Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

– Какие продукты МСП Банка для МСБ пользуются сейчас наибольшим спросом?

– Широкая продуктовая линейка – одна из отличительных черт нашей программы. Сейчас она представлена 19 кредитными продуктами, что позволяет нам оказывать поддержку МСП как через банки, так и через организации инфраструктуры (лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые организации, региональные фонды).

Каждый кредитный продукт для МСП имеет определенную цель поддержки: существуют продукты для кредитной и имущественной поддержки инновационных, модернизационных и энергоэффективных проектов, продукты, предусматривающие поддержку в социально неблагополучных регионах и моногородах, продукты, предполагающие предоставление микрозаймов (в том числе для начинающих предпринимателей) и т. д. По ряду кредитных продуктов применяется проектный подход, подразумевающий совместную оценку МСП Банком и его партнером проекта МСП при выдаче ему кредита, что позволяет сделать поддержку еще более адресной и эффективной.

Так как нашим основным приоритетом является поддержка малых и средних предприятий, реализующих инновационные, модернизационные и энергоэффективные проекты, основную долю в поддержке МСП занимают соответствующие продукты, отличительной чертой которых являются длительные сроки кредитования и низкие процентные ставки. Это предусматривает и бизнес-план банка – более 44% выдач кредитов в текущем году приходится именно на этот сегмент.

– Есть ли какие-то пожелания от банков, которые МСП Банк в своей линейке учесть не может? Если да, то какие? И что мешает их претворению в жизнь?

– МСП Банк дорожит сотрудничеством с партнерами, внимательно относится к их пожеланиям по совершенствованию программы финансовой поддержки МСП. Более того, мы благодарны нашим партнерам за все предложения и пожелания, так как именно они позволяют нам совершенствовать программу, делать поддержку МСП еще более эффективной. Регулярно проводятся встречи с партнерами, минимум раз в год осуществляется актуализация линейки кредитных продуктов, в том числе на основании замечаний и предложений партнеров. Мы с готовностью отвечаем на все возникающие вопросы, ответы размещаются на информационном портале банка.

Так как цель сотрудничества банка с партнерами – поддержка МСП, то, разумеется, не все пожелания партнеров банк может и готов учесть. Так, например, банк никогда не откажется от контроля и соответствующих требований в продуктах/договорах по ограничению максимальной стоимости (процентная ставка, коэффициент среднегодового удорожания предметов лизинга), по которой может оказываться поддержка субъектам МСП. В соответствии с реализацией государственных приоритетов продуктовая линейка МСП Банка продолжит поддержку неторгового сектора МСП, а не предприятий оптово-розничной торговли.

Банк и дальше продолжит тщательно контролировать целевое использование партнерами средств, предоставленных по программе, а значит, сохранятся требования и к предоставлению отчетности, и к организации партнерами процесса мониторинга реализации субъектами МСП поддержанных по программе проектов.

– Как бы вы оценили потенциал роста рынка кредитования МСБ в ближайшие годы?

– Мы полагаем, что в течение этого года рынок кредитования вырастет на 15-17%. Сдерживающее влияние на него окажет политика Банка России в отношении формирования резервов (в том числе в части оценки «реальности» деятельности), кроме того, ситуация с ликвидностью, которая подвержена изменениям в течение года. На мой взгляд, рост будет умеренным, так как пока не видно факторов, которые могли бы стать для рынка серьезными драйверами.

Объемы размещения в кредиты МСП будут зависеть и от активности кредитования банками физических лиц. Если повышенное внимание регулятора к этому сектору сохранится, вполне можно ожидать, что интерес банков частично «перекинется» на другой, вполне привлекательный с точки зрения возможной маржи сегмент – малый и средний бизнес. Правда, не исключено, что при этом структура кредитов МСП будет сдвигаться в сторону краткосрочного кредитования торговых предприятий, что, конечно, нас, как институт развития, не очень радует.

Опосредованного влияния можно ожидать и от общей ситуации с налоговым регулированием деятельности МСП. Повышение ставок социальных взносов уже сказывается на количестве индивидуальных предпринимателей в целом, что должно иметь отложенный эффект и на объемы кредитования (снижается база потенциальных заемщиков).

Мы прогнозируем увеличение рынка до 50% за 3 года в случае сохранения существующих, в целом положительных тенденций, не более чем на 30% в случае возникновения кризиса (который, как нам кажется, если и будет, то его последствия будут заметно менее существенными, чем у кризиса 2008–2009 годов).

– В чем вы видите преимущества планируемой программы софинансирования? С какими сложностями, по вашим ожиданиям, придется столкнуться?

– Как правило, банки отказывают заемщикам в кредитовании, если у них отсутствует достаточный объем ликвидного обеспечения по кредиту или недостаточно устойчивое финансовое положение. По значительной части таких заемщиков можно принять положительное решение о выдаче кредита, если часть ответственности, то есть рисков, возьмет на себя МСП Банк. Например, российские банки часто при анализе заемщика ориентируются не на проект, на реализацию которого берется кредит, а на качество предлагаемого обеспечения.

Нам же интересен и сам проект, мы планируем больше внимания уделять проработанности и реалистичности бизнес-плана, что позволит более полно оценить риски. Попутно мы надеемся, что банки тоже станут больше внимания уделять этим аспектам при принятии решений.

МСП Банк, выдавая гарантию или участвуя в синдикации с банком-партнером, будет способствовать реализации в стране перспективных, народно-хозяйственных (или значимых для конкретных регионов) инвестиционных проектов.

