Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка
Сергей Савосин

– Начнем с текущей ситуации на рынке. За 2011 год выросла концентрация страхового рынка. ТОП-5 компаний имеют долю более 40%, в 2010 году она составляла 30-32%. В рознице на ТОП-5 приходится свыше 50% рынка. С одной стороны, конкуренция сместилась в сторону крупнейших компаний, поэтому у ФАС и регулятора возникают вопросы. С другой стороны, это хорошо из-за улучшения финансовой устойчивости основных игроков. На Ваш взгляд, в этой ситуации чего больше: хороших или плохих последствий для рынка?

– Страхование – бизнес, в природе которого заложено стремление к концентрации капитала. Устойчивость страховой компании определяется не только капитализацией, но и диверсификацией портфеля по отраслевому и географическому признаку. Cтраховые компании, имеющие высокий рейтинг надежности, обеспечивающие надлежащий уровень клиентского сервиса активно развиваются. Небольшим и средним компаниям становится все труднее обеспечить выполнение требований надзора по финансовой устойчивости своего бизнеса, конкурировать по качеству клиентского сервиса и продуктовой линейки.

– Каков Ваш прогноз распределения сил на рынке? Рост сохранится?

– Да. Судя по тому, что происходит на рынке, процессы консолидации будут только усиливаться. Идут переговоры по ряду крупных проектов на рынке. В ближайший год – два можно ожидать новые сделки M&A.

       Главная задача иностранных страховщиков – сделать бизнес рентабельным, у них нет стремления любой ценой сохранить место в ТОП- 20. Это долгосрочный тренд?

– Сегодня можно говорить о том, что времена, когда страховые компании зарабатывали не на страховой деятельности, а только на инвестиционном доходе, миновали. Тенденция к повышению рентабельности основного бизнеса для страховщиков набирает обороты, в том числе и в России.

– С какими компаниями СГ МСК приходится конкурировать в различных сегментах? Это крупные российские компании, иностранные дочки, небольшие московские компании, местные локальные компании?

– Наиболее острая конкуренция происходит с федеральными компаниями ТОП-10 по всей стране и с рядом региональных лидеров на отдельных рынках.

– Какой прирост портфеля компании планируется в 2012 году?

– Наша стратегия развития на 2012-2013 годы не предусматривает роста портфеля. Объем сборов премий сохранится на уровне прошлого года.

Главная задача СГ МСК на текущем этапе – повышение операционной эффективности бизнеса и клиентского сервиса. Объем бизнеса станет инструментом достижения поставленной цели.

– Мы провели опрос о доверии страховым компаниям, банкам, УК и пенсионным компаниям. Оказалось, что банкам доверяют 55%. Страховым компаниям и пенсионным фондам доверяют 25-30%, не доверяют более 50%. 30% потребителей финансовых услуг готовы обманывать банки, страховые компании готовы обмануть свыше 50% людей. Как Вы прокомментируете такое отношение россиян к страхованию?

– Большинство проблем розничного страхового рынка можно свести к одному фактору – низкой страховой культуре. Недостаточно высокий уровень доходов населения, информационный вакуум о преимуществах страхования, отсутствие налоговых льгот по накопительным видам страхования серьезно сдерживают развитие рынка.

«Уход» ряда страховщиков с рынка, страховые пирамиды, массовые невыплаты и другие виды мошенничества также заметно подорвали доверие к страхованию.

Только при общей заинтересованности участников страхового рынка и государства ситуация может быть кардинально изменена.

Первый шаг сделан – страховые компании объединились для разработки стратегии развития рынка страхования до 2020 г. Новая стратегия, автором которой будет Минфин РФ, учтет интересы не только страховщиков, но и других отраслей, клиентов и государства.

–Недоверие к страховщикам мешает развитию рынка?

– Сдерживает развитие рынка – недостаточное осознание ценности частной собственности. Прошло не так много времени с тех пор, как люди получили возможность приобретать движимое и недвижимое имущество и адекватно оценивать риски, сопутствующие владению этим имуществом.

Рост рынка обеспечен обязательными видами страхования: кредитными машинами, ипотекой. Среди добровольно страхующихся сегодня – это люди, принимающие взвешенные экономические решения, без оглядки на поддержку со стороны государства.

– Какие стимулы могут повысить спрос на страхование? Введение вмененных видов страхования или путь косвенных льгот?

– Думаю, что косвенные льготы могут оказаться недостаточно чувствительными для потребителя (в сфере налога на доход).

Самый эффективный стимул в краткосрочной перспективе – это применение вмененных видов страхования и субсидирование. Но эффект эти меры обеспечивают не для всех рынков.

