Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

 

– Первый вопрос касается текущей ситуации. Опрошенные нами страховщики говорят, что 2013 год оказался самым тяжелым годом на российском страховом рынке за последние несколько лет. Согласны ли вы с этим утверждением?

С.Ш.: Мне так не кажется. Точнее, я бы сказала так: год оказался очень даже неплохим в плане подписанных премий, а вот в части убытков он действительно будет худшим за последние много лет. Но в этом плане мы подходим к ситуации вполне реалистично и связываем ее с циклом, с пиком убыточности, который в перестраховании происходит примерно раз в десять лет. В отношении «Юнити Ре» это так и есть, так как в следующем году компании исполняется именно столько. Проблема для рынка еще и в том, что при всей этой конъюнктуре на рынке сохраняются крайне низкие тарифы. А это беда.

Д.Г.: Пожалуй, можно добавить, что в этом плане работы с ценой перестрахователи делятся на две группы. Одним уже на этапе прямого страхования «выкручивают руки» банки-посредники, сами клиенты, и в результате страховщики технически не могут перестраховываться по высоким тарифам. А другие перестрахователи сами изначально настроены на активный демпинг в сторону перестраховщика: тариф изначально режется в разы и «распихивается» по рынку с целью сэкономить.

– По итогам 1 полугодия 2013 года в целом по рынку объем перестраховочных премий остался на уровне прошлого года. Но по компаниям динамика перестраховочных премий существенно различалась. Почему нет единой тенденции?

Д.Г.: Что касается перестрахования, по результатам полугодия получается, что группа лидеров осталась той же, что и в прошлом году, – СОГАЗ, «Ингосстрах», «Юнити Ре» и ряд других компаний. А это основа рынка в силу давнего тренда рыночной консолидации и централизации всего перестрахования в целом.

С.Ш.: У нашей компании размер перестраховочных премий, например, удвоился. Это связано, в частности, с изменением политики в группе компаний РЕСО: наша компания уже несколько лет является координатором перестрахования в группе, работая над анализом и контролем перестраховочной защиты компаний группы и ее оптимизации с учетом возможностей «Юнити Ре» по участию в этой защите. Помимо этого, в «РЕСО-Гарантии» прошла реструктуризация ряда облигаторных договоров, которые с этого года были частично перестрахованы в «Юнити Ре».

– А за счет открытого рынка у вас премии тоже выросли?

С.Ш.: Безусловно! Мы неоднократно отмечали, что наше основное преимущество – долговременные, очень плотные и качественные отношения со всеми без исключения российскими страховыми компаниями из топ-50. Повторюсь, со всеми! Это дает возможность концентрироваться на портфелях, на которые приходится более 75% российского non-life страхования, а значит, успешно расти и балансировать свои результаты в любом периоде и при любом состоянии рынка.

– Наверное, в этом вы видите потенциал дальнейшего роста…

Д.Г.: Как в качестве ключевого фактора – конечно! Полная лояльность такой группы клиентов, как топ-50, качественный сервис, который мы оказываем, емкости, которые мы предлагаем, оперативная оплата убытков – все это является основой баланса нашего российского портфеля и залогом устойчивого роста на будущее: если кто-то из лидеров немного падает, растет другой; если реструктурируется и испытывает временные трудности один, раскручивает новые направления и расширяется другой. Работая активно с каждым, мы, разумеется, получаем возможность положительной динамики в любом случае.

С.Ш.: Это верно. Пусть компании и уходят, происходит консолидация рынка, клиентская база сокращается, но появляются и новые игроки, усиливают свои позиции компании второго эшелона. Наш фундамент – в одинаково эффективном взаимодействии и с крупными, и с мелкими компаниями. В отношении последних у нас активная работа не прекращалась ни на минуту с самого момента основания, и теперь уже зачастую не мы ищем компанию, а она нас. Девять лет мы работали на текущую позицию, на реноме, на рейтинг – теперь у нас все это есть и само по себе приносит новых клиентов. И это одинаково актуально и для России, и для СНГ, и для дальнего зарубежья!

– Поговорим о ситуации на мировом перестраховочном рынке. Как на него повлияли убытки прошедших двух лет?

Д.Г.: На мировом перестраховочном рынке в этом году пока нет особых перемен. Основной тренд развития последних двух лет – это переизбыток капитала в перестраховочной отрасли, а значит, все больше компаний – средних и мелких, региональных и международных – активно идут на новые рынки, за новыми клиентами, расширяют свои ниши. Как пример: некоторые крупные перестраховщики, ранее никогда не поддерживавшие ретроемкости, в прошлом и текущем году начали это делать, и активно. Известно, что ряд иностранных компаний из других регионов (Латинская Америка, Азия) тоже собираются активно выходить, например, на рынок СНГ. В сегодняшних условиях, конечно же, это влечет за собой снижение тарифов и более «мягкий» рынок.

