Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Аудит и консалтинг

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Аудит и консалтинг

«Кризис заставляет бизнес оптимизировать свои расходы, из-за чего на спрос и рынок аудита будет оказываться сильное давление»

Какие события на российском рынке аудита и консалтинга за последние 20 лет вы считаете наиболее значимыми и почему?

Главным событием этого периода является формирование самого рынка аудита и консалтинга в России. Большинство компаний, присутствующих на рынке в настоящий момент, были основаны примерно 20-25 лет назад.

Созданные компании имели разные стратегии развития, и, действуя в соответствии с ними, занимали различные ниши на рынке. Обобщенно их можно было бы классифицировать на три группы:

  • Компании с иностранными инвестициями и, соответственно, с подходом к аудиту, основанном на международных стандартах. Как правило, это – компании, имеющие разработанные методики, унифицированный подход к аудиту, жесткий контроль качества, ставящие во главу угла принципы независимости и профессиональной компетентности.
  • Крупные российские компании, также следующие единой методологии и принципам, разрабатываемыми их методическими отделами и основанными на российских стандартах и требованиях.
  • Мелкие и средние компании, занимающие определенную нишу: либо ориентированные на специфический сегмент клиентов (например, немецкий бизнес в России), либо на специфический тип услуги (например, быстрый аудит, помощь главному бухгалтеру по налоговым вопросам в рамках аудита и т.д.)

Вторым по важности событием, или, точнее, цепочкой событий явилось становление правового поля, в котором существует аудиторский рынок. Со стороны клиентов – это становление системы бухгалтерского и налогового учета (введение 25 Главы налогового Кодекса, принятие Закона и Положений о бухгалтерском учете, введение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)).

Со стороны поставщиков, аудиторских компаний – это становление системы регулирования аудиторской деятельности. Система регулирования прошла некий путь эволюции: с 1993 года было введено лицензирование аудиторской деятельности и обязательная аттестация аудиторов, в 2009 году лицензирование было заменено на механизм саморегулирования, посредством учреждения СРО и осуществлениями ими функции внешнего контроля качества. С 2012 года эта функция была усилена за счет привлечения к внешнему контролю службы РФН. С февраля 2016 года РФН упразднен.

Главной целью системы регулирования аудиторской деятельности в любом своем виде (с лицензированием или без, с проведением проверок качества службой РФН или без таковых) является защита интересов пользователей отчетности, для которых аудиторское заключение призвано подтверждать (гарантировать) определенную достоверность данных, указанных в этой отчетности. Эта цель реализуется через механизм, обеспечивающий соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями, при проведении аудита и выпуске аудиторского заключения, таких требований как: независимость, проведение должного объема аудиторских процедур, проведение этих процедур персоналом с надлежащим уровнем квалификации, объективность при формировании выводов, и т.п.

И наконец, в качестве третьего важного события я бы упомянула рост и консолидацию рынка.

На протяжении 20 лет культура аудита в России формировалась и возрастала. Не все, но многие компании, подпадающие под обязательный аудит, проходят его в надлежащем порядке. Руководство таких компаний и их собственники, особенно, в случае наличия иностранных инвестиций и, соответственно, зарубежной культуры в отношении данных отчетности, проявляют интерес к выводам и комментариям аудитора, часто видят в аудиторе партнера, с помощью которого можно выявить области и процессы для последующих улучшений. Все это, несомненно, увеличивало объем рынка и поле деятельности для аудиторских компаний.

Небольшие компании объединялись и образовывали средние по размеру практики, компании, не входившие изначально в какую-либо международную организацию, присоединялись к международным сетям. Компании росли также за счет привлечения новых сотрудников, обучая их методологическим основам и давая практический опыт.

Какие наиболее значимые события произошли в вашей компании за 20 лет и за 2015 год?

