Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Виктором Носовым, директором департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк»

Носов Виктор Александрович

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2010 года?

– В 2009 году с рынка окончательно ушли игроки, не способные вести факторинговый бизнес. Остались лучшие, и им в ближайшие несколько лет и предстоит определить новый облик российского факторинга. Ключевыми элементами успеха на обновленном рынке станут качественный риск-менеджмент, внимание к IТ-инфраструктуре бизнеса, гибкость и оперативность в работе с клиентами внутри страны и за рубежом.

В 2010 год рынок факторинга входит с надеждой на возобновление роста экономики, повышение оборотов торговли, улучшение финансового состояния компаний. Если год назад спрос на факторинг серьезно превышал предложение, то в первом квартале нынешнего года ситуация обратная. Существует тенденция к избытку ликвидности в кредитных организациях, а поскольку именно банковские структуры стали играть ключевую роль на рынке факторинга, можно ожидать дальнейшего снижения стоимости факторинга для клиентов.

Также в актив рынку можно занести возобновление диалога с ЦБ по поводу создания резервов при факторинге с регрессом. Насколько нам известно, Ассоциация российских банков поддержала позицию участников рынка факторинга, и можно ожидать устранения еще одной коллизии, тормозившей развитие факторинга в России.

С большим интересом мы ожидаем изменений в практике работы с факторингом торговых сетей, которые попали под действие принятого в декабре 2009 года закона о торговле. Министерство промышленности и торговли уже готовит поправки в этот закон, и участникам рынка факторинга, работающим с торговыми сетями как с дебиторами, необходимо задуматься о возможности закрепления в нем порядка использования факторинга поставщиками сетей так же, как сейчас в нем закреплены ограничения по длительности отсрочек.

– Каких успехов достиг ваш банк в 2009 году, и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

– Главный успех – Промсвязьбанк крупнейший игрок рынка факторинга, безусловный лидер, и это надолго. Тот объем работы, который мы проделали в прошлом году, доказывает, что даже в условиях кризиса есть возможность развивать бизнес, становиться лучше. Дело за малым – за восстановлением экономики.

Хочу отдельно подчеркнуть, что мы сделали значительный шаг вперед в части риск-менеджмента, в диалоге с клиентами нашли верный баланс между его ограничениями и возможностями развития бизнеса. Эта работа будет продолжена в 2010 году, который обещает быть не менее насыщенным и интересным.

Сложности были связаны преимущественно с внешней средой. В международном факторинге подкачали зарубежные страховщики, из-за которых «просела» двухфакторная модель, на внутреннем рынке возникали сложности, связанные с финансовым состоянием клиентов и их дебиторов. Но мы отдаем себе отчет в том, что сложности носят не только объективный, но и временный характер. Благодаря ним наш диалог с клиентами становится более тесным, партнерским. Это то, чего нельзя купить низкой процентной ставкой или финансированием вслепую.

– Есть ли перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

– Безусловно, есть, и Промсвязьбанк в 2010 году продолжит активную работу в регионах. Мы видим точки роста в каждом федеральном округе, в большинстве регионов, где сосредоточены филиалы, представительства и офисы банка, а это более 240 точек по всей стране. В каждом регионе свои экономические условия, свои сложности, но и свои возможности. Мы планируем продолжить укрепление наших позиций в ключевых субъектах Федерации за счет привлечения классных специалистов, развития кросс-продаж, формирования комплексного предложения компаниям-лидерам в своих регионах.

– Собираетесь ли вы выводить факторинг за баланс банка путем создания дочерней факторинговой компании?

– Промсвязьбанк не планирует выводить факторинг за баланс. В то же время мы не исключаем возможность ведения факторинговых операций в дочерней компании. Такая компания существует.

– Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2009 году? Как изменилась политика вашего банка в этом отношении (ставки, объемы финансирования, новые клиенты и т. д.)? Чем была вызвана подобная динамика?

