Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

Как, на Ваш взгляд, вступление в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» отразится на рынке МФО (темпах роста портфеля, качестве портфеля)? Какие сильные и слабые стороны нового закона бы Вы выделили?

Самое главное, что закон, наконец-то, появился. Этот закон «обеляет» деятельность всех компаний, которые занимаются выдачей потребительских кредитов, займов. Несомненно, он повлияет и на банковское кредитование, и на выдачу займов микрофинансовыми организациями с точки зрения ужесточения определенных процедур. Но все это необходимо было оосуществить. При этом МФО необходимо подстроиться под этот закон, в связи с чем это вызовет некоторое торможение рынка, но в дальнейшем это положительно отразится на качестве портфелей микрозаймов, что самое главное.

Конечно, нас настораживает то, что регулятору дается возможность слишком часто вводить какие-то ограничения по ставке. Допустим, можно было делать это не раз в квартал, а раз в год. Тем не менее, мы понимаем, что регулятор не преследует цель нанести урон бизнесу. У него есть задача сделать этот бизнес более прозрачным. Мы это понимаем и готовы поддерживать соответствующие меры.

На мой взгляд, очень правильно прописаны взаимоотношения с заемщиком со стороны коллекторского агентства. До этого возникали проблемы, люди жаловались что им звонят в нерабочее время, в выходные. Однако после вступления в силу этого закона, я думаю, данная проблема будет решена.

Что касается роста и качества портфеля, несомненно, в первое время будет падение (я об этом уже упомянул), но впоследствии качество портфеля вырастет. Есть еще один очень важный фактор: законом предусмотрено обязательное взаимодействие с БКИ. Это однозначно отразится на качестве портфеля. Мы уже давно работаем со специализированным БКИ «Микрофинанс», и результаты нас очень радуют. Ведь мы, как и любая другая микрофинансовая компания, хотим минимизировать свою просрочку.

Вы упомянули о падении рынка, а когда, по-вашему, произойдет его рост? Когда участники полностью адаптируются?

Я думаю, что со II квартала следующего года ситуация уже полностью стабилизируется, и даже начнется рост, в результате чего будут превышены сегодняшние показатели. Можно сказать, что сезонно рынок начинает набирать обороты с января, потому что январь – это время, когда люди нуждаются в займах, в кредитах, потому что они потратились в декабре, в период отпусков, отдыха. Как показывает практика нашей компании – существует определенная сезонность. В начале III квартала следующего года, я думаю, будет небольшое падение, а в конце III квартала опять начнется рост, но этот рост уже будет на порядок превышать те цифры, которые мы видим в текущем году (не менее чем на 15%).

Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов (условия по микрозаймам) в связи с выходом закона «О потребительском кредите (займе)» или прочими законодательными новациями? Если да, то выделите ключевые изменения.

Несомненно, мы изменили условия, потому что в соответствии с законом необходимо было менять текст договора, делать расчет по ПСК и т. п. Не могу сказать, что это отразилось на выдаче займов, скорее тут мы наблюдаем в большей степени сезонность, как и в прошлом году, но в целом спрос стабильный. Людям, как и раньше, нужны займы, поэтому клиенты приходят и пользуются ими. Кроме того, у нас есть поле для развития и мы до сих пор развиваемся, открывая ежемесячно по 5-7 отделений. Во многих отделениях, как мы видим, динамика выдачи займов новым и повторным заемщикам, не ухудшается.

Ключевое изменение – это, конечно, расчет по ПСК. На сегодняшний день, благодаря требованию 353-ФЗ, мы начали печатать ПСК крупным шрифтом, и у заемщиков уже нет никаких иллюзий. Они не могут сказать: «Мы не знали, что ставка такова. Думали одно, а оказалось другое». Разночтений быть не может, потому что ставка указана на первой странице договора.

Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов с целью снижения кредитных рисков, например, за счет выдачи микрозаймов бизнесу или каких-то других, менее рискованных продуктов?

Да. Несомненно. Мы в этом году ввели новый продукт. Он называется «Залоговый займ». Мы выдаем займ под залог             недвижимости. Этот продукт как раз направлен на диверсификацию нашего портфеля.

А есть ли какие-то другие продукты, отличающиеся, от микрозаймов бизнесу? Может быть, Вы планируете предложить более длинные займы физлицам?

У нас сейчас создается экспериментальный продукт. Это займ до 50 тыс. рублей (потребительское кредитование на срок до полугода). Процентная ставка – порядка 15% в месяц.

Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж (в. т.ч. online-сервисы)) на рынке МФО в 2014-2015 гг.?

Несомненно, могу сказать, что наша компания – один из пионеров по внедрению дополнительных продуктов. Мы давно уже диверсифицировали свою продуктовую линейку. У нас появился новый продукт – страховка от несчастного случая. Также мы предлагаем нашим заемщикам возможность заключения договора пенсионного страхования. Пока с этим возникает проблема, так как сейчас на рынке происходят небольшие изменения, связанные с тем, что объявлен мораторий на выдачу негосударственным пенсионным фондам накоплений за 2015 год. На текущий момент в отношении этого продукта «тишина».

В этом году мы с компанией «Билайн» успешно внедрили совместный продукт. Это первый проект микрофинансовой организации с крупным сотовым оператором. У нас совместный тарифный план, который называется «Деньги сразу». Компания «Билайн» предоставила нам передовой тарифный план Go, и мы добавили туда опцию «Деньги сразу» для наших клиентов. Эта опция позволяет им возвращать в месяц 10% от суммы использованного трафика, что является очень хорошим бонусом для наших заемщиков. Кроме того, мы до конца III квартала по всей сети планируем запустить прием переводов.

