Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее банковского рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее банковского рынка

– Каков ваш прогноз по динамике кредитного портфеля российских банков в 2013 году? Как будет развиваться ситуация в ключевых сегментах – в кредитовании крупного бизнеса, кредитовании МСБ и розничном кредитовании?

– Банковская система – это подсистема мировой экономики. Поэтому глобальные жизненные циклы у них общие. Мировая экономика переживает не лучшие времена. Сейчас модно говорить о new normal. Это значит, что существует глобальная неопределенность  в прогнозах. В этих условиях любые управленческие решения хозяйствующих субъектов, а также регуляторов должны приниматься очень осторожно, так как результаты будут не всегда те, на которые рассчитывают их авторы. Высока вероятность рецессии и гиперинфляции.

Например, результаты прошлых лет говорят об опережающем росте розничного портфеля. Возможно, данная динамика будет прослеживаться и в текущем году, кредитные портфели банков продолжат свой рост. Однако в силу постепенного насыщения спроса на розничные услуги, а также высокой вероятности массовых отказов «физиков» обслуживать свои кредиты, в скором времени мы можем увидеть замедление темпов роста рынка розничного кредитования или его спад.

Тем не менее эксперты рынка розничного кредитования в 2013 году предсказывают его рост на 18-25%. Дождемся итогов года. Жизнь, как правило, не укладывается в прокрустово ложе формальных экстраполяций, когда тренд прошлого механически переносится на будущее.

Современный рынок нуждается в антикризисном регулировании. Управленческие решения в крупном бизнесе традиционно контролируются государством. Это имеет для него некоторые плюсы, в том числе возможность комфортного кредитования на астрономические суммы в банках с государственным участием. Наверное, в ближайшее время ожидать чуда, что на этот рынок выйдут массово обычные коммерческие банки, не стоит. Это тот случай, когда прогнозы экспертов в оценке трендов развития кредитования крупного бизнеса вряд ли будут полярными.

Что касается малого и среднего бизнеса, тут есть серьезная проблема. У нас очень зарегулированная экономика. Я себе представляю асфальтированный тротуар, в котором кое-где для больших деревьев (крупные предприятия) уже очень давно были проделаны специальные отверстия для их приемлемого существования. Асфальт не очень хороший, местами в нем трещины. Через них кое-где пробиваются всякие растения, очень часто это сорняки. Будет ли эффект, если всю эту поросль поливать (кредитовать)? Не думаю, что большинство банков так думает.

Очень высокие правовые, операционные и кредитные риски. Отсюда и мой прогноз: если банки с государственным участием получат план по их кредитованию, а какой-то регулятор будет мониторить вопрос по их выполнению, может случиться и рост соответствующего кредитного портфеля на 12-15%. С другой стороны, если новых государственных программ по развитию кредитования малого и среднего бизнеса не будет, то в условиях очень эффективной борьбы во всем мире (в нашей стране в частности) с легализацией доходов, полученных преступным путем, в нашейв экономике мы можем получить формальное снижение объемов кредитования малого и среднего бизнеса.

– Видите ли вы какие-то новые «точки роста» (продукты) на банковском рынке? На какие сегменты, которые «выстрелят» в будущем, банкирам следует уже сегодня обратить особое внимание?

– Попробуем выделить некоторые тренды. Прежде всего, отметим, что рынок банковских услуг достаточно консервативен. Главные банковские продукты имеют столетия истории. В уникальных продуктах, которые банки предлагают своим якорным клиентам, изменения, скорее всего, будут касаться их адаптации под конкретные нужды, это будет индивидуальный продукт, но это похоже на строительство из типовых кирпичиков разных по форме построек. Это во-первых.

Во-вторых, все «точки роста» банковских продуктов неразрывно связаны с развитием новых технологий. Банки, наверное, одними из первых стараются внедрять все новинки, появляющиеся на этом рынке. Все делается для улучшения условий сервиса. У частных банков клиент – это основа бизнеса и святая святых. По нашему мнению, в ближайшем будущем банковское обслуживание продолжит мигрировать из банковских отделений в Интернет (который получает все более широкий охват, проникает уже в отдаленные точки земного шара). Все большее количество услуг и товаров можно приобрести в Сети. А там, где есть товары, есть платежи и кредиты.

