Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Российский региональный инвестиционный конгресс

 


КАРТА ПРОЕКТА
Российский региональный инвестиционный конгресс

Г-н Шнайдер, какие изменения Вы увидели за последние годы в инвестиционном климате России? После  изменений законодательных норм работать стало легче или сложнее?

– Работать стало  легче. Я приехал в Россию 13 лет назад, и за это время инвестиционный климат стал значительно лучше, особенно в течение последних 5 лет. Эти улучшения произошли в разных сферах и  и коснулись отдельных регионов в различной степени. Если говорить об улучшениях общего характера, то интересными примерами являются изменения в таможенном регулировании  и налогообложении.

Наверно, не секрет, что еще 5-10 лет назад таможенные процедуры находились на низком уровне. Сегодня стало проще абсолютно легально импортировать продукцию в Россию. В значительной мере это связано с увеличением прозрачности и эффективности процессов. Так, сегодня уже 90% грузов оформляется с помощью электронных таможенных деклараций.

Что касается налогообложения, то первым большим шагом вперед для России стало принятие первой части налогового кодекса, благодаря которой законодательная система стала более понятной. Второй большой шаг – это установление привлекательных налоговых ставок. В частности, ставка НДФЛ была снижена до 13%, были отменены налог с продаж, рекламный налог. Налог на прибыль стал меньше, снизившись с 24% до 20%, НДС снизился с 20% до 18%.

Еще более важный пункт – это повышение качества налогового администрирования. В этом направлении, например, сейчас очень активно работает ФНС России. В частности, в 2013 году был  разработан единый документ, который заменит счет-фактуру и акт-накладную. Это приведет к тому, что теперь нужно будет оформлять на 20-30% меньше бумаг. Чуть больше года назад был принят новый закон об электронном документообороте между организациями. Это значит, что больше не требуется распечатывать и подписывать все документы (акты, накладные и счета-фактуры), ставить на них печати, передавать клиенту и пересылать обратно. Сейчас есть возможность подписать и отправить контрагенту документы через Интернет, все автоматически сохраняется на сервере, и при налоговой проверке все печати и подписи будут действительны. Это очень большой шаг вперед.

Еще один положительный момент, который я хотел бы отметить: это эффективно организованная (даже лучше, чем в Германии) система налоговых судебных разбирательств. В России – три инстанции, в Германии только две. Но через все три инстанции в России можно пройти обычно в течение года, а в Германии для прохождения двух инстанций часто требуется два-три года.

Кроме того, в последние годы повысилась квалификация налоговых инспекторов. Если раньше они обращали внимание только на документацию, то сегодня они лучше понимают бизнес-процессы. И если предприятие имеет убытки, но при этом активно инвестирует, это больше не вызывает таких проблем, как 10 лет назад. Конечно, и здесь есть исключения. В результате этих изменений налоговый климат улучшился.

– Можно ли говорить о том, что на 2013 год уровень администрирования в сфере налогов и таможенного регулирования в России и Евросоюзе уже примерно одинаковый?

– Уровень еще ниже, но динамика лучше. Каждый год происходят заметные улучшения.

– Сравните, пожалуйста, уровень администрирования в России и в остальных странах СНГ. Где он выше?

– Еще год назад я сказал бы, что Россия однозначно на первом месте по сравнению с Украиной, Казахстаном и Белоруссией. Но в последние несколько лет эти страны также очень активно улучшают, например, налоговое законодательство, которое по характеру становится ближе к системе Европейского Союза, и налоговое администрирование. Особенно можно выделить Белоруссию.

– За последнее время, особенно за 5 лет, все вопросы регулирования в России стали лучше, но тем не менее, уровень остается пониженным. Вы можете рассказать, что сейчас вызывает наибольшие проблемы у иностранных инвесторов, которые приходят в Россию?

– При выявлении проблем удобно опираться на рейтинг Всемирного банка. Например, Россия находится на 178-м месте по получению разрешений на строительство – это довольно значительная проблема. Основная трудность, на мой взгляд, заключается в том, что разрешения на строительство выдаются слишком долго.