Сейчас мы наблюдаем следующую тенденцию: МФО начинают выдавать микрозаймы на предоплаченные карты. Скажите, пожалуйста, планируется ли использование этой практики у Вас в Компании или, может быть, уже ведется какая-то работа в этом направлении?

Работа эта ведется. Уже есть карточный продукт. Мы надеемся, что начнем работать с компанией ЗАО «ЦФТ» в течение ближайшего месяца или полутора месяцев. Что касается прогнозов по доле данного продукта в нашем портфеле, то могу сказать, что на сегодняшний день мы это не просчитывали. По моему личному мнению нашим заемщикам не очень удобно пользоваться карточкой, поэтому не думаю, что данный продукт (выдача на карточки) в нашей сети до конца следующего года составит более 20%.

Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии?

Пока не планируем. Мы намерены внедрять программу лояльности для наших заемщиков. Она будет заключаться в том, что мы будем предоставлять им подарочные сертификаты на покупки во многих торговых федеральных сетях, представленных в городах присутствия нашей компании. Процентная ставка у нас не меняется. Могу сказать, что возможность снижения процентной ставки мы связываем со снижением процента невозврата. Это станет возможно только тогда, когда рынок станет более цивилизованным, когда с него уйдут «серые» игроки» и появится единый банк данных работы микрофинансовых организаций – единое централизованное БКИ. Мы надеемся, что тогда снизим ставку рыночным путем.

Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.?

Основной сегмент деятельности нашей компании останется неизменным. На сегодняшний день мы специализируемся именно на выдаче займов «до зарплаты». Мы считаем, что темпы роста объемов по данному продукту ежегодно составляют от 20 до 30%. Кроме того, нас, конечно, еще интересуют потребительские микрозаймы. Наши специалисты сейчас изучают эту нишу, но я ее еще не анализировал. Могу сказать точно, что эту нишу ждут определенные изменения, поскольку сейчас мы видим, что некоторые крупнейшие розничные банки начинают сокращать свою филиальную сеть, то есть сокращают предложение данного продукта. Мы понимаем, что освобождается определенная ниша и у нас есть планы ее занять, однако это будет не раньше III квартала следующего года.

Введение новых законодательных норм повышает издержки для бизнеса частных МФО. Какие меры предпринимают МФО (в том числе, Ваша компания) для повышения рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования?

Самое главное ожидание текущего года – появление специализированного БКИ. Это позволит нам снизить издержки именно на невозвратах и, соответственно, увеличить рентабельность бизнеса в целом. Кроме того, как я уже говорил, мы делаем ставку на дополнительные продукты. За счет этих продуктов мы компенсируем ту часть прибыли, которую потеряем в связи с ужесточением регулирования на рынке. Мы давно это просчитывали и к этому готовы.

Следующий вопрос касается платежной дисциплины заемщиков. Как она изменилась в Вашей компании с 2014 года и в целом в сегменте PDL? Какова Ваша оценка?

В целом относительно сегмента PDL на сегодняшний день я не могу дать оценку, потому что есть разные точки зрения. Я считаю, что нельзя оценивать сегмент в целом, так как на этом рынке профессионально работают до пяти федеральных компаний. По результатам общения с этими компаниями, можно сказать, что ситуация не изменилась. Она абсолютно такая же, как и год назад. Более того, поскольку ряд других компаний приостановили развитие, у лидеров ситуация только улучшилась, потому что чем дольше работает отделение в городе, тем больше оно начинает концентрироваться на повторных клиентах, то есть повторных заемщиков там становится больше, чем новых. Процент невозврата увеличивают в основном новые заемщики. Следовательно, показатели на сегодняшний день на порядок выше, то есть просрочка ниже, чем в прошлом году.

Как в Вашей компании в течение года изменилась динамика доли повторных клиентов?

Сложно оценить с точки зрения компании. Мы анализируем по отделениям. У нас есть критерии по итогам одного года работы, двух лет работы и трех лет работы. После года работы норма следующая: 50% – повторные заемщики, 50% – новые заемщики. Через 2 года работы норма меняется: 60-65% повторных заемщиков (в некоторых регионах показатель достигает 70%) и 30-35% новых. После третьего года работы: 80% повторных заемщиков и 20% новых заемщиков. В целом этот тренд в нашей компании выдерживается.

Какие ключевые недостатки рынка МФО Вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.?

Для меня самое главное, чтобы до конца 2015 года был принят закон об обязательном членстве в саморегулируемых организациях. Кроме того, мы поддерживаем инициативы по введению обязательного требования для участников рынка МФО к проведению постоянного аудита, требованию к размеру капитала и ряд других требований, которым должны соответствовать профессиональные игроки рынка.

Конечно, хотелось бы, чтобы наш регулятор очень серьезное внимание уделил «серому» рынку, потому что он до сих пор есть. Более того, в ряде городов он расширяется, несмотря на вступление в силу федеральных законов, увеличивающих ответственность. Компании работают от имени индивидуальных предпринимателей, не находясь в реестре. На сегодняшний день, к сожалению, они практически уходят от ответственности, а функции регулятора в этом направлении пока крайне слабы.

Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)?

На сегодняшний день единственный источник фондирования, на который мы обращаем внимание – это облигационный выпуск. Нам этот источник наиболее интересен, потому что мы хотим развиваться дальше, хотим развивать другие продукты. Думаю, что примерно к концу 2016 года мы будем готовы пройти  путь  по выпуску своих ценных бумаг.