Уже сегодня глобально расширяется функционал дистанционного банковского обслуживания для физических и юридических лиц. Думаю, рынок банковских услуг уже победили автоматизированные системы обслуживания, элементами которых являются банкоматы и терминалы. В сегменте розничных расчетов и кредитования они взаимосвязаны с пластиковыми (кредитными) картами. Поэтому лидерами будут банки, сумевшие выстроить максимально комфортный дистанционный канал взаимодействия с клиентом. С повышением компьютерной грамотности населения и повышением доверия населения к электронным платежам такой подход может оказаться очень востребованным в ближайшем будущем.

Я разделяю мнение тех экспертов, которые считают, что основные прорывы следует ожидать в технологиях, позволяющих упростить проведение розничных расчетов, вместе с тем обеспечить их безопасность. Сегодня многие люди с удовольствием пользуются мобильными приложениями на айфонах и других карманных компьютерах. Фактически это их личные мобильные терминалы, безопасность функционирования банковских приложений которых коммерческим банкам надо повышать. 

Из сегодняшних массовых розничных продуктов, на мой взгляд, имеется потенциал банковских кредитных карт с опцией cash-back. Развитие данного продукта будет существенно поддерживаться естественной тенденцией роста доли безналичных платежей в торговле, а также проводимой государством политикой по уменьшению доли наличных денежных средств в платежном обороте.

– Как введение Базеля III отразится на достаточности капитала банковского сектора в 2013 году? На ваш взгляд, насколько широки сегодня возможности привлечения дополнительного капитала российскими банками? За счет каких инструментов банк планирует соответствовать новым требованиям регулятора?

– Знаете, это очень серьезный вопрос. Я не хочу приводить известные уже оценки, в том числе нехватки капитала в банковском секторе у нас и за рубежом. Отмечу, что в условиях new normal капиталы на рынках очень мобильны. Наверное, очень велика доля спекулятивных капиталов. А такие капиталы не очень хотят формировать капиталы банков, так как их очень сложно «ввести» в капитал и затем «вывести» из него, получив существенные прибыли на коротких отрезках. В данном случае я говорю о большинстве банков, акции которых как правило не котируются на биржах, в отличие, например, от Сбербанка.

Вообще я бы не назвал банковский бизнес сверхрентабельным. Существенная часть реальных клиентов обладает хорошей финансовой грамотностью. Все клиенты пытаются выгодно, по высоким ставкам, разместить вклады и депозиты, а получить они хотят кредиты по низким ставкам. При ставках по вкладам населения в 12% и кредитах корпоративному сектору по 8-12% о какой марже коммерческих банков можно говорить? Мы имеем сейчас рынок потребителя, а не продавца. Это лишний раз заставляет задуматься о глобальной рецессии в мировой экономике и ее последствиях.

Отсюда наша оценка Базеля III. Определяемые им процессы в сфере регулирования правильные, наверное. Рынок банковских услуг надо структурировать, но надо вместе с тем и понимать, что экономика – это все-таки не «машина», а «живой организм». Тут важно «прислушиваться к пульсу» экономики, переживающей не лучшие времена. Применительно к банковской системе, на мой взгляд, надо руководствоваться принципом из медицины («Не навреди!»). Возможно, надо было подумать, стоит ли очень туго «закручивать» все гайки.

С учетом не очень высокой рентабельности банковского бизнеса результатом внедрения Базеля III, думаю, будут новые процессы слияний и поглощений.

Эти процессы мы для себя осмысливаем, а также изучаем отмеченные выше тренды в продуктовой линейке, чтобы вернуть наш банк в число крупнейших банков России.

– На ваш взгляд, изменится ли «фокус» текущей деятельности Банка России после смены его руководителя? Какие ожидаете изменения в денежно-кредитной политике?

– Видимо, «в фокусе» Банка России будет несколько задач, на первый взгляд –  взаимоисключающих. Вопрос, как здесь увидеть систему, которую можно будет регулировать комплексно, получая мультипликативный эффект как по развитию банковского сектора, так и экономики нашей страны в целом. «Фокус» будет определяться исходя из стратегии Банка России, которая, в свою очередь, опирается на стратегию развития Российской Федерации, а также общие тренды регулирования мировой экономики, в том числе отраженные в базельских соглашениях, материалах КПРС и т. д.