За последние 20 лет, в России, компания «Мазар» прошла путь от небольшого офиса в 15 человек, до команды в 200 человек, работающей в 3-х офисах: в Москве, Санкт-Петербурге и Бишкеке (Кыргызстан). За это время компания «Мазар» выстроила все сервисные линии, чтобы предоставлять полный спектр услуг, необходимый клиенту: общий аудит, аудит финансовых институтов, бухгалтерский учет и аутсорсинг, налоговый и юридический консалтинг, сопровождение сделок и финансовый консалтинг. Портфель клиентов вырос более чем в 10 раз, включая как проекты, выигранные «Мазар» на глобальном уровне, так и самостоятельные победы «Мазар» в конкурентной борьбе на локальном рынке. Являясь частью глобального интегрированного партнерства, «Мазар» в России входит в такие профессиональные объединения, как МОАП (Московская аудиторская палата), СПИБА (Санкт-Петербургская международная бизнес-ассоциация на Северо-Западе), Ассоциация европейского бизнеса (AEB), Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russie), ACCA (в статусе Golden Approved Employer), Ассоциация менеджеров России (АМР), и активно сотрудничает с ними.

2015 год стал юбилейным годом, компания «Мазар» отметила свое 20-тилетие в России. Несмотря на осложнившуюся экономическую и политическую ситуации 2015 год стал очень успешным годом для «Мазар»:

  • Рост выручки составил более 10%, при этом в аудите рост составил более 30%; это стало возможным благодаря сохранению портфеля клиентов и новым приобретениям;
  • Компания заняла 13-е место среди аудиторских компаний России по объемам выручки от аудиторской деятельности (по данным международного рейтинга, опубликованного в International Accounting Bulletin), 15-е место в российском рейтинге топ-50 крупнейших аудиторских компаний (по данным «Коммерсанта»); вошла в топ-10 среди компаний, занимающихся аудитом инвестиционных компаний и банков (по данным RAEX («Эксперт РА»);
  • Были успешно пройдены проверки внешнего контроля качества со стороны группы «Мазар», со стороны саморегулируемой организации в России (МОАП) и со стороны РФН;
  • В соответствии с ужесточившимися требованиями со стороны законодательства и контролирующих органов были изменены процессы формализации выполняемых аудиторских процедур, процессы обучения и сертификации сотрудников.

Какие тенденции будут оказывать на рынок аудита и консалтинга определяющее воздействие в 2016 году и в ближайшие два-три года?

По моему мнению, одним из определяющих моментов останется состояние экономики и внешнеэкономических связей России, которое, в свою очередь, в значительной мере определяется политическими факторами, как внутренними, так и внешними. В 2016 году ожидается продолжение кризиса и экономический спад: сокращение иностранных инвестиций, урезание компаниями, уже пришедшими на российский рынок, проектов по расширению и модернизации, сокращение текущих расходов для поддержания рентабельности в краткосрочной перспективе, в том числе, за счет отказа от каких-то услуг и функций или за счет ухудшения их качества.

Подобная тенденция, на мой взгляд, сохранится и в перспективе ближайших двух-трех лет. По крайней мере, на настоящий момент не видно оснований для ее изменения.

Влияние указанных факторов на рынок аудита и консалтинга скорее негативное. Рынок сужается: компании, стремясь сократить расходы, либо отказываются от проведения аудита, либо при выборе аудитора ориентируются, в основном, на критерий стоимости, что в свою очередь усугубляет проблему демпинга и ставит под угрозу один из основных принципов проведения аудита, закрепленный как в международных, так и в российских стандартах -- проведение достаточного количества процедур сотрудниками соответствующего уровня квалификации. Для сохранения клиента или получения нового аудиторские компании снижают цену услуг, что не может не приводить к соответствующему сокращению выполняемых процедур и сокращению затрат на персонал и его обучение, что в свою очередь влечет за собой снижение квалификации персонала, выполняющего аудит. Сейчас на рынке наблюдается жесточайшее давление на ставки.

Кроме того, аудит, как подтверждение достоверности данных отчетности, все больше воспринимается клиентом, как стандартная услуга, необходимая (в силу закона, или требования кредитора или инвестора), но не приносящая добавленной стоимости самому заказчику, аудируемому лицу.

