Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Микрофинансирование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Микрофинансирование в России

«В 2015 году наметилось два тренда – значительный рост рынка и, одновременно, ухудшение платежной дисциплины заемщиков»

– Опишите текущую ситуацию в сегменте, на котором специализируется ваша компания.

– Основное направление работы ООО «Займер»предоставление онлайн займов в сегменте PDL. Рынок «денег до зарплаты» сегодня относительно невелик, на нем идет острая конкурентная борьба, в которую вовлечены онлайн-компании, традиционные МФО и отчасти – занимающиеся розничным кредитованием – банки.

Вопреки сложившимся представлениям, в этом бизнесе невысокая маржинальность. Стоимость привлечения клиента достаточно велика из-за высокой конкуренции. Платежная дисциплина клиентов, обращающихся за займами PDL, напротив, значительно ниже, чем в других секторах. До недавнего времени риски можно было нивелировать изменением процентных ставок, но сейчас среднерыночные ставки определяются регулятором.

Серьезная проблема для всех онлайн-компаний – неопределенность в вопросе дистанционной идентификации личности клиента. Здесь существует законодательный пробел, провоцирующий клиентов отказываться от своих обязательств и даже идти на мошенничество. На данный момент нет сложившейся правоприменительной практики по взысканию задолженности перед онлайн-кредиторами. Это делает проблематичным оперативное судебное взыскание просроченной задолженности. Единственным действенным инструментом для эффективной работы остается скоринг, который мы и наши коллеги постоянно совершенствуем.

Еще одна серьезная проблема, возникающая вследствие сказанного – невозможность цивилизованного фондирования. Если в США есть рынок по уступке прав требования по PDL портфелям, в России такой возможности нет. Многие банки также не кредитуют МФО, считая этот бизнес слишком рискованным. МФО заинтересованы в первую очередь в привлечении долгового финансирования – например кредитов под залог портфеля займов, но таких продуктов для МФО сегмента PDL нет ни в одном банке России.

Тем не менее, все описанные проблемы – «болезни роста». Рынок онлайн-кредитования очень быстро развивается: растет спрос, появляются новые игроки, совершенствуются технологии. Достаточно сказать, к примеру, что по итогам каждого квартала 2015 года МФО «Займер» фиксирует удвоение количества выданных займов.

– Произошли ли изменения в бизнес-модели вашей компании в ответ на ухудшение экономической ситуации в стране в 2015 году?

– Компания «Займер» создавалась с четкой нишевой стратегией – для максимально быстрой и эффективной выдачи займов через Интернет, преимущественно на банковские карты и электронные кошельки клиентов. С этой целью был разработан уникальный программный комплекс, получивший название «Робот Займер». Направление онлайн-займов PDL остается для нас приоритетным и сегодня. Мы продолжаем совершенствовать наш полностью автоматизированный сервис, непрерывно оптимизируем алгоритмы его работы. Условия, на которых мы предлагаем действующий продукт – займы до 15 тысяч рублей на срок до 30 дней – не изменились.

В 2015 году мы планировали запустить новый продукт – installment loans – займы на более длительный срок, до 181 дня, и под меньший процент. Сейчас мы отложили запуск этого продукта до 2016 года и сконцентрировали внимание на развитии нашего основного направления.

Что касается изменений в оценке кредитных рисков, то они происходят постоянно. «Робот Займер» создан как самообучающаяся система, он способен предлагать изменения в скоринговой модели, исходя из накопленного опыта. В сегодняшней стрессовой экономической ситуации мы ежедневно отслеживаем качество портфеля, еженедельно утверждаем коррективы скоринговых моделей. Все это в комплексе позволяет нашей компании пройти критический период с минимумом рисков.

– Как изменилась с начала 2015 года платежная дисциплина заемщиков в целевом сегменте работы вашей компании и конкретно в вашей компании? Какие ваши ожидания по этому вопросу до конца 2015 года и на 2016 год?

