Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Димитриос Сомовидис, управляющий партнер коллекторского агентства MORGAN & STOUT

– Насколько развит рынок коллекторских услуг? По Вашим оценкам, какова доля рынка, занимаемая вашей компанией? Каков объем рынка?

– Работа с коллекторскими агентствами, как показывает зарубежная практика, является одним из самых эффективных способов возврата долгов. В США, например, существует более 4 300 подобных агентств; в Великобритании – около 1 000 компаний, работающих в сфере просроченных задолженностей. Если европейскому коллекторскому делу уже более 100 лет, в России профессиональные агентства стали появляться в начале 2000-х годов на волне роста банковского сектора. Возникновение потребности в профессиональных коллекторских услугах и, соответственно, появление агентств вызвано бурным ростом потребительского кредитования, началом формирования культуры жизни в долг. В настоящее время в России несколько сотен коллекторских агентств – как крупных, так и мелких региональных.

На этапе становления коллекторского бизнеса России большинство агентств было сосредоточено в крупных городах, что позволяло коллекторам концентрировать свои усилия на наиболее перспективных рынках. По мере роста конкуренции в сегменте, увеличения объемов выданных кредитов в регионах, расширения филиальных сетей столичных банков началась активная экспансия коллекторских агентств в города-миллионники и города «второго эшелона». Города с наибольшим коэффициентом эффективности сбора просроченной задолженности – Москва и Санкт-Петербург (около 20%). Далее следуют города Приволжского федерального округа: Уфа, Казань, Самара с коэффициентом 15%. 10% от общего объема просроченной задолженности собираются в Воронеже, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Новосибирске, Перми. По нашим данным, в среднем по России на 2009 год коллекторские агентства собирали 13% от общей суммы просроченной задолженности физических лиц.

Объем рынка, доля.

По данным ЦБ РФ, объем просроченной задолженности клиентов кредитных организаций на 1 марта составляет 588 915 млн рублей. Из них 174 487млнрублей – кредиты физических лиц. По данным кредитных учреждений, 15-20% этой суммы передается коллекторам, таким образом объем рынка коллекторских услуг по кредитам физических лиц на 1 марта составляет 26-35 млрд рублей.

На 1 января емкость рынка, по данным ЦБ РФ, составляла 421 988 млн рублей, из которых 148 568 млн рублей – задолженность физических лиц. Таким образом, за 3 месяца (с января по март 2009 года) общая емкость рынка выросла в 1,4 раза, емкость по долгам физических лиц выросла в 1,2 раза.

На данный момент просроченная задолженность физических лиц может составлять порядка 200 млрд рублей, объем рынка может составлять около 31,4 млрд рублей.

По оценкам аналитиков агентства Morgan & Stout, доля рынка агентства составляет 14-15% от общего объема рынка просроченной задолженности (как физических, так и юридических лиц).

– Насколько развита правовая база рынка коллекторских услуг? Каких законов не хватает рынку?

– В настоящее время российские коллекторские агентства руководствуются нормами законодательства, косвенно затрагивающими сферу профессионального взыскания задолженности. Прежде всего, это Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 152 «О персональных данных», Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Международный опыт коллекторского бизнеса свидетельствует в пользу наличия специального законодательства, регулирующего данную сферу. Необходимы специальные нормы, направленные на то, чтобы сделать коллекторскую деятельность прозрачной, регулируемой для всех участников рынка.

В данный момент подготовлено два законопроекта «О коллекторской деятельности в РФ». Инициатором первого является МЭР РФ, второго – Ассоциация региональных банков совместно с Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), членом которой является Morgan & Stout. Ключевые расхождения этих законопроектов касаются определения и принципов осуществления коллекторской деятельности, требований к субъектам коллекторской деятельности и созданию компенсационного фонда саморегулируемой организации. 28 мая 2009 года на встрече инициаторов двух законопроектов в Госдуме было принято решение о создании совместной Рабочей группы по доработке единого проекта закона о коллекторской деятельности. Предположительно, он будет разработан и вынесен на рассмотрение до конца июня 2009 года.

– Какое влияние оказал финансовый кризис на рынок коллекторских услуг в России в целом и на деятельность вашей компании?

– Опыт показывает, что объем работы коллекторских агентств в условиях финансового кризиса существенно возрос. Банки стали охотнее обращаться к коллекторам на более ранних этапах возникновения просроченной задолженности.

Например, по данным Morgan & Stout можно проследить следующую динамику обращений к коллекторам кредитных организаций. Объем переданных в работу и проданных компании долговых портфелей банков в период с июня по декабрь 2008 года возрос в 20 раз. С декабря 2008 по май 2009 года этот показатель увеличился еще в 4,5 раза.