Требуются специфические документы, чтобы получить такое разрешение. Например, когда вы планируете построить бизнес-центр в Германии, можно предоставить общий план архитектора и дать обобщенное описание предполагаемых строительных материалов. В России же необходимо предоставлять очень конкретный план, в том числе подробное описание того, какие именно материалы будут использованы. На этапе планирования это крайне сложно, особенно в России, где рынок строительных и отделочных материалов меньше развит, чем в ЕС.

Еще одним негативным фактором является неэффективная организация экспортно-импортных операций, по которой Россия находится на 157-м месте. Все можно импортировать легально, но этот процесс все еще недостаточно простой и требует много времени и сил. Причины этого: наличие  валютного  контроля,  сложность таможенных процедур,  недостаточное развитие инфраструктуры.

– Если говорить о вашей практике, то с какими проблемами чаще всего обращаются к Вам?

– Несмотря на улучшения, это до сих пор таможенные и налоговые вопросы.

Кроме того, в ближайшее время может возникнуть много новых вопросов, связанных с техническим регулированием, которое сейчас сильно меняется. Текущие стандарты – это во многом ГОСТы советского времени, система сертифицирования продукции. В этой сфере сейчас есть как положительные, так и отрицательные изменения.

Новая система, которая называется TR (техническое регулирование) – единая для таможенного союза Россия-Казахстан-Белоруссия. Это нововведение будет способствовать укреплению таможенного союза  и улучшению инвестиционного климата всех стран.

Недостаток системы заключается в том, что сейчас только местные организации (резиденты этих трех стран) могут сертифицировать свои товары и оборудование, в то время как раньше такая возможность была и у иностранных предпринимателей. То есть сейчас все зарубежные организации вынуждены регистрировать дочернюю компанию в России или работать через посредника. Всё это влечет за собой дополнительные издержки.

– Согласитесь ли вы с мнением, что качество администрирования инвестиционных процессов в России в целом улучшается, но недостаточно быстро, и при этом остается все еще ниже, чем в странах Европейского союза?

– Я соглашусь.

Хочу еще заметить, что сложность инвестиционного процесса в России связана не только с государственным регулированием.

Конечно, бухгалтерский аутсорсинг в России стоит в 2-3 раза дороже, чем в Германии. Это объясняется тем, что администрирование более сложное, много деклараций, их необходимо чаще составлять и так далее. Но иностранным инвесторам пока сложно работать в России из-за общей низкой эффективности труда, вследствие которой производство здесь порой дороже, чем в Германии. И поэтому, на мой взгляд, повышение эффективности производства – сегодня одна из основных задач для России.

Еще одна инициатива, которую я поддерживаю, – это создание свободных экономических зон. «Зона свободной торговли от Лиссабона до Владивостока» – очень хорошая идея. Такая коммерческая свободная экономическая зона значительно поддержит российскую экономику.

И еще России нужно больше собственных  организаций, которые бы заботились о развитии экономики страны.

–Ваша компания консультирует иностранных инвесторов, работающих в регионах России. Расскажите, пожалуйста, подробнее о современных тенденциях в их работе и взаимодействии с местными властями.

– У нас 500-600 клиентов. Из них примерно половина работает в регионах (часть через представителей).

Что мы видим? Если раньше (5 лет назад) иностранные инвесторы считали, что начинать производство можно только в Московской области, чтобы быть ближе к Москве, то сегодня есть регионы, которые помогли изменить эту точку зрения.

Конечно, в различных регионах всегда были крупные проекты, но сейчас даже средние западные компании начинают выходить на российский рынок через территории вне Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Есть известные регионы, например, Калужская область, куда пришел со своим проектом «Фольксваген». Перед тем, как построить свой завод, компания долго изучала различные варианты расположения. Выбор пал на Калугу, в том числе и потому, что правительство и губернатор области показали себя как серьезные и надежные для работы партнеры.

Обычно такие вопросы, как налоговые ставки, не играют большой роли. Более интересный вопрос – как эффективно работает правительство.

