Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Григорием Варцибасовым, членом совета директоров и управляющим директором НБ «ТРАСТ» (ОАО)

– Вы считаете перспективной стратегию обслуживания клиентов по комплексным тарифным планам? В чем плюсы для клиентов и для банков?

На мой взгляд, это действительно перспективный подход. Сегодня среди предпринимателей востребовано комплексное обслуживание, учитывающее специфику деятельности компании и предполагающее широкий набор инструментов для эффективного ведения дел. В качестве примера можно сравнить эти услуги с телекомом. Если вы часто звоните за границу, значит вам нужен тарифный план с выгодной стоимостью международных звонков, а если вы любите отправлять SMS, то вам необходим тариф с набором уже других опций. Представителям малого и среднего бизнеса, конечно, проще купить готовый «коробочный продукт», учитывающий ключевые потребности, и не тратить время и ресурсы на изучение всех нюансов. Например, существует небольшое предприятие торговли, которому требуется организация инкассации. У большинства подобных организаций ежемесячные расходы на банковские услуги не такие большие. Или, наоборот, быстро развивающаяся компания, которой требуется проведение большого количества операций по счету. Для каждого разработаны свои комплексные решения. Мы перешли на подобные «сеты», поскольку данный формат работы удобен как клиенту, так и банку.

– Как давно вы это сделали?

– Несколько лет назад. Пакеты расчетно-кассового обслуживания постоянно улучшаются, модернизируются. Клиенты сегментируются по поведенческим моделям и потребностям. Я считаю, что это такой же интересный бизнес или, может быть, даже более интересный, чем кредитование.

Насколько, по вашим оценкам, при этом увеличиваются комиссионные доходы банков?

Первоначальный рост может составить от 30%.

От чего на сегодняшний день в наибольшей степени зависят предприниматели (от цен на сырье, курсов валют, доступности финансирования, законодательства, от чего-то другого)?

Традиционно некоторой проблемой является доступность финансирования. Также за последний месяц выросли курсы валют, цены на сырье заметно подскочили, что не может не оказывать давления на предпринимателей. Я пока не готов сказать, как все это повлияет на бизнес-климат, но, так или иначе, отпечаток останется, и все эти факторы, безусловно, скажутся на российском предпринимательстве. Между тем я не думаю, что ситуация будет патовой. Мы пережили 2008 год, поэтому трудности нас не пугают. Как раз за малый и средний бизнес я в этом смысле переживаю гораздо меньше. Он тем и хорош, что может подстраиваться. Для него характерно быстрое принятие решений и гибкость.

− Как вы считаете, могут ли сегодня российские банки конкурировать с иностранными банками?

− Они уже конкурируют. Российский рынок в этом плане открыт, и иностранные банки, которые хотели, уже зашли на него. Но важно учитывать, что здесь другое законодательство, абсолютно иная бухгалтерия. Даже крупные банковские системы не могут быть просто перенесены в нашу действительность. Этому препятствуют даже детали, требующие доработки и адаптации. Например, за рубежом при расчете процентов для клиента календарный год составляет 360 дней, а у нас – 364–365 дней. Конечно, правильно идти от клиента, но наши бухгалтерские системы говорят: «Нет! Есть план счетов».

На российском рынке отечественные и иностранные банки работают на одних условиях, все реализуют свои бизнес-модели, но при этом каждый может чему-то научиться у другого. Сегодня на российском рынке накоплено достаточно много ноу-хау, которым иностранные игроки также могут поучиться. Посмотрите, сколько из них ушло за последние годы. Вряд ли это случилось на фоне того, что здесь они были очень успешными. Так не бывает, значит, их стандартные модели не сработали.

− Кредитование и РКО, как правило, жестко связаны друг с другом, особенно в сегменте МСБ. Как вы оцениваете эффективность продвижения РКО как самостоятельного продукта?

Я считаю, это разумный шаг. Если рассматривать западный опыт, там 70–80% доходов банков поступает от РКО, то есть они никак не связаны с кредитными продуктами. Там кредиты служат, скорее, каналом привлечения клиентов для дальнейшего расчетно-кассового обслуживания. В России же комиссионный доход составляет только 16%. Конечно, за счет ставок у кредитования более высокий доход, но необходимо учитывать, какая при этом маржа. При этом маржа по РКО сравнима, а зачастую и выше маржи по кредитным операциям.

В России законодательно закреплена обязанность всех юридических лиц и предпринимателей вести расчеты только в безналичной форме. Соответственно, банковские сервисы необходимы как минимум для этого. Другое дело, что от качества сервиса и разнообразия продуктовой линейки зависит то, с какой интенсивностью и каким количеством услуг пользуются клиенты, какие операции они проводят. Это вопрос уже к банкам. В данном случае принципиально удобство пакетных предложений. Обратите внимание на пластиковые карты. Несколько лет назад клиенты в основном снимали наличные в день зачисления средств. Сейчас уже количество транзакций покупок превышает количество транзакций снятия наличными (пока, конечно, не по сумме, а по количеству).

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы услуга РКО быстрее развивалась как таковая? Что сейчас мешает развивать эту услугу независимо от кредита?

По большому счету, ничего не мешает. Другой вопрос, требующий комплексного подхода: почему услуга РКО на данный момент не развита в полной мере? Я уверен, что если банк совершенствует данное направление, с каждым годом его предложение становится все более привлекательным и востребованным. Если клиент не оплачивает какие-то услуги через дистанционную систему интернет-банка, видимо, она для него недостаточно удобна.  Кому интересно выходить из автомобиля на бензоколонке и искать терминал моментальной оплаты, чтобы внести 100 рублей, если это можно сделать с телефона? Между тем это, конечно, дорога с двусторонним движением. Немаловажную роль играет и наша ментальность, готовность переходить в «онлайн», осознание безопасности и удобства подобных услуг.

– Поправки, ограничивающие возможность банка одновременно выступать агентом и выгодоприобретателем по договору страхования, вступят в силу 1 июля 2014 года. Скажется ли это на объеме комиссионного дохода розничных банков?

− Банки внесут необходимые изменения, но отказываться от комиссий не станут. В принципе, не обязательно быть выгодоприобретателем, банки могут отказаться от этой части сделки. Они будут перечислять средства на счет клиента и безакцептно их списывать.

Мы говорим об этой комиссии как о чем-то негативном, однако на самом деле это не так. Когда я брал большие суммы кредитов, то на всякий случай страховал свою жизнь, хотя это и не было обязательным условием. Это не было связано с банком, я приобретал полис в страховой компании. У каждого свое понимание, какая сумма является значительной. Ты платишь за страховку какую-то сумму, но она невелика по сравнению с теми средствами, которые придется возвращать семье, если с тобой что-то произойдет.