Очевидно, что политическое решение о создании мегарегулятора на базе Банка России потребует от руководства нашего Центрального Банка понятных организационных усилий. Конечно, это серьезные внутрикорпоративные решения. С другой стороны, рынок ждут перемены в области регулирования. Есть сложившиеся стандарты взаимоотношений коммерческих банков и Банка России как их регулятора. Думаю, «в чужой монастырь со своим уставом» новым «подданным» Банка России прийти не удастся. Конечно, потребуется время на взаимную притирку, которой придется уделять дополнительное внимание.

Однако я не думаю, что в этой связи у коммерческих банков не будет серьезной передышки. Механизм пруденциального надзора выстроен эффективно, в том числе и для внедрения стандартов Базеля III и т. д. Одновременно в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» со стороны регулятора усилится наблюдение за платежными системами. Их участниками, как правило, являются коммерческие банки. Фактически это новые аспекты регулирования банковского сектора, в том числе новой формы надзора, к которым коммерческим банкам надо готовиться.

Что же касается изменений в денежно-кредитной политике в связи с приходом нового председателя ЦБ, то ответ на этот вопрос можно найти в озвученной самой же госпожой Набиуллиной основной задаче регулятора: «Удержать баланс между задачами поддержания макроэкономической стабильности и роста стагнирующей экономики». Из этой фразы следует, что новый глава ЦБ не собирается отдавать предпочтение макроэкономической стабильности в ущерб экономическому росту, а также не собирается необдуманно вливать ликвидность в экономику. При действующем до 23 июня 2013 года председателе ЦБ, Игнатьеве С.М., чаша весов этих интересов чаще склонялась именно в направлении макроэкономической стабильности. Таким образом, мне кажется, мы можем ожидать определенное смягчение в политике ЦБ.

– На ваш взгляд, какие ключевые направления совершенствования системы рефинансирования российских банков сегодня наиболее актуальны? Следует ли расширять залоговую базу за счет включения в нее ссуд I категории качества?

– Доступ к дополнительной ликвидности для банков, несомненно, важен. Деятельность банков в настоящее время постоянно контролируется со стороны ЦБ РФ. Соответственно, бремя, которое несут банки при этом, желательно уравновесить возможностью получения дополнительных ресурсов. Особенно важно, чтобы эти ресурсы были долгосрочными. Включение ссуд I категории качества в залоговую базу считаю необходимым и оправданным. Возможно, это окажется необходимым шагом для решения проблемы дорогих ресурсов.

– На ваш взгляд, является ли существующий порядок уплаты страховых взносов в ССВ справедливым? Не создает ли он стимулов к проведению отдельными банками рискованной депозитной политики (за счет завышения ставок)? Следует ли ввести дифференцированные ставки, какой показатель использовать в качестве индикатора?

– По прошествии восьми лет с момента создания системы страхования вкладов неизбежно встает вопрос о более справедливом процессе взимания взносов в ССВ.

Сейчас за идею снижения объема страховых взносов выступают в основном лидеры рынка по объему привлечений средств физических лиц. По их мнению, взносы должны быть снижены для банков, имеющих наивысшие рейтинги надежности и кредитоспособности, так как вероятность реализации данного риска считается меньшей. Но есть и противоположное мнение экспертов, с которым сложно не согласиться: да, риски меньше, но и последствия реализации риска могут оказаться для всей банковской системы куда более существенными. Таким образом, вкладывать в основу ставки дифференцирования кредитный рейтинг будет не совсем корректно.

На текущий момент считаю оптимальной для реализации инициативу об отчислении взноса в ССВ только от суммы вкладов, не превышающей 700 тыс. рублей, в пределах которой и предусмотрено страховое возмещение. Второй шаг – начать процесс дифференциации банков по категориям в зависимости от количественных показателей (например, обязательные нормативы, рассчитываемые банками по требованию Банка России на ежемесячной основе или группа критериев соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, как устоявшиеся и признанные в российской банковской системе количественные показатели). С течением времени, с постепенным повышением достоверности банковской отчетности, а также повышением прозрачности систем банковского менеджмента и структуры собственности возможно совмещение при дифференциации банков по категориям как количественных, так и качественных критериев для оценки. Указанный выше подход, на мой взгляд, способен внести «справедливость» в существующий порядок уплаты страховых взносов.

Что касается стимуляции действующим порядком уплаты страховых взносов процентной ставки по привлекаемым депозитам, то, на мой взгляд, если у банка есть потребность в пассивах и есть пространство для их роста, даже при повышении текущей ставки, которая составляет 0,1%, в два или три раза, вряд ли это приведет к изменению процентной политики банка.