– В 2015 году наметилось два тренда – значительный рост рынка и, одновременно, ухудшение платежной дисциплины заемщиков. Поскольку происходит все одновременно, достаточно легко упустить из виду рост просрочки. В мае 2015 года в ряде регионов мы получили достаточно высокий уровень просроченной задолженности. Чтобы переломить негативный тренд потребовалась более частая переоценка платежеспособности заемщиков. Раньше мы проводили оценку ежемесячно, теперь делаем это каждую неделю. Благодаря этому удалось сохранить показатели компании в целевых пределах.

В текущем году мы не видим предпосылок для улучшения платежной дисциплины. Предполагаю, что в 2016 году возрастет уровень занятости населения, увеличатся доходы заемщиков и как следствие – улучшится платежная дисциплина.

– Ощущает ли ваша компания снижение конкуренции с «серым» рынком микрозаймов в связи с ростом ограничительных мер, принимаемых в отношении нелегальных игроков рынка со стороны Банка России?

– Прямой конкуренции с «серым» рынком у нас никогда не было и нет. МФО «Займер» работает исключительно на рынке онлайн-займов, где весь оборот проходит в безналичной форме и полностью прозрачен для контролирующих органов.

В нашей работе необходимо постоянное сотрудничество с контрагентами: БКИ, компаниями, предоставляющими услуги приема платежей, перечисления средств на банковские карты. Ни одна из них не станет сотрудничать с нелегальным игроком. Поэтому «серые» МФО просто не могут предложить те услуги и тот уровень сервиса, который мы обеспечиваем своим клиентам.

Если же говорить о влиянии жесткой политики ЦБ в отношении нелегальных игроков на рынок в целом, то мы отмечаем приток клиентов, ранее пользовавшихся услугами «серых» компаний. По данным текущего мониторинга эти клиенты в целом довольны качеством услуг и не планируют возвращаться к нелегальным игрокам. К сожалению, «серые» компании вообще не передают данные в БКИ, поэтому объем этого рынка объективно оценить сложно. Многим, как показала практика, добросовестным заемщикам в нашей компании приходится начинать кредитную историю с нуля.

– Считаете ли вы необходимым введение ограничения по минимальному размеру капитала МФО? Стоит ли вводить ограничения в 2015-2016 гг. либо необходимо его отложить на более длительный срок?

– Введение высокой «планки» минимального капитала МФО очень серьезный и нужный шаг. В случае принятия, этот закон станет отправной точкой в дальнейшем развитии микрофинансирования.

Сегодня в России выход компаний на рынок микрофинансирования ничем не ограничен, существует около четырех тысяч действующих МФО. Регулятор неоднократно обозначал намерение сократить их количество до 100-200 легальных, ответственных организаций. Примерно столько МФО работает в каждой из развитых стран. Кстати, не более 200 российских микрофинансовых организаций, по нашим оценкам, смогут нарастить свой капитал до обозначенной суммы в 70 млн.  рублей.

Есть три основных претензии к работе МФО, которыми регулятор объясняет свои намерения:

Во-первых, компании-однодневки активно используют недобросовестные финансисты в мошеннических схемах для вывода и обналичивания средств.

Во-вторых, многие МФО привлекают деньги инвесторов, в том числе физических лиц. Ответственность за сохранность вложенных средств практически ограничена размером уставного капитала. Сравните минимум требований, которые предъявляются к МФО, и четкие законодательные требования к банкам – уставной капитал 300 млн. рублей; контроль ЦБ над объемами обязательных резервов; публикация отчетности.

И третье – для привлечения инвестиций некоторые МФО формируют представление о своей «сверхдоходности». В результате небольшие предприниматели вкладывают средства в этот бизнес не учитывая рисков дефолтности, принимают необдуманные решения и разоряются. При этом, предприниматели не только теряют свои деньги, но и ухудшают имидж отрасли в целом.

Значимый уровень минимального капитала МФО решает все три перечисленные проблемы – участники мошеннических схем не смогут расходовать большие средства на создание фирм-однодневок, возврат денег инвесторов будет гарантирован собственным капиталом МФО, а новые игроки, прежде чем вкладывать в бизнес такие крупные суммы, тщательно просчитают возможные риски.  

