Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

«У страховой отрасли есть ресурс для оздоровления»

Стагнация в экономике продолжается, многие предприятия «режут» свои страховые бюджеты. Как вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Есть ли на рынке какой-то позитив?

Темпы развития рынка страхования снижаются на протяжении нескольких последних лет. Если 3-4 года назад годовой прирост составлял порядка 20%, в 2013-2014 годах он снизился до 10%. За первое полугодие текущего года рынок вырос всего на 2% и по итогам 12 месяцев вряд ли превысит достигнутые показатели. Безусловно, важным фактором послужило ухудшение показателей экономики страны. Несмотря на активное развитие страхования в последние 5-10 лет и укрепления его позиций в качестве стратегической отрасли, этот рынок является производной макроэкономики и полностью отражает все ее процессы. Сегодня кризисные тренды усилены непростой внешнеполитической ситуацией и санкционными проблемами, о которых уже много было сказано.

При этом разные виды страхования показывают различные  векторы движения. Так, на фоне выраженного сокращения объемов КАСКО, которое связано со сжатием кредитного рынка, а также с подорожанием ремонтных услуг и запчастей, мы видим рост объема сборов по ОСАГО за счет повышения тарифов -- по итогам первых 6 месяцев текущего года он достиг 40%. Если говорить о корпоративном рынке, то  наблюдается стагнация в секторе ДМС, а также общее снижение объемов страхования имущества юридических лиц. При этом есть выраженный рост в специализированных сегментах, таких как страхование морских рисков,  авиационное страхование. По итогам полугодия он составил более 40%. Иными словами, позитив на рынке, безусловно, есть. Однако эта тенденция  локальная и уравновешивается влиянием выраженных негативных факторов. По нашим оценкам, по итогам года цифра прироста рынка не будет сильно отличаться от нулевого показателя.

Какую угрозу развития российского страхового рынка вы считаете наиболее существенной?

Еще лет пять назад можно было сказать, что основной угрозой для развития российского страхования являлось непонимание стратегической значимости данного сектора со стороны государства. Сегодня можно говорить о том, что между страховщиками и властью налажен конструктивный диалог. Во многом этому способствовало создание мегарегулятора в лице Центробанка, который не только взял на себя функции контроля, но и занял партнерскую позицию в отношении страховщиков. Для стратегического развития рынка это очень важно.

Если говорить о внутренних угрозах, то наиболее значимая из них — демпинг, также постепенно утрачивает свою актуальность. Во многом это связано с кризисной ситуацией, в которой ценовые войны просто невозможны по объективным финансовым причинам. Однако проблема недобросовестных и непрофессиональных страховщиков для рынка пока не закрыта. Несмотря на то, что ЦБ РФ проводит жесткую надзорную политику, только в этом году отозвано несколько десятков лицензий у страховщиков, на рынке пока еще присутствуют компании, реальная финансовая состоятельность которых вызывает сомнение. Это непосредственно влияет на качество их работы и, как следствие, на отношение клиентов к рынку страхования в целом. Если говорить о долгосрочной перспективе, то репутационные риски страховщиков достаточно высоки, поскольку для эффективного развития отрасли необходим определенный уровень лояльности страхователей -- как физических, так и юридических лиц. Этот уровень складывается из понимания сути страховой услуги и доверия к страховщикам. В идеале на рынке должны остаться только надежные и стабильные компании, которые заинтересованы отвечать по своим обязательствам и формировать качественную услугу. В таких условиях уровень доверия к рынку будет только повышаться.

Может ли рынок самостоятельно справиться со стагнацией и найти источники долгосрочного роста, или без мер со стороны государства это невозможно?

