Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Особенности роста

Интервью с генеральным директором подразделения аутсорсинга группы BDO в России Сергеем Тиуновым

Сергей Тиунов

 

Работает в области аутсорсинга бизнес-процессов с 1993 года. Имеет большой управленческий опыт в сфере финансового аутсорсинга, включая опыт непосредственного управлениями проектами по аутсорсингу функции расчета заработной платы в крупных российских холдингах. С 2005 года возглавляет аутсорсинговое подразделение BDO в России, ранее занимал должность заместителя генерального директора компании Intercomp Global Services.

Образование:

Физический факультет Новосибирского государственного университета

Степень MBA в European Institute of International Management, Paris

Степень European MBA, London Chamber of Commerce

 

 

– Расскажите, пожалуйста, какие факторы сегодня способствуют развитию рынка услуг в области аутсорсинга бизнес-процессов?

– Сегодня существует несколько факторов, которые способствуют активному развитию аутсорсинга бизнес-процессов.

Первый фактор, который помогает рынку развиваться высокими темпами, это стабилизация налоговой ситуации в России. Администрирование становится более разумным, ставки в целом ниже мировых, и это приводит к тому, что многие российские компании начинают работать официально, не применяя серые схемы и полностью соблюдая российское законодательство.

Когда мы только создали специализированную бухгалтерскую компанию в рамках группы БДО, основным сегментом для нас были представительства иностранных компаний. Для них модель аутсорсинга учетных функций является наиболее распространенным вариантом передачи непрофильных, но критичных для бизнеса функций специализированному провайдеру. Прошло пять лет, и ситуация стала меняться. Теперь в нашем клиентском портфеле немало заказов от крупного и среднего российского бизнеса, который стремится вывести на аутсорсинг такую функцию, как бухгалтерия. Для них она является трудозатратной и требует от руководителя детального, ежедневного погружения в процесс, тогда как на основной бизнес времени остается мало. Осознав преимущества аутсорсинга, предприятия постепенно делают выбор в его пользу.

Второй фактор, стимулирующий развитие нашего бизнеса, это высокая активность фискальных органов и, как следствие, повышение налоговых рисков и увеличение цены ошибки в учете. Любой компании требуются специалисты, способные обеспечить своевременную сдачу отчетности, успешное прохождение налоговых и трудовых проверок. В комплексе это тоже приводит к тому, что компании не полагаются на внутренние ресурсы в области учета, а отдают предпочтение работе со специализированными фирмами, которые берут соответствующие риски на себя.

Третий фактор - макроэкономический. Рыночная экономика в России очень молода, но быстро развивается, и в своем развитии использует лучшее от западного опыта, в том числе и аутсорсинг. В западной же экономике аутсорсинг является одним из важнейших элементов стратегии повышения эффективности бизнеса.

– На Ваш взгляд, с чем связано нынешнее замедление темпов роста рынка аутсорсинга финансовых (учетных) функций?

– Рост рынка замедлился в связи с экономическим кризисом. В этот период все замерли в ожидании и не принимали никаких стратегических решений, надеясь увидеть, как ситуация будет развиваться дальше. Но это относится не только к аутсорсингу учетных функций. Надо заметить, что во время кризиса любые виды аутсорсинга не могут бурно развиваться, поскольку любое решение передать на аутсорсинг какую-либо функцию связано с внутренней реструктуризацией предприятия, а в кризис никакие инициативы по реструктуризации не рассматривались.

В конечном же счете всем надоело ждать у моря погоды и смотреть, что она принесет в кризис. Началось возвращение к нормальной жизни и повседневным заботам. Вопрос эффективности бизнеса снова выносится на повестку дня, и доля функций, переданных на аутсорсинг, будет неизбежно расти. Отсюда и наличие спроса на услуги.

По разным оценкам, рост рынка варьируется от 20% до 50% в год. Конечно, это существенный рост. Однако уровень проникновения аутсорсинговых услуг в области учета в России на порядки ниже, чем в любых развитых странах. С этой точки зрения, аутсорсинг бизнес-процессов в нашей стране по-прежнему находится в зачаточном состоянии.

– По Вашему мнению, каковы перспективы расширения рынка, появления новых игроков?