Говоря про потенциальные сложности, пожалуй, стоит выделить два основных момента. Во-первых, это поиск подходящих проектов МСП, которые будут соответствовать приоритетам программы, главным из которых является развитие инноваций. Рынок инноваций, как известно, в России только формируется, все проекты в основном связаны с перевооружением действующего производства. Очень важно четко разработать критерии отбора проектов.

Во-вторых, необходимо обеспечить доступную стоимость ресурсов для МСП, ведь к стоимости кредитования добавится стоимость гарантии. Здесь решение вопроса лежит не только в области взимания минимальной платы за предоставление гарантии, но и в обеспечении невысокой процентной ставки по кредиту. Это будет решаться за счет обеспечения партнеров доступными ресурсами, а также за счет ограничения их маржи, ведь, получая гарантию, они имеют возможность снизить свои риски.

– Как вы оцениваете другие (помимо МСП Банка) меры господдержки МСБ (например, гарантийные фонды)?

– Основной государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства является программа Министерства экономического развития России. Надеемся, кроме того, что в не столь отдаленной перспективе инициативу по поддержке МСП в большей степени, чем федеральные и региональные органы власти, возьмут на себя муниципалитеты, которые должны быть максимально заинтересованы в развитии малого и среднего предпринимательства – базы их экономической самостоятельности.

Гарантии – один из наиболее востребованных предпринимателями механизмов государственной поддержки. Как нам кажется, это правильно, ведь безвозвратная поддержка (субсидии) недостаточно мотивирует предпринимателя, а возвратная – наоборот, дисциплинирует и стимулирует его к тщательной проработке проектов.

Отсутствие оборачиваемости средств и рычагов стимулирования предприятий, получивших поддержку, к эффективному использованию полученных финансовых ресурсов является явным минусом безвозвратной финансовой поддержки. Для достижения большей экономической активности малых и средних предприятий следует комбинировать меры государственной поддержки с рыночными методами. Деятельность гарантийных фондов как раз помогает увеличить полезный эффект от финансовой поддержки МСП, нарастить долю возвратного финансирования.

Специфика МСП, в особенности представителей инновационного и производственного секторов, заключается в большом разрыве между потребностями в инвестиционном финансировании и возможностями залогового обеспечения. Гарантийные фонды являются важной частью механизма разделения рисков финансирования подобных проектов между государством и кредитными организациями. В этом смысле важность их роли сложно переоценить. Пока, однако, масштабы их активности не столь велики.

Так, согласно данным рейтингового агентства AK&M, совокупный капитал гарантийных фондов1 составил по итогам 2011 года 17,3 млрд рублей, а портфель выданных поручительств – 16,2 млрд рублей. Таким образом, у гарантийных фондов есть существенный потенциал для увеличения активности уже при имеющихся активах, ведь средства гарантийных фондов вполне могут мультиплицироваться в 3-4 раза.

– Какие системные шаги, по вашему мнению, следует предпринять государству для создания благоприятных условий работы МСБ?

– В первую очередь, сейчас важно исправить те решения, которые были приняты в последнее время и на практике оказались не самыми удачными. Я имею в виду повышение социальных взносов для всех предприятий и для индивидуальных предпринимателей в частности. Именно ИП стали той лакмусовой бумагой, которая показала, насколько чувствителен мелкий бизнес даже к незначительным изменениям налогового режима. Оказалось, что не всегда представления о российском бизнесе, бытующие в министерских коридорах, соответствуют действительности. Эта ситуация лишний раз напомнила, что подобные решения должны подвергаться тщательной проработке, в том числе – оценке регулирующего воздействия, не формальной, а содержательной, с полноценным привлечением всех затрагиваемых групп.

Кроме того, мы ожидаем, что сильно ударить по малому и среднему бизнесу может коллизия, связанная с невозможностью применения упрощенной системы налогообложения в I квартале 2013 года. Если вдруг предприятиям, использующим УСН, придется отчитываться даже за один квартал по общей системе, в масштабах сектора это будут огромные, ничем не оправданные издержки.

Это те моменты, на которых, на мой взгляд, нужно сосредоточиться сейчас, уже в самое ближайшее время.

Если смотреть в более отдаленную перспективу стратегически, то, конечно, нужна системная работа по исправлению делового климата в целом. Ведь невозможно поддержкой исправить урон, который наносится экономике существующими административными барьерами и коррупцией. Более того, пока эти проблемы имеют место, поддержка попросту теряет львиную долю эффективности.

Все изменения в регулировании предпринимательской деятельности должны быть скоординированы с мерами по преодолению административных барьеров. Потому что, когда эти процессы не скоординированы, это приводит только к образованию новых коррупционных рынков, т. е. углубляет и консервирует этот негатив.

Большую надежду мы также возлагаем на повышение роли регионов и, что даже более важно, муниципалитетов в процессах регулирования предпринимательской деятельности и оказания ей поддержки. Ведь малый и средний бизнес появляется не сам по себе и не сам для себя. Он обеспечивает удовлетворение потребительского спроса населения. Разумеется, руководитель региональной или местной администрации, заинтересованный в повышении уровня жизни населения, должен быть заинтересован и в развитии бизнеса. Кроме того, развитый сектор МСП – это еще и источник самодостаточности региона или муниципалитета, его финансовой самостоятельности.

 

1 Агентство приводит данные по 51 гарантийному фонду.