Вообще данная тенденция наблюдается уже второй год, и пока сложно сказать, когда она завершится. Для нас как регионального перестраховщика с не самым высоким рейтингом это однозначно негативный тренд, в рамках которого мы испытываем серьезную качественную конкуренцию со стороны международных компаний с более высоким рейтингом.

С.Ш.: Даже на российский рынок это сильно влияет – в первую очередь, на все те же цены! Проблема в том, что «большие игроки» в лице исторически очень активных в России Hannover Re, SCOR, Partner Re активно, часто даже агрессивно прорабатывают весь рынок, широко предлагая облигаторное перестрахование по достаточно конкурентным ценам. С учетом непропорциональной базы 90% российских облигаторов, величины лимитов и их распространения даже на мелкие компании, нет ничего удивительного, что цены в прямом сегменте падают все ниже!

– Складывается следующая ситуация. С одной стороны, вы говорите об усилении конкуренции. С другой стороны, на российском перестраховочном рынке отмечается рост перестраховочной премии, полученной из-за рубежа. Нет ли здесь противоречия?

Д.Г.: Объем входящего перестрахования на российский рынок примерно одинаков на протяжении последних трех лет. Падение, длившееся с 2005 года, закончилось. И международный бизнес действительно остается одной из ключевых составляющих стабилизации данного сегмента. Количество международных рисков (пусть и разного качества) растет из года в год, брокеры по всему миру работают все более активно, емкости требуется все больше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и после крупных перестраховщиков остаются небольшие доли, которые активно размещаются, в том числе на российском рынке, где есть хороший «пласт» финансово устойчивых и нормально рейтингованных, даже по мировым меркам, компаний и достаточно профессиональные андеррайтеры. Причем эти компании более гибки и менее бюрократизированы и формализованы в своей деятельности по сравнению с мировой элитой, а потому брокеры с удовольствием идут и на российский рынок. Главное в их работе – грамотно подойти к селекции таких перестраховщиков!

– Получается, что тенденция роста международного бизнеса устойчива и продолжится в обозримом будущем?

Д.Г.: Конечно. Даже если вдруг мировой рынок станет из «мягкого» «твердым», это сыграет российской емкости только на пользу! Да и основные «поставщики» рисков в Россию – рынки Ближнего Востока и Азии – растут в гораздо больших объемах, чем могут охватить члены «мировой перестраховочной элиты». Поэтому ниша для нас останется.

– Как вы оцениваете потенциал страховых рынков стран СНГ?

Д.Г.: Это сложный вопрос. С одной стороны, почти все страховые рынки постсоветского пространства в последние годы растут: по нашим подсчетам, средний годовой прирост в сегменте non-life для стран бывшего СССР превышает 20%! Но эта территория отличается крайней неравномерностью в регулировании исходящего перестрахования, осложняя возможности для маневра российским перестраховщикам. В этом плане, например, в 2012 году Казахстан совсем закрылся от России, несмотря на то что является членом единого Таможенного союза: рейтинговые требования, введенные ими, практически не дают возможности работать по перестрахованию. Что характерно, эти меры совершенно не препятствуют развитию схемного перестрахования, против которого они вроде бы изначально и создавались.

С.Ш.: Много усилий в направлении решения этой ситуации прилагает Комитет по перестрахованию при ВСС РФ. От его имени в надзорные органы Казахстана и, в частности, Беларуси было уже направлено несколько писем с обоснованием проблематики и предложениями по решению вопроса, но пока что все они оставлены без ответа. По факту получается, что в рамках Таможенного союза, как и предполагалось, беспрепятственно перемещаются все продукты и услуги сопредельных государств, но только не перестрахование!

Д.Г.: На Казахстане и Беларуси рынок СНГ для нас, безусловно, клином не сошелся. Исторически вторым приоритетным рынком для нас, после российского, остается украинский. Там нормальные, вполне демократичные рейтинговые требования, но его основная проблема – это жесточайшая конкуренция в прямом корпоративном бизнесе, а значит – демпинг. Еще одним аспектом, который нельзя сбрасывать со счетов в отношении Украины, является их возможное принятие в Евросоюз, что, скорее всего, поставит крест на развитии отношений с Россией.

