Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

«Практически 95% всего трехстороннего факторингового документооборота в 2016 году приходилось на сегмент пищевого ретейла»

 – Совокупный объем денежных требований, уступленных Факторам за 2016 год, составил порядка 2,1 трлн рублей. Какая доля / сумма, по вашим оценкам, была уступлена по договорам факторинга с применением электронного трехстороннего документооборота в 2016 году? Какое число участников рынка факторинга, по вашим подсчетам, было вовлечено в электронный трехсторонний документооборот в 2016 году? Какого прогресса удалось добиться при переходе на факторинг без бумаги в 2016 году рынку в целом и вашей компании в частности?

 – Сегодня почти каждый Фактор задумывается об электронном документообороте. Кто-то уже реализовал у себя электронный документооборот, кто-то только приступил к созданию. Несомненно, первопроходцем в электронном трехстороннем факторинговом документообороте была Х5 Retail Group, но рынок не стоит на месте и развивается. Это приведет к росту доли электронных документов в факторинге, и через некоторое время, возможно, уже к 2018-му, бумажные документы на нашем рынке уйдут в прошлое. Замечу, что пределы роста еще не достигнуты. Если брать абсолютно все сделки по факторингу, то с использованием трехстороннего документооборота было передано менее четверти документов. С каждым годом будет увеличиваться доля тех игроков, что пользуются трехсторонним документооборотом. Многие провайдеры ЭДО активно разрабатывают такие системы либо уже ввели их в эксплуатацию. LeraData – один из таких провайдеров.

В 2016 году мы добились многого, в том числе в факторинговой нише. В октябре запустили в эксплуатацию масштабируемую настраиваемую модульную систему факторингового документооборота, как двустороннего с системой верификации, так и трехстороннего. Система электронной верификации несет в себе ряд преимуществ:

- позволяет проследить цепочку сделки на всех этапах процесса, начиная с заказа и заканчивая получением денежных средств;

- процесс согласования финансирования по сделке между всеми участниками может занимать несколько минут, а именно это время доставки / получения электронного документа;

- позволяет исключить ошибки ручного ввода, а также фальсификаты документов, применяемые недобросовестными участниками сделок при оформлении документации на бумажных носителях.

Более того, система электронного факторинга добавляет преимущества в использовании быстрого доступа к архивам документов по сделке, в существенной экономии на пересылке документов в бумажном виде, курьерах, печати.

В 2016-м мы заключили партнерские соглашения с рядом факторинговых компаний и банков, разработали для Х5 альтернативную факторинговую платформу. Однако у нас и у всей отрасли в целом впереди много работы по приведению всех участников к электронному документообороту. 

 – Какие ключевые обстоятельства препятствуют развитию электронного трехстороннего факторинга в России? Что, по мнению вашей компании, способствовало бы более активному продвижению услуг электронного факторинга на отечественном рынке?

 – Двусмысленный вопрос. Но если серьезно, планомерному и быстрому развитию мешают несколько обстоятельств: различие используемых документов и форматов, нежелание сторон нести затраты на модернизацию и внедрение новых бизнес-процессов, а также существенные расхождения в том, как Факторы видят трехсторонний документооборот. Эту ситуацию сможет изменить государственное регулирование в сфере подписания уведомлений дебиторами в электронной форме. Пока не будет единого государственного формата, как в случае с электронным счетом-фактурой, будут существовать различия в подходах к реализации ЭДО в факторинге.

 – Какова, по вашим оценкам, доля предприятий из сегмента МСП среди клиентов Факторов, использующих электронный документооборот? Способствует ли рост проникновения электронного трехстороннего факторинга активизации финансирования малых и средних предприятий?

 – В том или ином виде практически все предприятия используют электронный документооборот, но кто-то использует «банк – клиент», а кто-то – системы документооборота с верификацией поставки. Выбор типа документооборота зависит от самого Фактора, и в случае если он решил использовать электронный документооборот, то большая часть его клиентов будет им пользоваться.

Электронный трехсторонний факторинг безопаснее, удобнее и выгоднее как для Факторов, так и для дебиторов и поставщиков. Как следствие, решение о предоставлении финансирования принимается быстрее, по более широкому перечню поставщиков, что, несомненно, способствует активизации финансирования. Ведь благодаря снижению рисков Факторы открывают для себя новую нишу рынка, которая ранее считалась нишей с повышенным риском и от этого была не факторабельной. Факторы начинают бороться не за клиентов в поделенном ранее рынке, а за новую нишу, обслуживать новых, ранее не связанных с факторингом клиентов.

 – Какова отраслевая структура (доли в обороте, количество в единицах) клиентов и дебиторов, использующих электронный трехсторонний документооборот? Претерпела ли она значимые изменения в 2016 году?

 – Основная масса – практически 95% всего трехстороннего факторингового документооборота – в 2016 году приходилась на сегмент пищевого ретейла. И если ситуация кардинально не изменится, боюсь, такая тенденция сохранится в ближайшую пару лет.

 – Как менялась продуктовая линейка вашей компании в течение 2016 года? Какие новые продукты и (или) услуги наиболее востребованы на рынке факторинга на данный момент? Каковы, на ваш взгляд, перспективы применения технологии blockсhain в факторинговых операциях?

