаем в течение последнего года.

У нас есть специальные кредитные продукты для врачей, учителей и продукты прочего формата для людей со стабильным средним доходом. Пожалуй, на сегодняшний день это одна из интересных целевых ниш, в которой мы в ближайшее время будем продолжать работать. Вряд ли мы уйдем в сегмент клиентов с еще более высокими доходами, где можем проигрывать крупнейшим игрокам – госбанкам, поскольку стоимость фондирования для нас несколько выше, а нулевых рисков не бывает.

– Давайте оценим рынок потребительского кредитования в целом. Сегодня есть три основных сегмента – POS-кредиты, кредиты наличными и кредитные карты. В каком из них вы ожидаете наибольшую динамику в течение ближайших полутора-двух лет?

–Необеспеченные потребительские кредиты наличными растут значительно медленнее, чем это происходило в последние несколько лет (2012–2013 годы). Я уже не говорю о заре розничного бизнеса до 2008 года, когда база была очень низкой. Но в целом в этом сегменте поддерживается достаточно неплохой темп. Сегодня мы ожидаем, что рынок, если мы говорим о портфелях, вырастет примерно на 20% по итогам 2014 года. Спрос на кредиты все-таки весьма высокий. Одобряем мы меньше, но в целом интерес у клиентов сохраняется.

Есть определенная стагнация на рынке POS-кредитования. Это связано в том числе с тем, что банки сократили выдачу товарных кредитов с высокими номинальными ставками. Многие банки снизили активность в некоторых наиболее рискованных сегментах этого бизнеса. Банк «ТРАСТ» тоже пошел по данному пути, но мы сделали это еще в середине 2013 года. И сейчас работаем по направлениям с минимальным, с нашей точки зрения, риском. Это кредиты с более высокими чеками: довольно дорогая мебель, техника, путевки и туры, некоторые сегменты, близкие к строительству и ремонту, потому что в них заемщики лучшего профиля относительно других сегментов. Риски там ниже и затраты на выдачу относительно невысоки. В целом рынок фактически не растет, с учетом всех изменений. Мы в данном случае идем вразрез с общими тенденциями, поскольку как раз за последние несколько месяцев у нас заметно увеличились объемы финансирования и портфель снова стал расти.

По кредитным картам в целом темпы роста тоже замедлились, однако рынок, конечно, не остановился, а продолжает рост. «Золотое время» кредитных карт – прошлый год, когда имело место бурное развитие, однако в 2014 году темпы стали снижаться. Я думаю, это связано преимущественно с тем, что качество портфелей на уровне быстрого роста оказалось несколько хуже, чем все прогнозировали. Соответственно, банки стали еще внимательнее подходить к увеличению кредитных лимитов, к открытию новых лимитов, исходя из качества заемщика и его платежной дисциплины.

– Что касается ставок, вы уже сказали, что в вашем банке произошло их снижение в связи с переходом в менее маржинальные сегменты.

Мы закрыли некоторые сегменты, где номинальные ставки были выше. Дополнительный эффект получаем за счет принятой более жесткой политики по рискам. Мы используем принцип ценообразования «Risk-Based Pricing», когда лучшим клиентам предоставляются более низкие ставки. Фактически теперь наши портфели сформированы из клиентов с лучшим риск-профилем, которые получают лучшие предложения из тех, что мы можем предоставить.

– С точки зрения банка «ТРАСТ» понятно. А в целом по рынку? Сейчас публикуется много новостей об ужесточении санкций в отношении России и фактически о закрытии внешних рынков капитала, о повышении ключевой ставки. Очевидно, что стоимость фондирования для банков возрастет, причем существенно. Какие тенденции, на ваш взгляд, будут преобладать на рынке? 

– На мой взгляд, в ближайшее время ставки все-таки будут иметь тренд на повышение, и уже сейчас, как вы правильно заметили, стоимость фондирования растет, и растет заметно. Год назад мы вообще не ожидали, что нам придется конкурировать за привлечение пассивов как от физлиц, так и от юрлиц, с государственными банками на уровне двузначных показателей. Фактически ставки фондирования могут вырасти еще на 1–2%.
Если это будет краткосрочный тренд (от нескольких месяцев до полугода), то существенного изменения ставок кредитования не произойдет, поскольку стоимость портфеля быстро не меняется. Если тренд будет достаточно длительным, такой уровень ставок будет сохраняться, а еще хуже – повышаться в течение года, банки будут вынуждены задумываться о некотором увеличении ставок кредитования. Сегодня мы надеемся, что нам не придется этого делать, и наш уровень ставок еще несколько снизится за счет изменений наших риск-политик.

– Следующий вопрос касается качества портфеля. До сих пор существует тренд на ухудшение портфеля. Он связан и с замедлением, и с опережающим ростом просрочки. Что будет дальше? Увидим ли мы нарастание дефолтов, или все-таки произойдет стабилизация?

– Я думаю, что стабилизация уже наступила. Максимальные объемы роста просрочки по потребкредитам рынок наблюдал в конце 2013 года – начале 2014-го. По поколению выдач начиная с середины 2013 года кредитные политики банков были ужесточены. Сегодня мы видим, что сформированные в данный период портфели существенно лучшего качества, и мы не ожидаем ухудшения. Кроме того, происходят изменения в поведении клиентов в целом: они стали более взвешенно подходить к своим возможностям.

Несколько лет назад определенный объем потерь был обусловлен мошенничеством, но на сегодняшний день банки справились с этой проблемой. Мы оцениваем потери такого характера как минимальные, поскольку большинство клиентов обладают кредитной историей, есть блэк-листы и другие инструменты, перекрестные проверки и решения иного формата, которые позволили кредитным организациям минимизировать этот риск. Сегодня большей проблемой является как раз социальный дефолт. Добросовестным клиентам, которые в какой-то период сталкиваются с трудностями при выплате кредита, мы предлагаем варианты облегчения финансовой нагрузки на несколько месяцев, для того чтобы хорошие клиенты не становились плохими.

– На ваш взгляд, будут ли банки, может быть, не напрямую, а через какие-то компании, выходить на рынок микрокредитования, чтобы воспользоваться возможностью поддержать свою маржу?

– Думаю, такие случаи возможны. У меня лично есть ощущение, что на этом бизнесе можно зарабатывать. Но для крупных розничных игроков он никогда не станет бизнесом, сопоставимым с основной банковской деятельностью, и сможет развиваться только как отдельное направление продаж. Пока я не вижу на рынке примеров того, что банки активно заходят в какие-то новые проекты.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!