Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансирование малого и среднего бизнеса

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Финансирование малого и среднего бизнеса

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Во 2 полугодии тренд на снижение ставок закончился – они стали стабильными. Повышение стоимости кредитов МСБ составило 1-2 пункта, что отражает ситуацию с депозитами: банки привлекают средства клиентов под более высокие ставки, поэтому дорожают кредиты.

В связи со снижением ставок для МСБ до уровня около 15%, большое количество средних банков ушло из кредитования этого сегмента. В соответствии со стратегией развития ТРАСТ сконцентрировался на микрокредитовании. В прошлом году мы продали Промсвязьбанку часть кредитного портфеля юридических лиц – представителей среднего бизнеса (кредиты от 3 млн рублей). Портфель был качественный, поэтому сделка предусматривала премию.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Спрос на деньги есть, об этом говорит рост объемов кредитования. Рынок два года подряд устойчиво растет, в среднем на 22-25%. Конечно, можно развиваться и на свои собственные деньги – открыть один магазин, через 5-10 лет – второй… А можно взять кредит и увеличить масштабы бизнеса своевременно, не дожидаясь, когда на то появятся или не появятся свободные средства.

– Почему многие не берут кредиты? Потому что непонятна ситуация в ближайшие годы?

– Предприниматели оценивают доступность финансирования положительно, об этом в частности свидетельствуют результаты нашего совместного с НАФИ исследования «ТРАСТ Индекс МСБ». Вместе с тем значимый средний бизнес (небольшие заводы) зависит от политики. Почему мы ушли в микробизнес? Преимущество малого бизнеса – в его стрессоустойчивости и умении перестраиваться, адаптироваться под новые экономические реалии. Вне зависимости от результатов выборов президента, люди будут есть, пить, покупать йогурт и сметану. Заводы, которые делают молоко, наверное, зависят от политической ситуации, а магазин «Продукты» – не сильно. В крайнем случае он станет магазином «Стройматериалы».

– А вступление в ВТО России повлияет на МСБ?

– А вы уже почувствовали, что мы вступили в ВТО? Я – нет. Прогнозов много, но какой из них сбудется – неизвестно. В России 70% малого и среднего бизнеса – это торговля или мелкое производство. Они будут конкурировать с General Electric? Вряд ли. До сих пор даже ввозные пошлины на машины не изменились. В течение нескольких лет, может быть, что-то и поменяется, не зря же мы туда стремились два десятилетия.

– Какова ситуация по динамике проблемной задолженности МСБ в течение 2011 года?

– У каждого банка просрочка своя, поскольку каждый преследует свои цели. Сильной просрочки нет, иначе бы это сигнализировало об общей негативной ситуации в стране. Пока все стабильно.

– А дельту по просрочке между малым и средним бизнесом во сколько вы оцениваете?

– Это зависит от сегмента. Если продавать кредит под 9% годовых, просрочка будет 1%, если под 15 – 2%. И то, и другое – нормально. Чем ниже ставка, тем клиент быстрее к вам придет.

– Какова эффективность основных мер господдержки рынка?

– Размер господдержки кредитования через МСП Банк составляет сумму портфелей 1-2 банков. В масштабах рынка не очень существенные цифры.

– А гарантийные фонды?

– Да, они работают, но денег не так много, а игроков достаточно. Хорошо, что такие фонды есть, но объемы несоразмерны с тем, что делают остальные участники рынка.

– Должны быть также и косвенные меры поддержки?

– Нужна доступность административного ресурса. Предприниматели найдут деньги на развитие, но они не знают, что с ними делать дальше. Бюрократы и цены на сырье, доступность кадровых ресурсов – вот проблемы, на решение которых, на мой взгляд, следует бросить усилия государства.

– Как вы относитесь к страховым взносам? Есть ощущение, что прозрачность бизнеса снизилась? Если судить по сообщениям нашего министра финансов, то после повышения ставки страховых взносов она выросла только на 1%.

– Есть статистика, что мы «посерели». Этот закон не ухудшил сильно ситуацию, но точно не стимулировал к выходу из тени.

– Какова конкурентная ниша ТРАСТа на рынке кредитования МСБ?

– У нас своя стратегия, мы ее придерживаемся – это борьба за микропредприятия. В сегменте кредитования среднего бизнеса есть 3-4 предложения, большие суммы, – за лишний процент на сумму 50-100 млн рублей люди готовы дольше ждать решения, предоставлять дополнительные документы. Мы же уходим в другую зону, где все быстро и качественно. Клиенты, которым оперативно необходимы небольшие суммы, готовы заплатить немного больше, чтобы избавиться, например, от очередей.

– Какой у вас средний объем кредитования?

– 650 тысяч рублей.

– Почти потребительские кредиты для физических лиц.

– Да. Но для предпринимателей, как правило, условия лучше. Есть специальные продукты для МСБ – сроки выгоднее, условия проще, ставки от 18 до 20%.

– Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)?

– Перспективы есть. Возьмем, к примеру, наших западных коллег – турецкий банк «Кредит Европа Банк», который реализовал интересную программу. Они собирали комьюнити: юристов, налоговиков – и общались между собой. Есть и другие примеры, когда объединяются бухгалтерские и банковские системы. Пока в России так: деньги нужны – заполни анкету, а должны быть консультативные услуги, сервисность. Конечно, все это стоит денег, но шаг за шагом мы придем к этому.

– Расскажите о риск-менеджменте. Что-то приходилось подкручивать?

– Риск-менеджмент – это движение. Меняется и рынок, и заемщики, и среда. Для нас изменение в том, что мы перешли в более массовый сегмент. Там другие технологии – удаленный андеррайтинг.

– У вас полностью автоматизированная система принятия решений?

– Глобально – да. Есть андеррайтинг, дополнительные проверки в зависимости от суммы.

– Сильно ли мешает фактор непрозрачности заемщиков?

– Проблема такая есть. Хорошо жить в Эстонии, где все известно про жителя, начиная от оценок в школе. У нас все далеко не так, однако банк умудряется оценить заемщика. Есть источники, например поведенческая статистика. Ведь люди даже преувеличивают собственный бизнес одинаково.

– Занимается ли ваш банк стартапами?

– Стартапы для МСБ мы не делаем – по статистике, половина из них не выживает. Но у начинающих бизнесменов всегда есть возможность получить нецелевой потребительский кредит.

Это логично, когда оцениваешь не сами стартапы, а физических лиц, которые за ними стоят. Я понимаю, когда речь идет о больших проектах – разработке карьера, Олимпиаде в Сочи, там можно анализировать и прогнозировать. А если человек хочет открыть ларек с фруктами, как его оценивать?

– И напоследок дайте ваш прогноз развития рынка на 2012 год.

– Я думаю, что рынок вырастет на 20-25% по портфелю. Каких-то резких изменений я не предвижу.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!