Другие рынки СНГ хоть и растут, но сами по себе невелики, чтобы делать на них ставку при развитии. Безусловно, перспективен Азербайджан; хорошая динамика и наполнение в Грузии и Молдове. Но в любом случае в нашем портфеле по итогам прошлого года СНГ занимает всего 10% (75% – Россия и 15% – дальнее зарубежье). Думаю, в текущих условиях сделать СНГ основной территорией и довести ее долю хотя бы до 30–40% практически невозможно.

– Вернемся к России. Как создание мегарегулятора сказалось на перспективах развития российского страхового и перестраховочного рынка?

Д.Г.: Считаю, что положительно, хотя страховщикам пока еще очень непривычно ощущать на себе надзор в объеме почти что банковского! Например, с одной стороны, хорошо, что мы видим ужесточение требований к учету и отчетности, в частности к просроченной и спорной дебиторской задолженности, а с другой, это сильно загружает и затрагивает операции по перестрахованию, где всегда очень много отсрочек, переносов сроков платежей, фактических оплат, пришедших позже, так как сроки, как правило, никогда строго не соблюдаются.

– Недавно ЦБ объявил, что собирается разработать систему нормативов для страховых компаний. Как вы думаете, какие нормативы наиболее приемлемы для этих целей?

С.Ш.: Однозначно, такие нормативы должны отслеживать качество активов и достаточность сформированных резервов. Пусть игроки показывают, куда инвестированы «живые деньги», отдельно нужно требовать данные об инвестициях в долгосрочные проекты. В МСФО указана соответствующая позиция. Важно, чтобы их инвестировали не в собственные карманы, – уж слишком много примеров в последние годы было на нашем рынке!

Также здесь очень важна и частота предоставления отчетности по таким нормативам. Раз глобально предполагается ежедневная финансовая отчетность, раз и в отношении дебиторской задолженности мы переходим на банковские стандарты, то это можно сделать и с точки зрения нормативов!

– Поговорим о прогнозе. Ожидаете ли вы увеличения числа сделок M&A на страховом рынке в ближайшие годы?

С.Ш.: Сложно сказать. Наверное, нет. Концентрация страхового рынка и так очень высока. А иностранцы, вероятнее всего, будут ждать окончания периода адаптации к ВТО. К тому же все более-менее значимые иностранцы, для кого характерна активная международная экспансия, – Allianz, Zurich, AXA, Generali, Liberty, ACE и другие – уже давно тем или иным образом присутствуют в России, работают под собственным или иным брэндом, причем мало где результаты такой работы однозначно положительны!

– Может быть, к нам придут иностранцы с развивающихся рынков, например из Китая?

С.Ш.: Сомневаюсь, что им это нужно. Либо сами развивающиеся рынки достаточно малы, и есть необходимость концентрироваться на внутреннем бизнесе, либо, наоборот, они огромны, и нет заинтересованности в сравнительно небольшом российском рынке. Тем же гигантским китайским страховым корпорациям вряд ли интересны наши объемы и потенциальные перспективы роста. Да и уровень интеграции наших экономик не столь велик, чтобы им было нужно обязательно у нас присутствовать.

– Каков ваш прогноз динамики рынка прямого страхования? За счет каких видов он будет расти? Какие виды будут сокращаться?

С.Ш.: Развитие будет проходить более или менее ровно, в соответствии с динамикой ВВП и розничного кредитования. Ключевым драйвером развития рынка станут обязательные виды страхования. Я согласна с тем, что развитие страхования на начальном этапе (а у нас он все еще начальный, несмотря на 20 с лишним лет практики!) должно идти по пути принуждения.

События последних двух лет с природными явлениями в России – я имею в виду Крымск и Дальний Восток, в первую очередь, – показывают, насколько низко по-прежнему проникновение страхования в самые обычные сферы жизни. И пострадавшие, в частности от наводнений, продолжают рассчитывать на полномасштабные компенсации своих убытков от государства, а не на страхование своей собственности. Возможно, при фиксации государственных выплат на некоем совсем минимальном уровне хотя бы жители более опасных природных районов больше задумывались о страховании самого основного – домов, квартир, автомобилей.

– Как будет развиваться перестраховочный рынок?

С.Ш.: Предполагаем, что если по итогам года и будет рост, то совсем незначительный. По результатам полугодия это уже видно. Факторы все те же, о которых мы говорили ранее: активность из дальнего зарубежья; небольшая доля СНГ. Удивительно, но и на российском поле будут источники роста: в этом году мы были удивлены тем, что многие из мелких и средних компаний стали оживать по прошествии трех лет после кризиса, проводить реструктуризацию, формировать новые рыночные стратегии, планировать перестрахование.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!