Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с членом Совета Директоров банка «ТРАСТ» Григорием Варцибасовым

– В каких сегментах на рынке кредитования МСБ вы работали наиболее активно в первом полугодии 2013 года? Изменилось ли что-либо по сравнению с 2012 годом?

До кризиса банк «ТРАСТ» работал с клиентами в сегменте от «микро» до среднего бизнеса. В настоящее время мы сфокусированы на микрокредитовании малого бизнеса (речь идет о займах в пределах 200-600 тыс. рублей). Последние несколько лет средний устойчивый бизнес является, в первую очередь, сферой деятельности государственных банков с кредитными предложениями в размере 200-500 млн рублей. Полагаю, эта тенденция сохранится и в будущем. Коммерческие банки при работе с юридическими лицами, как, собственно, и в потребительском кредитовании, уходят в нишу, обеспечивающую достаточную маржу и соответствующую стоимости фондирования. Есть более рискованные сегменты, в которых важны не столько ресурсные возможности, сколько высокая технологичность и эффективные практики.

Оказывают влияние и новые требования регулятора (относительно кредитования малого и среднего бизнеса как юридических лиц). Последние нововведения не способствуют выходу коммерческих банков на рынок кредитования МСБ, поскольку подобные кредиты не могут рейтинговаться в рейтинговом агентстве.

– Как Вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в первом полугодии 2013 года?

– В целом по рынку доля просроченной задолженности растет (как и в общем по банковской отрасли). Видимо, сказывается эффект закредитованности определенной части населения, поскольку многие предприниматели оформляют займы как физические лица, имеющие собственное дело. В данном случае тенденции на рынке МСБ пересекаются с особенностями потребительского кредитования. Кроме того, в сегменте МСБ только сравнительно недавно стали вводиться скоринговые продукты, поэтому к сегодняшнему дню накоплено недостаточно данных и прогнозы по поведенческим моделям данной категории заемщиков не всегда подтверждаются на практике.

Между тем, рынок микрокредитования малого бизнеса остается доходным. Возможно, доходность ниже, чем ожидалось, но это, на мой взгляд, во многом связано с тем, что прогнозы изначально были несколько завышены.

– Влияет ли выбор отрасли на темпы роста проблемной задолженности?

– В отношении небольших по сумме кредитов (200-300 тыс. рублей), которые предприниматели оформляют как физические лица, отрасль не имеет определяющего значения. Потерпев неудачу в собственном бизнесе, заемщик может устроиться на работу и вернуть заемные средства из своей зарплаты. Или, например, он может сменить отрасль и развивать дело в другом направлении. В данном случае большее значение имеет способность человека к предпринимательству, поэтому мы, в первую очередь, обращаем внимание на личные характеристики заемщика, а не на отрасль, в которой он намерен работать.

Иная ситуация у предпринимателя, который вкладывает в предприятие 2-5 млн рублей. В отличие от клиента, получившего 200 тыс. рублей, он действительно зависит от успешности бизнеса в определенной отрасли.

– Какова доля бизнес-кредитов ФЛ (финансирование собственного бизнеса) на рынке кредитования МСБ?

- В целом по отрасли такой консолидированной и корректной статистики нет. Например, человек может обратиться за кредитом, скажем, на покупку принтера, и указать в анкете, что он является частным предпринимателем. Принтер он намеревается использовать в производственных целях, но берет на него POS-кредит. Сложно четко определить, что это - кредитование бизнеса или кредитование физического лица? Банк в данном случае не анализирует бизнес заемщика, но в какой-то мере кредитует его.

Неправильно полагать, что все потребительские кредиты расходуются исключительно на удовлетворение нужд домохозяйства заемщика, часто потребкредитование и микрокредитование бизнеса находятся в одной плоскости. Некоторые банки их разделяют, другие – нет.

- Что заставляет предпринимателей брать потребительские кредиты на развитие бизнеса?

- Оперативность и простота оформления. Удобнее открыть счет физического лица вместо счета индивидуального предпринимателя, для которого необходимо множество различных документов. Также, счет индивидуального предпринимателя имеет особый режим. Определенные процедуры предусмотрены и для счетов физических лиц, но, поскольку банки изначально ориентированы на обслуживание миллионов частных клиентов, они технологичнее и потому заметно проще.

– Как бы Вы оценили потенциал недавно заявленных государством мер по поддержке кредитования МСБ (использование средств ФНБ; создание федерального гарантийного фонд)? Насколько реализация данных мер повысит доступность кредитов для МСБ?