Если мы говорим о страховании как производной макроэкономики, то, безусловно, необходимы меры государства, направленные на стабилизацию внешнеполитической обстановки и создание благоприятных условий для развития экономических процессов. Если говорить о мерах локальной поддержки рынка, например, в части развития обязательных видов страхования, то они, на наш взгляд, не являются критично необходимыми на сегодняшний день. Более того, мы настаиваем на том, что качественное развитие страховой отрасли должно идти путем наращивания объемов в добровольных видах страхования, через повышение страховой грамотности населения и бизнеса, через обеспечение качественной защиты актуальных рисков. От государства здесь, по сути, требуется только профессиональный контроль и обеспечение прозрачности и легитимности. Эти задачи уже с определенным успехом решаются мегарегулятором.

Как развивается ситуация на рынке ОСАГО после изменения ключевых условий работы? Спасло ли рынок от распада повышение тарифов?

Да, спасло. И здесь очень важно понимать, что повышение тарифов спасло не страховщиков, а конкретно систему ОСАГО от разрушения. В этой связи важность предпринятых мер сложно переоценить. Однако говорить о результатах пока преждевременно. Да, мы видим 40%-ный рост этого сектора по итогам шести месяцев. По итогам года прирост объемов рынка ОСАГО, по нашим оценкам, может превысить аналогичный показатель сектора КАСКО. Пожалуй, впервые в истории российского страхования. Но также нужно понимать, что увеличились не только тарифы, но и лимиты возмещения. Работа в новых условиях, по сути, только началась. Потребуется еще порядка 3-5 лет, чтобы оценить количественный эффект тех изменений, которые произошли в ОСАГО.

Произошли ли изменения в судебной практике по автострахованию за последний год: сокращается ли практика переуступки прав требования «автоюристам»?

Положительные тенденции здесь очевидно есть. Введение процедуры обязательного досудебного урегулирования споров по ОСАГО позволило сократить поток обращений в суды и снизить активность «автоюристов». В федеральном центре ситуация лучше, чем в регионах, где недобросовестные посредники пользуются неосведомленностью страхователей об изменениях в системе ОСАГО и продолжают предлагать услуги по переуступке прав. Однако на страховщиков это теперь влияет в меньшей степени. Мы, со своей стороны, стараемся доносить до своих клиентов суть изменений и предостерегать их от общения с мошенниками. Острота проблемы «автоюристов» на сегодняшний день снята. Можно сказать, что данная ситуация теперь находится под контролем страховщиков и судебных инстанций.

Какие меры могут способствовать защите прав страхователей и выгодоприобретателей, не ущемляя при этом интересы страховых компаний?

Деятельность юристов, которые защищают интересы страхователей в спорах со страховыми компаниями, безусловно, нужна. Однако мы за то, чтобы она была легитимной, и все разбирательства происходили в рамках действующего законодательства с учетом правил страхования. Тогда все спорные ситуации будут решаться справедливо, и ничьи интересы не будут ущемлены. По сути, такая ситуация возможна на рынке, где, с одной стороны, работают добросовестные стабильные страховщики, а с другой — есть финансово грамотные страхователи, которые понимают суть страховой услуги и знают свои права и обязанности по конкретному договору. Надеемся, что российский страховой рынок постепенно к этому придет.

Смогут ли новые технологии (электронные полисы, PAYD -- pay as you drive, интерактивное урегулирование) в среднесрочной перспективе существенно поменять «лицо» страхового рынка?

«Умное страхование» — устойчивый тренд рынка, который год от года будет только укреплять свои позиции. Тем не менее, речи о революционном изменении рынка в среднесрочной перспективе не идет. Сейчас всем без исключения игрокам рынка понятно, что будущее страхования за IT-системами и интеллектуальными сервисами. Это общемировая тенденция. Однако качественный переход от традиционных подходов к инновационным будет сильно растянут по времени. 5 лет назад мы только начинали разрабатывать и тестировать первые модули для системы PAYD, делали первые шаги в страховой телематике, двигались от идеи к продукту. Сегодня в рамках программ «Умного страхования» у нас оформлено более 10 тысяч договоров и спрос на них растет год от года.