В такой ситуации будут неизбежно происходить следующие изменения:

  • Будет меняться соотношение между аудитом и консалтингом в пользу последнего;
  • Общее качество аудита в целом на рынке в обозначенной перспективе двух-трех лет ухудшится:
  • У многих клиентов в рамках сокращения расходов будут оптимизированы и сокращены функции учета, подготовки отчетности, финансового контроля и т.д. Это повысит нагрузку на оставшийся персонал и, как следствие, увеличит риск ошибок и искажений отчетности, негативно скажется на качестве и сроках информации, предоставляемой в рамках аудита.
  • Клиенты будут переходить от относительно дорогих международных аудиторских и консалтинговых компаний к тем, кто готов предложить наименьшую цену; из-за сложной финансовой ситуации для клиента меньший вес будет иметь соблюдение аудитором методологии и качество аудита.
  • Ряд игроков будет применять новые пути для сохранения рентабельности и позиционирования на рынке: образовывать группы и позиционировать себя в качестве интегрированной структуры, не являясь по сути таковой, не используя единую методологию и контроль качества; привлекать сотрудников по договорам подряда и в форме частичной занятости; сокращать выполняемые процедуры и т.п.
  • Вероятно, увеличится количество заключений, подписанных без должного уровня проведения проверки и с другими нарушениями.

Здесь хотелось бы сделать акцент на том, что компания «Мазар» привлекает к оказанию услуг только сотрудников, состоящих в штате, не использует краткосрочное (на время проведения проверки) привлечение ресурсов по договорам подряда и фрилансеров. Это позволяет поддерживать квалификацию сотрудников на высоком уровне, сохранять ответственность за результат выполненной работы. Система тренингов, внутренней оценки персонала и система контроля качества основаны на применении единого мирового стандарта Группы «Мазар», дополненной и адаптированной для обеспечения соответствия как международным стандартам, так и российскому законодательству.

Среди позитивных эффектов я бы отметила следующие:

  • во-первых, то, что клиенты стали более требовательно относиться к продукту, предоставляемому аудиторскими и консалтинговыми компаниями. Другими словами, за одну и ту же сумму гонорара клиент ожидает гораздо большей степени кооперации, реактивности, глубины анализа и качества презентуемого результата. С одной стороны, это, конечно, усложняет жизнь руководителям и партнерам, но, с другой стороны, это способствует повышению качества оказываемых услуг на рынке аудита и консалтинга, росту профессионализма компаний и их сотрудников;
  • во-вторых, увеличившееся давление со стороны рынка и регулятора, приводит к необходимости оптимизации процессов (в хорошем смысле) внутри аудиторских и консалтинговых компаний, повышению требований к профессиональному уровню и эффективности работы сотрудников.

Как вы оцениваете миграцию крупного российского бизнеса к отечественным АКГ в целях аудита консолидированной отчетности (Газпром, Ростехнологии). Это единичные примеры или формирующаяся тенденция?

На основании указанного выше, а также, учитывая политический фактор, я бы сказала, что это тенденция. Интересен и тот факт, что смена аудитора (с международного гиганта на российскую компанию) не приводит к какой-либо заметной реакции со стороны инвесторов: на стоимости акций это существенно не отразилось.

Какие меры представляются вам наиболее действенными для преодоления застарелой проблемы демпинга на рынке аудита и консалтинга, а также для борьбы с предоставлением некачественных услуг?

На мой взгляд, самым действенным инструментом, конечно, является сам рынок и пользователи аудиторских услуг. В том случае, когда аудиторское заключение воспринимается как реальное свидетельство достоверности и полноты раскрытой информации, и при этом такое свидетельство востребовано на рынке. Востребованным оно может быть только в том случае, когда рынок является достаточно зрелым, правовые и государственные институты развиты, и есть среда, стимулирующая приток капитала и интерес инвесторов, основанный на экономических критериях. Только в этом случае компании (фактически оплачивающие услуги аудитора) будут заинтересованы в качественном, независимом аудите, поскольку результат такого аудита – заключение, подтверждающее достоверность их отчетности и полноту, раскрытых в ней данных, от компании с именем, гарантирующим независимость и качество – будет для них самих необходимым элементом во взаимоотношениях с рынком, с инвесторами, с акционерами, с клиентами и т.д. Только в этом случае при выборе аудитора компании будут в должной мере учитывать его качественные характеристики и не ориентироваться исключительно на цену. Также будет уделяться внимание пороговому значению минимально-возможной цены, при переходе через который оказание аудита с соблюдением необходимых требований к независимости и качеству просто невозможно.