– Необходимо посмотреть, как эти инициативы будут развиваться и во что в конечном итоге выльются. Скорее всего, заявленные проекты не будут реализованы оперативно - должны пройти рабочие встречи, многосторонние обсуждения.

В принципе, сегодня у государства есть продуманные и последовательно функционирующие механизмы подобного плана, которые можно полностью или частично скопировать в рамках работы по поддержке кредитования МСБ. Есть, например, АИЖК с четкими правилами, которые банкам необходимо соблюдать для участия в программе.

Объем выдач в сегменте МСБ с привлечением средств специализированных фондов должен составить в этом году порядка 75 млрд рублей. В масштабах всего рынка это весьма незначительная доля. С точки зрения влияния на ВВП страны, усилия, прикладываемые для реализации текущих мер, не сопоставимы с конечными результатами. Тогда как правильный подход - это когда 20% усилий обеспечивают 80% результата.

– Есть предложение ЦБ о рефинансировании под залог ценных бумаг, в которых упакованы кредиты МСБ

На мой взгляд, идея централизованного рефинансирования под залог портфеля является правильной, хотя вызывает некоторые вопросы. Насколько быстро и качественно ее смогут реализовать? В какой мере наши ожидания совпадают с ожиданиями малого и среднего бизнеса? Необходимо создать систему, которая одновременно будет востребована предпринимателями и удобна банкам. На сегодняшний день процент предпринимателей, использующих заемные средства для развития бизнеса, все еще не велик (около 30%), поэтому важно различными методами привлекать новые группы заемщиков.

– «Кредитные фабрики» - одна из основ роста кредитования МСБ в 2012-2013 гг. Есть мнение, что их активное использование банками привело к росту коротких займов торговому сектору. Вы согласны с этим?

В целом сегодня рост в торговом секторе выше, чем рост промышленного производства. Соответственно, кредиты «торговле» растут более высокими темпами, как минимум исходя из оборотов (даже в том случае, если в отрасли не открываются новые предприятия). Соответственно, именно торговые компании способны «поглотить» большую сумму кредитов.

В банке «ТРАСТ» «кредитная фабрика» работает уже семь лет. Мы, например, ввели скоринговые карты для работы с предпринимателями, что помогает быстро и по упрощенным процедурам выдавать микрокредиты малому бизнесу (в отношении кредитов на небольшие суммы не требуется индивидуальное «ручное» решение по заявке). Принцип «кредитной фабрики», безусловно, оказывает положительное влияние на качество обслуживания клиентов, которым важна скорость и удобство получения средств.

– Очевидно, вы можете оценивать «кредитные фабрики» других банков только с учетом давления в общем сегменте. Оно имеет место?

Конечно. Этот сегмент становится все более и более интересным для участников рынка. Сохраняется тенденция, которая начала проявляться еще в 2008 году: процентная маржа в сегменте крупных юридических лиц постепенно сужается и остается приемлемой только для единиц. Остальные банки уходят в сегмент крупного и среднего бизнеса, а затем переключаются на нишу малого бизнеса. Создание «кредитных фабрик» способствует усилению конкуренции, но это нормальная рабочая ситуация, при которой эффективные банки способны находить своих клиентов.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2013 года и в 2014 году.

– По моему мнению, поскольку на рынке кардинально ничего не изменилось, темпы роста в 2013 году останутся на прежнем уровне. Ситуация в 2014 году будет зависеть от эффективности мер, которые принимает государство. При определенном подходе есть потенциал для более активного, нежели сейчас, роста.

– Что может ограничить рост?

Рост может ограничиваться регуляторным фактором. В течение последних нескольких лет периодически происходили различные нормативные изменения, так или иначе влияющие на рынок. Иногда новые положения вводятся по два раза в год: по «взвешиванию» кредитов МСБ, по созданию резервов и так далее. Все это влияет на банки с точки зрения выбора сегмента и активности в этом сегменте.

В отношении влияния иных факторов я являюсь оптимистом. Не думаю, что в экономике страны появятся некие глобальные проблемы, отрицательно влияющие на развитие банковской отрасли в целом, и направления МСБ в частности. Напротив, я, ожидаю позитивных сдвигов и улучшения предпринимательского климата, поскольку представители государства, по крайней мере, активно гвоорят об этом.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!