В то же время, говоря о влиянии финансового кризиса на рынок коллекторских услуг, необходимо упомянуть, что работа по взысканию существенно усложнилась в связи со снижением платежеспособности должников, что повлекло за собой уменьшение норм возврата. Однако для банков и других кредитных организаций сейчас особенно актуальна максимальная эффективность коллекторского агентства, с которым они сотрудничают. А в условиях сложившейся рыночной ситуации это могут обеспечить только профессиональные и высокотехнологичные коллекторские агентства, готовые к быстрому изменению и росту с сохранением качества предоставляемых услуг.

В 2008 году на рынке появилось много новых игроков, что привело к усилению конкуренции между компаниями, ужесточению требований к коллекторским агентствам и стандартизации правил работы на коллекторском рынке. Ожидается, что следствием ужесточения конкуренции в 2010-2011 годах станет ликвидация мелких компаний, перераспределение долей рынка между крупными операторами, т.е. будет происходить процесс некоторой консолидации рынка.

– Какие изменения в требованиях к портфелю уступаемой просроченной задолженности произошли на рынке коллекторских услуг в связи с кризисом? Как изменилась политика вашей компании в этом отношении (ставки, новые клиенты и т. д.)? Опишите, пожалуйста, идеальный портфель с учетом сегодняшних реалий (длительность просрочки, диверсификация портфеля и т. д.).

– В период кризиса процесс взыскания становится тяжелее и затратнее. Во-первых, должникам сложнее расплачиваться по долгам вследствие снижения доходов и возросшего уровня безработицы. Во-вторых, люди чувствуют меньше ответственности за свои действия, поскольку их меньше волнует их репутация. Эти факторы влияют как на норму взыскания, так и на издержки, которые несет коллекторское агентство. Поэтому нам приходится предлагать банкам более жесткие условия по покупке прав требования по кредитным портфелям, а также по процентам вознаграждения в агентских договорах. Сегодня мы можем предложить за портфель цену в 2 раза ниже, чем предложили бы год назад. Условия по агентскому вознаграждению выросли в среднем в 1,5 раза. На данный момент мы предпочитаем работать с портфелями с длительностью просрочки не более 2-х лет, по которым не было начато судебное делопроизводство, с суммой задолженности от 30 000 до 300 000 рублей на должника.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка коллекторских услуг в 2009 году и темпов роста просроченной задолженности.

– Несмотря на фактическую остановку банковского кредитования в октябре 2008 года и прогнозы понижения объемов предлагаемых кредитных портфелей, ожидается, что рост рынка банковской просроченной задолженности продолжится, хотя и более медленными темпами.

Одновременно во 2-4 кварталах 2009 года ожидается значительный рост корпоративной задолженности в связи с массовым ухудшением финансового положения большинства предприятий и их неспособностью расплачиваться по своим обязательствам.

– Какова динамика собираемости просроченной задолженности?

– Динамика собираемости зависит от многих факторов: сроков задолженности, типа кредита (ипотечный, потребительский, автокредит) и т. п. Объективные данные по динамике могут быть получены при анализе отдельно взятого долгового портфеля.

– Что Вы делаете с долгами, когда найти заемщика не представляется возможным?

– Если речь идет о долгах юридических лиц, компания запрашивает справки из ЕГРЮЛ, для того чтобы иметь представление об активах должника и возможности взыскания. При условии, что компания имеет в своем распоряжении некое имущество, коллекторское агентство обращается в суд и инициирует процедуру банкротства. Данная процедура применяется к юридическим лицам, чья задолженность превышает 700 тыс. рублей.

Что касается физических лиц, коллекторское агентство подает на должника в суд, судебные приставы разыскивают должника и его имущество, накладывают арест на недвижимость, транспортные средства, счета должника, а также ограничивают выезд должника за границу. При условии, что должник жив и не числится пропавшим без вести. Следует упомянуть, что данная система работает, если долг составляет более 50 тыс. рублей.

– Как Вы оцениваете перспективу создания банка «плохих» активов?

– Данный проект обсуждался на последнем заседании РСПП. По нашему мнению, банк «плохих» активов не будет создан, по крайней мере, в ближайшие 2 года. В частности, в связи с серьезными коррупционными рисками данной структуры.

– В какой ситуации банку выгодно передать управление портфелем проблемных активов на аутсорсинг коллектору, в какой ситуации выгодно продать проблемный актив, а в какой – самостоятельно собирать просроченную задолженность?

– Еще два года назад, работая с неплательщиками при сроке возникновения задолженности до 180 дней, банки решали вопросы своими силами, используя внутренние ресурсы. В 2009 году ситуация изменилась: все больше кредитных учреждений передают коллекторам долги на более ранних сроках (от 90 до 120 дней).

В данный момент банку выгодно заниматься сбором задолженности самостоятельно, если затраты на этот процесс в несколько раз ниже эффекта от взыскания.

Передавать взыскание на аутсорсинг выгодно, если банк осознает перспективность взыскания, затраты на аутсорсинг ниже, чем на самостоятельное взыскание.

Банк прибегает к продаже портфеля в том случае, если проводить взыскание далее не имеет смысла и если необходимо очистить баланс. В основном это относится к портфелям просроченной задолженности сроком от 1 года.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!