В то же время, в существующем проекте есть ряд спорных моментов. Заявленный порог в 70 млн рублей предполагает, что компании которые его перешагнут, поведут бизнес на федеральном уровне. Крупные компании мало заинтересованы в том, чтобы создавать продукты для локальных рынков с низкой маржинальностью. После оптимизации деятельности может оказаться, что отдельные населенные пункты, даже регионы будут лишены доступа к финансовым услугам. Таким образом, МФО перестанут выполнять свою функцию обеспечения широкой доступности финансовых продуктов.

Руководство и аналитики МФО «Займер» выступают за постепенное увеличение размера капитала МФО. Целесообразно сделать 2015 год переходным, а ограничения по минимальному размеру капитала в 70 млн. рублей ввести с 2016 года.

– Прокомментируйте, пожалуйста, вашу позицию по поводу эффективности регулирования рынка МФО через саморегулируемые организации. Видите ли вы альтернативные варианты регулирования рынка МФО?

– У нас перед глазами есть действующие примеры саморегулируемых организаций в различных отраслях. В качестве отрицательного примера можно привести Российский Союз Автостраховщиков. РСА обладает, по сути, узаконенной монополией на вид деятельности. Он имеет возможности предъявлять серьезные требования к качеству работы своих членов, однако предпочитает выступать как коллективный внешний лоббист.

Более оправданной выглядит модель саморегулирования строительного рынка. Там нет ограничения по количеству членов СРО, между ними идет острая конкуренция. В результате повышается качество услуг, оказываемых саморегулируемой организацией, снижается их цена.

На данный момент у МФО нет выбора из нескольких саморегулируемых организаций. Отсутствие конкуренции, как показывает практика, может негативно влиять на качество услуг СРО, а также замедляет ее развитие – нет внешнего стимула для изменений. Это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на развитии самого рынка микрофинансирования. Хотя бы потому, что аудитория, специфика предлагаемых продуктов, масштабы деятельности МФО сильно различаются, невозможно учесть все интересы в рамках единственной СРО.

– Какие источники рыночного фондирования доступны на текущий момент вашей компании? Отмечаете ли вы улучшение условий привлечения рыночных источников фондирования в связи с постепенным снижением ключевой ставки Банком России с начала 2015 года?

– Компания «Займер» фондируется в основном из собственных средств учредителей. Мы стараемся отслеживать и учитывать текущую ситуацию на рынке капитала. Должен признать, что на данный момент условия его привлечения остаются некомфортными.

– Какие сегменты рынка МФО, по вашему мнению, поддержат рынок в 2015-2016 гг.? Видите ли вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж) на рынке МФО в 2015-2016 гг.?

– Ситуация мало изменилась в сравнении с 2014 годом. Драйверами роста остаются онлайн-займы и займы для МСБ. Доля таких продуктов в общем обороте МФО все еще невелика, есть значительные перспективы развития.

По сведениям Аналитического центра МФО «Займер» наибольший рост отмечен в секторе онлайн-займов. Это прямое следствие расширения сферы онлайн-платежей, онлайн-покупок. Судя по опыту наиболее технически развитых стран, перспективы данного направления далеко не исчерпаны. Промежуточные результаты работы сервиса Робота Займера показывают удвоение спроса на онлайн-займы каждый квартал, и нет оснований ожидать снижения темпов в ближайшие два года.

– Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2015-2016 гг.?

– На наш взгляд, регулятор очень точно чувствует рынок и большинство его решений своевременны и полезны. Наиболее актуальной проблемой для рынка МФО остается фондирование. Благодаря грамотной работе регулятора на сегодняшний день намечены решения – перспектива внесения в ломбардный список облигаций МФО и установление требований к минимальному капиталу для МФО. Для онлайн-рынка необходимо законодательное урегулирование дистанционной идентификации заемщиков. Эта проблема также озвучена и уже предлагаются варианты ее решения. Сейчас игроки ждут, в какой конкретной законодательной форме будут реализованы инициативы ЦБ. После принятия законодательных актов по обозначенным темам можно будет оценивать проблемы и перспективы рынка МФО на следующий год.