Однозначно можно сказать, что это направление перспективно и будет востребовано. Однако темпы его внедрения в общую картину страхового рынка, как мирового, так и российского, не будут быстрыми. Речь идет о периодах в 7-10 лет и более.

Как реализовывается идея отказа от бумажных бланков строгой отчетности в ОСАГО?

Эта идея пока сама целиком детализирована только на бумаге. На сегодняшний день ее реализация осложняется рядом технических моментов. В частности, пока не выстроен обмен данными между системами РСА, страховых компаний и ГИБДД. Также есть проблемы с обеспечением стабильности работы единой базы данных. «Ингосстрах», со своей стороны, провел все необходимые подготовительные работы для запуска продаж электронных полисов ОСАГО, но заявку на получение бланков мы еще не подавали. Сейчас мы, как и многие другие игроки рынка, ожидаем решения технических вопросов, связанных с работой единой базы данных нового сервиса. Как только система будет налажена, мы начнем продажи.

Как вы оцениваете перспективы создания государственного перестраховщика? Имеет ли эта инициатива экономический смысл?

Страховое сообщество в целом и «Ингосстрах» в частности уже не раз заявляли о том, что создание государственной перестраховочной компании не решит существующих проблем рынка и может создать ряд новых. Во-первых, такая компания должна аккумулировать серьезные перестраховочные емкости, гораздо значительнее предложенного 71 млрд рублей. Но даже такие объемы сейчас — это непосильная нагрузка на бюджет, которая, по сути, не нужна вовсе. Есть целый ряд реальных альтернатив для решения возникших проблем. Это, прежде всего, перестраховочные пулы российских страховщиков, механизмы сострахования и т.п. В отличие от ГПК это рыночные инструменты, которые уже неоднократно применялись и доказали свою жизнеспособность. Во-вторых, идея отдавать все риски рынка в одну компанию и держать их в пределах одной страны несет в себе гораздо больше проблем, чем рынок имеет сейчас. Такой подход не только противоречит страховой и экономической логике, но и может привести к фатальным финансовым последствиям.

Как вы оцениваете текущий уровень надежности и транспорентности российских страховщиков?

По сравнению с показателями 10-летней давности уровень надежности и «прозрачности» страховщиков серьезно возрос. Если тогда на рынке присутствовало порядка 1200 игроков, то сейчас осталось менее 400 компаний. Во многом качество страховщиков российского рынка возросло благодаря жесткой позиции ЦБ и введению дополнительных требований к формированию отчетности. Надо сказать, что процесс сокращения числа игроков рынка будет продолжаться, около 50 отозванных лицензий за первое полугодие 2015 года этот тезис только подтверждает. Переход на новый план счетов также приведет к уходу с рынка определенных страховщиков, для которых работа по новым правилам будет экономически невыгодной. Для рынка в целом этот процесс положителен, поскольку далеко не все страховщики работают добросовестно. 15-20% активов страховщиков не удовлетворяют требованиям надежности по оценкам RAEX («Эксперт РА»). В этой связи у страховой отрасли еще есть ресурс для оздоровления.

Каков ваш прогноз динамики взносов на 2015-2016 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

Как уже было сказано выше, мы прогнозируем, что по итогам 2015 года рынок выйдет на нулевые показатели прироста. И в 2016 году ситуация вряд ли кардинально улучшится. Наибольший годовой прирост ожидается в секторах ОСАГО, в некоторых сегментах страхования юрлиц (например, грузоперевозках, страховании ответственности), а также в специфических нишах, таких как морское и авиационное страхование, где расчеты привязаны к валюте. Стагнировать будет сектор ДМС, хотя у «Ингосстраха» в этом сегменте более выигрышное положение за счет наличия собственной сети клиник «Будь здоров», которая позволяет сдерживать рост цен и контролировать качество медуслуг. Сейчас мы наблюдаем выраженное сокращение объемов сборов в КАСКО, а также в страховании имущества юрлиц. Эта тенденция сохранится до конца года.