В долгосрочной перспективе безусловно развития рынка страхования только на основании баланса интересов страхователей и страховщиков. Внешние стимулы могут помочь запустить рынок, но никакие стимулы не смогут заменить закон спроса и предложения в долгосрочной перспективе.

– Софинансирование ставок для малого бизнеса и сельхозпроизводителей сработало.

– Оно обеспечило невысокий эффект. Гораздо более эффективными могли бы стать федеральные программы для малого и среднего бизнеса, сотрудничество с фондами и банками.

– Обсуждается подключение страхования жизни к пенсионному рынку.

– Это правильное решение. Говорят об отмене накопительного элемента. Страхование жизни может стать альтернативой.

– Правильно ли его отменять? Если сохранить, то нужно ли отдать страхование жизни страховщикам?

– С точки зрения долгосрочных приоритетов развития отечественной пенсионной системы – отменять нельзя. Но с точки зрения необходимого маневра с учетом демографической ситуации в стране – необходимо. Это решение и рассматривается в принципе исключительно как мера вынужденная.

Если будет принято решение об отмене или сокращении накопительного элемента, надо давать возможность страховым компаниям создавать и развивать долгосрочные фонды накопительного страхования жизни. Это обеспечит макроэкономический эффект, формирование гарантий и доверия.

– Электронно-цифровая подпись стимулирует продажи через Интернет?

– Интернет-страхование должно полностью позволять осуществлять все элементы взаимодействия между страховой компанией и клиентом, возникающие при продаже страхового продукта и его обслуживании. Сегодня многие страховые компании экспериментируют, предлагая свои услуги в этой области, выходя при этом за рамки правового поля: законодательство не поспевает за развитием рынка.

Электронная подпись действительно станет одним из стимулов развития интернет – продаж. Не исключено, что через три-пять лет этот канал продаж может выйти на уровень других каналов, используемых страховыми компаниями.

– С точки зрения развития продаж, о каких перспективах можно говорить на ближайшие 2-3 года?

–    Набирает обороты канал «прямых» продаж, когда коммуникация между страхователем и страховщиком (оформление, продажа и сопровождение полисов страхования) происходит напрямую, без посредников. Кстати, сегодня в Великобритании около 70% от объема взносов по розничному страхованию приходится на прямые каналы продаж.

Динамика агентского канала продаж определяется той частью страхователей, которым важна персонализация при покупке финансовых услуг.

Развитие дилерского канала напрямую связано с объемом продаж новых автомобилей.

Сложнее прогнозировать перспективы развития брокерского канала как наименее прозрачного на нашем рынке.

– Я назову 8 факторов, которые могут влиять на прибыльность и финансовую устойчивость страховых компаний. Выберите 2-3 причины:

  1. демпинг в рознице;
  2. демпинг в корпоративе;
  3. макроэкономические причины (инфляция, валютный курс);
  4. мошенничество;
  5. конкуренция, которая может приводить к росту комиссий и расходов;
  6. неадекватность тарифов, расходы по другим причинам, касающимся самой деятельности страховых компаний;
  7. инфраструктурные расходы, которые потребуются на развитие бизнеса;
  8. расходы на заработную плату.

– Демпинг в рознице, мошенничество.

– Я назову несколько пунктов, выбирайте из них 2: МСФО, актуарный аудит, новые индикаторы, которые ФСФР предлагает ввести, контроль на отчетные даты, изменение расчета маржи и платежеспособности, более оперативный и тщательный онлайн-надзор (резервы, состояние).

– Актуарный аудит и МФСО.

При чем, потребуется определенный переходный период для того, чтобы и страховщики, и пользователи отчетности в полной мере смогли реализовать все возможности полноценной отчетности по МСФО.

– Есть ли законодательные инициативы, которые могут снизить риски, связанные с финансовой устойчивостью компаний? Я назову 6 пунктов, выберите один вариант:

  1. меры по предотвращению мошенничества, меры по выявлению и наказанию за мошенничество;
  2. единая база страховых историй, которая доступна и страховым компаниям;
  3. более продуманная система отчетности по инвестициям;
  4. закрепление агентов за 1 компанией;
  5. автоматизированные условия страховых полисов;
  6. мониторинг тарифов и КВ.

– Единая база страховых историй и мошенничество.

– Вопрос по поводу омбудсменов. Даст ли такая система  какой-то эффект?

– Безусловно, создание такого института на страховом рынке – верное решение, но требующее, вместе с тем, взвешенной проработки из-за отсутствия практики в России.

Во взаимоотношениях участников страхового рынка возникает много споров и противоречий, и наличие страхового омбудсмена позволит снизить нагрузку на судебную систему.

Например, в Германии ежегодно омбудсмен получает порядка 15-18 тыс жалоб. При этом число страховых договоров в стране составляет 450 млн или примерно 5,5 договора на одного гражданина страны.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!