Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Кирилл Тихонов, директор блока по развитию бизнеса с юридическими лицами и малым бизнесом ИБ «ТРАСТ»

Тихонов Кирилл Владимирович

- Каковы Ваши оценки объемов и темпов роста кредитования МСБ в 2009 году? Прошел ли рынок свое «дно»?

- Первое полугодие 2009 года характеризовалось значительным, на 30-40%, снижением объема кредитования МСБ по сравнению с первым полугодием 2008 года. Кредитный портфель в лучшем случае стагнировал, демонстрировал нулевой рост, а во многих банках, особенно предоставляющих кредиты на короткий срок, существенно падал. Второе полугодие 2009 года, напротив, характеризуется взрывным ростом кредитования, особенно по сравнению с первым полугодием -объем предоставленных кредитов удвоился.

- Какие основные тенденции наблюдались на рынке кредитования МСБ в 2009 году?

- К концу года многие банки восстановили докризисный объем кредитования, а где-то даже превзошли его. Если брать помесячную динамику выдач кредитов, то график будет иметь U-образный вид: падение в 2008 году, стагнация в первой половине года и резкий рост во второй. Можно однозначно утверждать, что «дно» рынка пройдено в первом полугодии 2009 года, и сейчас наблюдается устойчивый рост как ежемесячных объемов кредитования, так и кредитных портфелей банков.

- Какие основные проблемы сейчас стоят перед банками, кредитующими МСБ? Есть ли на рынке некий резервный пул заемщиков с хорошим финансовым состоянием, но еще не охваченный кредитованием?

- Заемщики с хорошим и устойчивым финансовым положением - в крайнем дефиците на рынке кредитования МСБ в 2009 году. Основной целью обращения за кредитом со стороны МСБ было развитие бизнеса в том или ином виде. Но экономический кризис нанес существенный удар по состоянию малого предпринимательства. Большинство потенциальных заемщиков отложило планы по развитию на будущее и занялось более насущной проблемой - спасением собственного предприятия. В связи с этим очень много обращений предприятий, находящихся в кризисном состоянии и надеющихся за счет кредитных средств решить свои проблемы. Поиск потенциальных заемщиков, которым можно предоставить кредит с приемлемым уровнем риска, - задача номер один перед банками на сегодняшний день.

- Насколько сильно ощущается на практике ухудшение финансового состояния среднего заемщика (и у новых, и у тех, кто уже имеет кредиты на балансе)?

-Ухудшение финансового состояния МСБ в 2009 году банки ощутили в полной мере. Это связано как с обслуживанием текущего долга (подавляющее большинство кредитов в МСБ с аннуитетным графиком погашения и снижение выручки практически моментально привели к росту просроченных платежей), так и с принятием решений о предоставлении новых кредитов.

- Кто сейчас является типичным заемщиком МСБ на рынке? Каков портрет «лучшего» и «худшего» заемщика?

- Нельзя усреднить клиента и выделить типичного. Все клиенты индивидуальны. Точно так же нельзя выделить «худшего». Есть отрасли экономики, которые пострадали больше всего, например, грузоперевозки, и большая часть клиентов из них испытывает трудности, но их описание не будет типичным.

- Какие уроки кризис преподал банкам, занимающимся МСБ?

- Больше внимания уделять залоговому обеспечению. Более гибко относиться к реструктуризации задолженности. Уметь находить совместные пути выхода из проблемных ситуаций.

- Как Вы оцениваете отраслевую структуру выдаваемых кредитов? Как она изменилась в 2009 году по сравнению с 2008?

- Снизилась доля предприятий оптовой торговли из-за падения оборотов. Увеличилась доля обрабатывающей промышленности благодаря наличию твердого залога.

- Как Вы оцениваете меры по государственной поддержке, предпринятые в 2009 году и запланированные на 2010?

- Спасибо Вам за интервью

- Спасибо Вам за интервью

- Предоставление банкам долгосрочных кредитов в большом объеме позволило решить все проблемы с ликвидностью и начать восстановление объемов кредитования МСБ. В целом меры государства можно оценить как положительные и своевременные. Огромную роль сыграло создание по инициативе государства фондов поддержки и развития предпринимательства на различных уровнях - от федерального до уровня субъектов Федерации. Сотрудничество с данными организациями позволяет банкам минимизировать риски по выдаваемым ссудам за счет поручительства фондов, а также способствует увеличению пассивной базы банков, аккумулирующих средства, выделяемые из госбюджета на эти цели.

- Как Вы оцениваете роль РосБР в кредитовании МСБ?

- РосБР внес заметный вклад в кредитование МСБ, предоставив большие ресурсы банкам, но, скорее, он поддержал рост кредитования. Все основные проблемы были решены банками без его помощи.

- Какие дополнительные меры по господдержке нужны, по вашим оценкам, рынку кредитования МСБ?

- Поддержка спроса на продукцию и услуги предприятий МСБ, компенсация части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительств и гарантий. Значительный потенциал, по нашему мнению, и где точно не обойтись без дополнительных мер поддержки со стороны государства, лежит в плоскости финансирования малых предприятий, занимающихся созданием и развитием инновационных технологий, а также предприятий, создающихся «с нуля», так называемых старт-апов. На государственном уровне необходимо создание независимых структур, способных дать профессиональное заключение о целесообразности финансирования того или иного инновационного проекта. Эти же структуры могли бы взять на себя функцию по оценке бизнес-планов и долгосрочных перспектив создания предприятий «с нуля» и, что не менее важно, быть поручителями перед коммерческими банками, хотя бы посредством уже созданных фондов поддержки предпринимательства.

- Как изменилась расстановка конкурентных сил на рынке в 2009 году?

- Практически не изменилась. Основные лидеры кредитования МСБ не изменились. Экономический кризис воздействовал на всех без исключения.

- Как, по Вашему мнению, изменилась рентабельность кредитования малого бизнеса в среднем по рынку по сравнению с предыдущим годом?

- Снизилась из-за повышения стоимости привлеченных средств, роста просроченной задолженности и снижения объемов кредитования.

- Что предпочтительнее сейчас - отнесение ссуды к просроченной, реализация залогового обеспечения и т. д. или же пролонгация в надежде на нормализацию ситуации?

- Предпочтительнее пролонгация.

- Каким, по вашим оценкам, станет 2010 год для рынка?

- 2010 год - год восстановления: кредитного портфеля, объемов кредитования, команды сотрудников. Весь 2010 год, на наш взгляд, пройдет в условиях наивысшей степени конкуренции. В борьбе за клиента банки вынуждены будут перейти на принципиально новый уровень сервиса. Появятся новые продукты, технологии, стандарты и способы обслуживания. Удержание существующих клиентов и привлечение новых станет приоритетнейшей задачей для всех без исключения игроков рынка банковских услуг. Благодаря этой конкуренции планка стандартов уровня и качества обслуживания будет поднята настолько высоко, что финансовые учреждения, неспособные соответствовать данному уровню, будут вынуждены уйти с рынка, о чем свидетельствует статистика последнего времени.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!