Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования малого и микробизнеса (ММБ) в первом полугодии 2014 года по сравнению с 2013 годом?

– Единые статистические данные по рынку кредитования микро- и малого бизнеса пока отсутствуют, нет единой методологии сегментации клиентов, так как в настоящее время ЦБ РФ учитывает малый и средний бизнес в целом.

По нашим оценкам, рынок кредитования ММБ, начиная с апреля 2014 года, медленно растет.

При этом доля Сбербанка в кредитовании этого сегмента стабильно увеличивается (с начала года она выросла с 20,8 до 21,5%).

Кредитный портфель по малому бизнесу Сбербанка России составляет более 600 млрд рублей (по внутренней сегментации).

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны ММБ в первом полугодии 2014 года по сравнению с 2013 годом? Отмечаете ли вы существенное снижение спроса со стороны ММБ в 2014 году?

– Уменьшение спроса прослеживается во всех сегментах малого бизнеса. Основные показатели по выдаче кредитных продуктов снизились по сравнению с прошлым годом, хотя и не существенно.

Сбербанк оперативно реагирует на потребности клиентов малого бизнеса, в числе последних новаций банка – запуск «Тендерной гарантии» и «Тендерного кредита» для участия клиентов ММБ в госзаказе.

Сумма гарантии может варьироваться от 50 тысяч рублей до 4 млн рублей в зависимости от платежеспособности принципала и предоставляться на срок до двух лет, всего за три дня. Этот продукт призван помочь российским предпринимателям активнее развивать свой бизнес и расти. Государственные закупки – дополнительные возможности для увеличения объемов продаж и расширения рынка сбыта. Сейчас в 64% торгов побеждают представители малого бизнеса, это 45% от общего объема закупок.

Отдельно отмечу, что для сельхозпроизводителей мы запустили специальное условие по кредиту «Бизнес-оборот» под залог будущего урожая.

– В условиях сокращения числа качественных клиентов какие, на ваш взгляд, стратегии борьбы за заемщиков ММБ сейчас наиболее эффективны? Какие меры предпринимает банк для повышения лояльности клиентов?

– Мы видим своей основной задачей повышение лояльности клиента к банку. В этом направлении сейчас ведется большая работа по изменению подхода к финансированию предпринимателей. Мы переходим на новую модель кредитования, основанную на потребностях бизнеса. Кроме того, сейчас разрабатывается новая программа лояльности для наших клиентов, она будет касаться не только кредитования.

Эти меры помогут банку не только улучшить качество кредитного портфеля, но и повысить удовлетворенность клиентов от работы банка.

– Ощущаете ли вы рост проблемных активов по итогам первого полугодия 2014 года? Изменялись ли подходы банка к оценке рисков при работе с ММБ с начала 2014 года? Наблюдается ли ухудшение качества кредитного портфеля, сформированного по технологии «кредитной фабрики»?

– Несмотря на то, что по итогам первого полугодия 2014 года темпы роста проблемных активов ММБ увеличились, что в первую очередь связано с текущей экономической ситуацией, в Сбербанке сформирован качественный портфель ММБ.

Хотя проблемные активы в основном сформированы за счет кредитов, выданных в 2012-м и начале 2013 года, банк принял ряд мер по снижению уровня риска при кредитовании ММБ. В частности, по технологии «Кредитная фабрика» были пересмотрены требования к минимальному сроку деятельности компаний-заемщиков (сейчас этот срок составляет 6 месяцев), а также к отдельным особо рисковым отраслям.

В ближайшее время в рамках «Кредитной фабрики» планируется внедрить ряд инициатив, в том числе связанных с дополнительным поручительством по кредитам, что позволит улучшить качество портфеля.

– Как изменился уровень ставок по кредитам ММБ в первом полугодии 2014 года? Какие факторы будут оказывать влияние на динамику ставок во втором полугодии 2014 года? Дайте ваш прогноз по изменению ставок на рынке кредитования ММБ в целом и прокомментируйте планы банка на второе полугодие 2014 года.

– В период с 01.03.2014 года по настоящее время процентные ставки по кредитам для клиентов малого бизнеса выросли на 1,5 п. п. по кредиту «Доверие», по продуктам линейки «Бизнес» – в среднем на 2–3 п. п., за счет удорожания ресурсов. Наибольшее удорожание кредитов произошло на короткие сроки. Это связано, в первую очередь, с повышением ставок по привлечению ресурсов.

Дальнейшая динамика процентных ставок будет зависеть во многом от действий ЦБ РФ и макроэкономической ситуации.

– Каков процент отказа в кредитах предприятиям малого и среднего бизнеса? Каковы самые распространенные причины? Вырос ли данный показатель за первое полугодие 2014 года, и если да, то насколько?

– Отказы действительно есть, по некоторым продуктам этот показатель достигает 40%. При этом основными причинами отказов на этапе предкредитной обработки заявки являются: данные проверки качества кредитной истории и благонадежности потенциальных заемщиков, отказ клиента в раскрытии информации по бизнесу в целом и неудовлетворительное финансовое состояние клиента.

– Видите ли вы какие-либо драйверы роста (новые продукты, услуги и так далее), которые помогут рынку кредитования ММБ, несмотря на замедление экономики?

– Основные драйверы – это оптимизация технологии предоставления кредитов, постоянное повышение квалификации кредитующих сотрудников, внедрение экспресс-технологий рассмотрения кредитных заявок, фокус на низкорискованные продукты и отраслевые решения.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!