 – Среди предоставляемых сервисов нашей компании в одном списке с EDI- и ЮЗД-документооборотом «Управление складом» – инструмент планирования, выполнения и контроля всех проводимых складских операций, «Управление двором» – система управления транспортом и погрузочно-разгрузочными работами в реальном времени, «Управление перевозками» – система, обеспечивающая контрольно-расчетные параметры при перевозке груза различными видами транспорта, включая выдачу по запросу оперативной информации о его местонахождении и о прогнозируемых сроках доставки, и сервис «Отчетность». В 2016 году были задействованы «BI-аналитика» – единый полный источник управленческих отчетов, как для административного, так и для руководящего состава компании, и «Факторинг» – платформа для двух- и трехстороннего документооборота поставщика, Фактора и дебитора.

Если говорить о востребованности продуктов и сервисов на рынке факторинга, была и будет востребована услуга верификации. Финансовые структуры вкладывают в это понятие разный смысл, но основная идея одна: необходимо подтверждение от покупателя, что поставка будет оплачена непосредственно фактору или как минимум просто оплачена. Например, наше факторинговое решение позволяет осуществлять верификацию несколькими способами на основании различных документов. Это может быть или логистический документ (заказ, уведомление о приеме товара), или документы, подтверждающие переход права собственности на товар, – электронный счет-фактура, «Торг-12», УПД.

Технология блокчейн для рынка не является панацеей и не несет каких-либо гигантских принципиальных изменений в бизнес-процессах. Это всего лишь технология передачи и защиты данных. Блокчейн сама по себе не подтвердит факт поставки, не гарантирует оплату поставки покупателю или фактору, а в случае судебных исков придется все так же собирать доказательства и идти в суд. А с учетом того что эта технология еще никак не регулируется законодательно, применение классических проверенных схем, предоставляемых провайдерами электронного документооборота, более выгодно и надежно.

 – Как сильна конкуренция на рынке факторинга среди EDI-провайдеров? Обострилась ли она в 2016 году? Ожидаете ли вы усиления конкуренции в 2017-м? Насколько, по вашим оценкам, вероятен рост интереса к факторингу со стороны IT-компаний (в том числе количества участников в этом сегменте)? Какими конкурентными преимуществами обладает ваша компания?

 – Среди провайдеров электронного документооборота всегда идет конкурентная борьба. Тем более на перспективном направлении электронного факторинга. Естественно, по мере наполнения рынка предложениями борьба будет усиливаться, что хорошо, поскольку это заставляет участников рынка не стоять на месте, а создавать и улучшать сервисы, делать программы более устойчивыми, работоспособными, безотказными, автоматизированными и так далее. Я приветствую здоровую конкуренцию.

Интерес ИТ-компаний к факторингу вполне закономерен и ожидаем. Такие компании могут предоставлять решения по автоматизации внутренних процессов Фактора и интеграционные решения по учетным системам. Провайдеры чаще всего предлагают решения для взаимодействия с внешними средами. Совместные проекты ИТ-компаний и ЭДО-провайдеров могут достичь более глубокого синергетического эффекта от применения электронного документооборота для Факторов, дебиторов и покупателей.

Если говорить о наших конкурентных преимуществах, отвечу следующее: у всех провайдеров есть стандарты качества и определенные декларируемые принципы работы с контрагентами; можно долго и красиво рассказывать, что мы лучшие, самые красивые, называть большие числа и ничем не отличаться от конкурентов. А можно поступать, как мы: работать над созданием лучшего сервиса для Факторов, выполнять свои обещания и становиться бизнес-партнерами для наших клиентов. Наше основное отличие – реальный уровень сервиса и выполнение работ в декларируемые сроки.

 – В чем отличие российского рынка услуг электронного факторинга от западноевропейского? Что, на ваш взгляд, отечественные провайдеры могли бы позаимствовать у иностранных коллег?

 – Хороший вопрос. Позаимствовать опыт – вот первое, что приходит на ум. Это то, чем мы можем воспользоваться здесь и сейчас без особых затрат по ресурсам. Но всегда стоит помнить, применим ли этот опыт в реалиях нашей действительности? У нас отличное от зарубежного законодательство, иные методы ведения бизнеса и поддержания деловых отношений. Поэтому в первую очередь российские разработчики заимствуют технологии. Российские провайдеры чаще переосмысливают технологии зарубежных коллег и создают решения, которые будут работать на территории РФ.

 – Каковы перспективы развития факторингового направления вашей компании и рынка факторинга в 2017–2018 годах? С какими вызовами предстоит столкнуться вам в частности и рынку в целом? Каковы, по вашему мнению, перспективы электронных факторинговых площадок в России?

 – Перспективы радуют и рисуют красивое будущее. По моим наблюдениям и если судить по аналитике, проводимой участниками рынка, даже в среде продуктового ретейла электронным факторингом охвачено не более 30% рынка. Плюс огромное поле для работы в целом по рынку. Ведь даже те поставщики и покупатели, которые давно пользуются электронным документооборотом, например для передачи бухотчетности в налоговую, во взаимоотношениях с контрагентами до сих пор применяют бумажные носители. Как ни странно, это касается и ретейла, несмотря на то что данный сегмент рынка является лидером по внедрению электронного документооборота в коммерческие отношения между юридическими лицами.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!