В настоящий момент аудит чаще является вопросом соблюдения формальных требований, стоимость которого, естественно, компании хотели бы минимизировать.

Из мер более реальных к воплощению в краткосрочной перспективе, я бы назвала следующие:

  • Контроль над достаточностью проведенных аудиторских процедур и применение реальных санкции за нарушения. В рамках текущей системы внешнего контроля качества указанный аспект контролируется слабо, либо вообще не контролируется, ни со стороны СРО, ни со стороны РФН. Компании с совершенно разным уровнем качества проведенных аудитов, проходят проверки одинаково успешно.
  • Установление практики 5-6 летних мандатов на аудит, что позволит избежать ежегодного пересмотра цен в сторону снижения и даст аудиторским организациям своеобразный эффект масштаба.
  • Работа ассоциаций аудиторских организаций вне рамок СРО, направленная на соблюдение правил ценообразования участниками рынка и повышение культуры аудита в целом как среди компаний-клиентов, так и среди аудиторских организаций.

Сказалось ли на секторе аудита и консалтинга в целом, и на бизнесе вашей компании в частности, политика замещения импорта, а также реализация санкций в отношении России?

Да, в целом на секторе это сказалось: косвенно - через негативный эффект на экономику, о чем мы говорили выше, а также, повлияло напрямую, в виде сужения рынка для иностранных компаний в части аудита госкорпораций.

На бизнес «Мазар» в России прямого влияния указанные тенденции не оказали.

Какие виды аудита и консалтинга оказались наиболее значимыми для Вашей компании в 2015 году? Изменился ли спрос на них в связи с кризисом? Что в связи с этим Вы ждете от итогов 2016 года?

В 2015 году, как и в предыдущие годы, наиболее существенное значение имел аудит отчетности, составленной по международным стандартам, а также налоговый и финансовый консалтинг. Это те виды услуг, которые имеют наибольшую ценность для клиента, воспринимаются им как высоко профессиональные услуги, вследствие чего имеют высокую маржинальность и составляют основу бизнес-модели компании.

В связи с кризисными явлениями, описанными выше, спрос, безусловно, изменился: клиенты отказались от части проектов, не являющихся необходимыми для получения доходов в краткосрочной перспективе (например, от подготовки и от аудита отчетности по международным стандартам в целях поиска потенциального инвестора, или в случае, если отчетность использовалась исключительно в управленческих целях и т.д.), а также стали искать пути снижения стоимости для всех остающихся проектов.

Очевидно, что 2016 год будет сложным годом. Аудиторским и консалтинговым компаниям будет сложнее убедить клиента в ценности той или иной услуги и согласовать гонорар, устраивающий обе стороны. Поэтому, мы считаем, что борьба за новых клиентов обострится, конкуренция будет жесткой и, к сожалению, в основном ценовой. Произойдет перераспределение рынка между аудиторскими компаниями, в сторону более дешевых, рынок в целом сузится за счет падения ставок и за счет отказа клиентов от проектов или их пересмотра в сторону уменьшения объемов.

Какие факторы в настоящее время влияют на спрос в сегменте аудита банков и общего аудита? Заметны ли здесь какие-то значимые изменения, связанные с кризисом?

Спрос на услуги в сегменте общего аудита определяется следующими факторами:

  • По-прежнему, необходимостью проводить аудит как по российским, так и по международным стандартам в соответствии с требованиями законодательства. Значимым изменением, вызванным кризисом, будет жесткая ценовая конкуренция и, как следствие, снижение стоимости обязательного аудита;
  • Потребностью пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов) в аудиторском заключении, как инструменте для принятия решений, ведения бизнеса. В связи с тем, что кризис заставляет бизнес оптимизировать свои расходы и повышать эффективность, спрос на услуги аудита будет сокращаться. Клиенты откажутся от ряда проверок, которые не обязательны по закону, и также будут сокращать расходы за счет пересмотра стоимости аудита, проведения тендеров, перехода к более дешевым провайдерам услуг.

Как уже говорилось выше, компании-клиенты не имеют значительных преференций на рынке и воспринимаются рынком одинаково, как в случае проведения аудитов компаниями, гарантирующими независимый и качественный аудит, так и в случае перехода к более экономичным вариантам.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!