– В основном, рынок растет за счет мелкого и среднего сектора. Международные аутсорсинговые компании на рынок пока ещё не вышли, ведь рынок не достиг своей критической массы. Крупные иностранные организации, такие как Accenture или ADP, безусловно, у нас присутствуют, однако российский рынок аутсорсинга еще не нашел место в их стратегии. Но они обязательно придут – по нашим оценкам, как только совокупные объемы рынка превысят полмиллиарда долларов.

Если объем рынка будет расти на 40% в год, то через три года он вырастет почти в три раза, и, скажем, через пять-шесть лет это будет уже вполне солидный рынок, на который обязательно придут крупные международные компании. А в данный момент таким стратегическим инвесторам просто не выгодно создавать рынок. Они могли бы прийти и активно создавать спрос на примере своих международных проектов, но это затратный процесс. Крупные аутсорсинговые компании достаточно хорошо себя чувствуют и не придут на рынок до тех пор, пока спрос не созреет сам по себе, ведь создавать спрос в их ситуации экономически не оправданно, так как они хорошо зарабатывают на тех рынках, где аутсорсинг достаточно развит.

– Как Вы считаете, данное положение вещей характерно только для услуг по обеспечению функций учета или для других видов аутсорсинга тоже?

– На самом деле, аутсорсинг довольно четко делится на неключевые и некритичные функции (уборка, охрана, организация питания и т.п.) и на неключевые, но критичные функции (IT, бухгалтерия, часть кадровых функций, юридическая поддержка и т. п.). Описанный характер развития относится скорее именно ко второму случаю - к функциям, требующим высокой квалификации специалистов и сильной интеграции во внутренние бизнес-процессы клиентской компании.

– Какие проблемы развития аутсорсинга учета на отечественном рынке Вы могли бы отметить, и с чем они связаны?

– Основная проблема заключается в низкой информированности бизнес-сообщества о преимуществах аутсорсинга и о существовании такой модели построения бизнеса в целом. Это является следствием того, что культура коммерческой среды и вообще рыночной экономики в России имеет небольшую историю. Должно пройти время, чтобы люди осознали, что занимаясь бизнесом, надо заниматься своей основной компетенцией, а всё остальное передавать на аутсорсинг, тогда они добьются успеха.

Сложность также проявляется в том, что рыночная экономика России возникала с нуля на руинах советского планового хозяйства, и все ее институты, обычаи и традиции развиваются так же с нуля. Для того чтобы возникли профессиональные и эффективные аутсорсинговые компании, должен существовать спрос на их услуги, а спрос формируется не в последнюю очередь за счет успешных примеров на рынке. То есть, процессы органического роста спроса и предложения на рынке идут параллельно, и на это требуется время.

Следует отметить и такие факторы, как повышение уровня бизнес-культуры и развитие конкурентной среды. Если государство создаст честные и конкурентные условия для функционирования бизнеса в целом, то появятся предпосылки и для стимулирования рынка аутсорсинга. Сегодня понятно, что конкурентная среда для крупнейших компаний из числа ресурсных и сырьевых отраслей фактически отсутствует. При этом эффективность внутренних процессов является далеко не приоритетной задачей, поэтому они создают собственные обслуживающие структуры, и потребности в аутсорсинге у них не возникает. Когда же такие компании вольются в реальную конкурентную среду, то они начнут искать инструменты для повышения эффективности бизнеса.

Тем не менее, на рынке есть отрасли с высокой конкуренцией. Предприятия таких отраслей первыми начали искать новые механизмы для повышения эффективности бизнеса и снижения затрат. Так, большая доля ритейлеров среди клиентов аутсорсинга бизнес-процессов объясняется высоким уровнем конкуренции в этом сегменте рынка.

Совсем другая ситуация с представительствами иностранных компаний, которые традиционно используют аутсорсинг везде и в том числе ищут эту систему в России. Также для аутсорсинга открыты и российские компании с иностранным участием.

– Обеспечение учетных функций внешними провайдерами сегодня становится высокотехнологичным за счет внедрения и использования ИТ-решений. Как Вы думаете, относится ли это к инновационному развитию или это следствие конкуренции?

– Нет, я думаю, что у нас рынок находится пока ещё в таком состоянии, когда возобладает утилитарный подход и клиенты чаще смотрят на цену услуги. Вопросы о том, какие ИТ-решения и в каком виде используются, являются вторичными. Первичными в нашем бизнесе все-таки являются экономика, снижение рисков и клиентоориентированный подход.