– Мы в Промсвязьбанке ввели некоторые требования, связанные с расширением базы для оценки риска поставщика, связки «поставщик-дебитор». В целом динамика требований к клиентам отражает эволюцию нашего риск-менеджмента. Благодаря системному подходу к оценке рисков, введению единой тарифной сетки наши требования абсолютно прозрачны для клиентов. Общая динамика проявлялась в снижении процентной ставки к концу года, в этом плане мы двигались вместе с рынком.

– Какие максимальные и минимальные процентные ставки возможны в вашем банке на данный момент?

– Ставки определяются индивидуально по каждому клиенту, так же как лимит и процент финансирования. Для новых клиентов ставки чуть выше, для действующих – чуть ниже среднерыночных. Среднерыночной на начало 2010 года была ставка в размере 20% годовых. Мы ожидаем ее снижения в течение первого полугодия.

– Испытал ли Ваш банк проблему неплатежеспособности дебиторов? Если да, то в каком объеме? В отношении каких дебиторов данная проблема наиболее актуальна?

– Определенные сложности были преимущественно у региональных компаний в первой половине года. Дебиторов подводила высокая кредитная нагрузка и падение спроса на продукцию. Однако в Промсвязьбанке описываемых проблем не было – команда риск-менеджеров, пришедшая в банк осенью 2008 года, сформировала надежную систему предотвращения такого рода потерь.

– Что будут предлагать Факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг в 2010 году)?

– Суть предложений на рынке факторинга вряд ли изменится. Бизнесу необходимо наращивать обороты, восстанавливать товарные потоки, стимулировать внутренний спрос. Для решения этих задач факторинг – идеальный инструмент. У клиента есть дебиторская задолженность, у Фактора есть деньги, они встречаются и либо работают вместе, либо нет. С регрессом, без регресса – это уже частности, которые зависят от внутренней «кухни» конкретного Фактора. Унификации в этом вопросе пока нет: видимо, время еще не пришло.

– Каковы основные инструменты привлечения финансирования Вы видите в 2010–2011 годах?

– На сегодняшний день у банков проблем с ликвидностью нет, поэтому факторинговые подразделения и аффилированные компании фондированием обеспечены. Что будет дальше – покажет время. Рынок облигаций вряд ли скоро откроется для факторинговых компаний после истории с ФК «Еврокоммерц». Разве что выпуски будут делаться под высокую доходность и размещаться среди «своих». Не исключаю, что, как только рынок перейдет в фазу роста, факторинговые компании, не аффилированные с банками, будут пытаться привлекать портфельных и даже стратегических инвесторов.

– Какими конкурентными преимуществами, на Ваш взгляд, должен обладать Фактор для того, чтобы занять лидирующие позиции на рынке в будущем?

– Команда, технологии, риск-менеджмент, доступ к источникам фондирования. Но команда – на первом месте. Без правильных людей не будет ни качества процессов, ни качества услуг.

– Какие Факторы, на Ваш взгляд, уйдут с рынка и почему?

– Мы с замиранием сердца смотрим на факторинговые старт-апы последних 12 месяцев и искренне желаем начинающим бизнес встать на ноги. Это пойдет рынку только на пользу, очень хочется, чтобы урок ранее ушедших был выучен, а отдельные цитаты всегда висели в кабинетах особо амбициозных менеджеров, полагающих, что факторинг – это простое решение.

– Как изменились подходы к риск-менеджменту в вашем банке в 2009 году?

– Подходы к риск-менеджменту факторинга в Промсвязьбанке не изменились: мы анализируем связку «поставщик-дебитор», мы финансируем только те компании, в которых уверены на 100% и дублируем нашу уверенность полной верификацией. Подводя итог 2009 года в контексте риск-менеджмента, хочу подчеркнуть, что наши процедуры отлажены и работают. В 2010 году мы планируем их дальнейшее совершенствование с акцентом на унификацию, упрощение и ускорение принятия решений.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2010 и 2011 годах.

– Мы ожидаем роста объема российского рынка факторинга до 520 млрд рублей по итогам 2010 года по оптимистическому сценарию. Многое будет зависеть от темпов восстановления реального сектора, от давления «плохих» долгов на капитал кредитных организаций. В 2011 году при благоприятном тренде восстановления экономики объем рынка факторинга в России может достичь 650-700 млрд рублей.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!