Другой фактор – это инфраструктура. Индустриальные инвесторы, собираясь разместить производство в России, изучают не только различия между регионами, но и потенциальные места размещения завода. В Германии, например, муниципалитеты обычно предоставляют промышленные зоны с уже развитой инфраструктурой (дорогами, электричеством, газом и водой). Все, что нужно в такой ситуации, – это просто купить землю и начинать строить завод.

В России это чаще всего происходит по-другому. Инвестору предлагают пустой участок земли. И, например, возникают такие ситуации, когда предприниматель вначале покупает землю по низкой цене, а потом ему приходится по завышенной цене подводить необходимую инфраструктуру. Сделать все одновременно – заключить договор на покупку земли, провести электричество, газ, воду – в России очень сложно. Поэтому вопрос инфраструктуры очень важен  при выборе места инвестирования. Все особые экономические зоны в России предоставляют интересные налоговые льготы, но, повторюсь, этот пункт менее важный, чем вопрос готовой инфраструктуры.

- Строительство промышленных площадок – дорогостоящее мероприятие. В условиях, когда количество финансовых ресурсов в бюджетах регионах сокращается, создавать инфраструктуру будет все сложнее. Существует ли какой-то мировой опыт решения данной проблемы?

– Мы видели примеры того, как  крупные иностранные инвесторы сами развивают инфраструктуру. Так, в Московской области существует площадка, созданная не муниципалитетом, а частной организацией. Немецкие инвесторы приобрели частный участок в Ногинске и сделали промышленный парк. Это довольно эффективно , но такая инфраструктура оказывается заметно дороже для пользователей, чем та, которая была бы создана, например, регионом или муниципалитетом.

Небольшие иностранные инвесторы зачастую не занимаются полноценной организацией нового производства. Они ищут более крупных бизнес-партнеров и используют их площади.

– Существует и негативный опыт работы инвестора с региональными администрациями. Какие  проблемы связанны с работой местных и региональных органов власти?

– Первое – межкультурные различия и простое непонимание. В таком случае уже первый разговор между инвестором и региональной властью является неудачным.

Второе – это недостаточно правильно организованная работа по администрированию различных вопросов в разных регионах. Например, западные инвесторы ожидают быстрого получения разрешения на строительство, и у них часто возникает впечатление, что чиновники затягивают этот процесс.

– Вопрос о вашей компании. Какова динамика вашего бизнеса в России по сравнению с бизнесом в других странах СНГ?

– Наш бизнес в России более динамично развивается, чем на Украине и в Казахстане. В Казахстане, например, больше развивается нефтегазовый сектор, где требуются немного другие консультационные услуги. В целом экономическая ситуация в Казахстане более сложная, чем в России.

Экономика Белоруссии, по нашему опыту, сейчас развивается динамичнее, чем в России.

 

– Каковы планы вашей компании? Каким вы видите рынок страны в целом и тот сегмент, в котором вы собираетесь работать  в ближайшие годы?

– Мы приняли стратегическое решение не развивать бизнес в других странах, кроме тех, где мы уже работаем: Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Польша. Мы понимаем, что здесь есть очень большой потенциал для тех иностранных организаций, которые хотят не только продавать свои товары, но и организовать производство.

Чтобы процесс был успешным, все эти страны, особенно Россия, должны активно работать, очень быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства и создавать благоприятные условия для эффективного производства.

Основа – это совершенствование системы образования в России. Но это отдельная тема, которая связана с общей эффективностью работы. Ключевым пунктом, мне кажется, является модернизация экономики и проблема создания ноу-хау. Это вопрос как менталитета, так и образования.

– Какие ниши на российском рынке, на ваш взгляд,  еще не заполнены, и какие инвестиционные объекты Вы видите в России в ближайшее время?

– Это по-прежнему автомобильный бизнес, хотя в 2013 году там наблюдается спад. Сейчас лучшее время для выхода на рынок предприятий, занимающихся производством автокомплектующих.

Очень хорошие перспективы у логистического рынка. Будет дальше развиваться строительный рынок и архитектурное планирование.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!