Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Медицинское страхование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Медицинское страхование в России
Садковская Татьяна Вячеславовна

- В чем вы видите основные недостатки существующей системы медицинского страхования?

- Основной и главный недостаток существующей системы медицинского страхования в России - несостоятельность нормативно-правовой базы медицинского страхования в целом. Так, добровольное медицинское страхование практически не отражено ни в каких официальных нормативных актах. Последний принятый закон о медицинском страховании касается только ОМС. Отсюда естественный вывод: ДМС необходимо законодательно обозначить в качестве полноценного и полноправного вида страхования.

Кроме того, существует разобщенность самих страховых компаний, которые работают на рынке ДМС. У каждой из них свои особенности работы и способы «выживания» на этом рынке. Страховщики, к сожалению, даже не предпринимают никаких действий для того, чтобы выработать консолидированную позицию в отношении развития добровольного медицинского страхования в нашей стране.

Не лучшим образом на развитие ДМС влияет и Закон о госзакупках, в соответствии с которым в конкурсе имеет больше шансов на победу тот страховщик, который предлагает наименьшую цену контракта. Однако сегодня получить качественные медицинские услуги за разумные деньги невозможно. Поэтому в результате малобюджетных контрактов по ДМС застрахованные граждане получают медуслуги низкого качества. И самое главное, при этой системе исключается основополагающий принцип страхования – рисковость. Таким образом, и вся система ДМС сводится на нет.

- Каковы, по вашему мнению, основные принципы эффективно работающей системы медицинского страхования? Чего не хватает системе российского медицинского страхования, чтобы она стала эффективной?

- Приходится констатировать, что российское медицинское страхование в его классической форме так и не сформировалось. Это связано со многими причинами, вытекающими одна из другой:

  • несостоятельность законодательно-нормативной базы,
  • разрозненность страховщиков, работающих на этом рынке,
  • недостаточная грамотность потребителей страховых услуг в вопросах страхования вообще,
  • отсутствие культуры страхования в обществе,
  • финансово-экономический хаос в отрасли.

Сегодня в российском добровольном медицинском страховании отсутствуют его основополагающие принципы:

  • рисковость,
  • стандартизация лечебных учреждений (по комплектованию медицинским персоналом соответствующей квалификации, уровню оснащенности техникой и аппаратурой и т.д.) и их категорийность,
  • возможность проведения медицинской экспертизы.

Исправление всех этих качеств и элементов, характеризующих полноценную и адекватную систему ДМС, на законодательном уровне способно обеспечить ее эффективность.

- Какие изменения необходимы на уровне страховой компании, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке медицинского страхования?

- Страховая компания, занимающаяся ДМС, должна отдавать себе отчет в том, что это направление имеет ряд существенных отличий от всех остальных видов страхования. ДМС – это не просто финансовая услуга, это целый комплекс услуг. В их числе организация медицинской помощи, комплекс сервисных услуг для застрахованного по ДМС, экспертиза качества медпомощи, защита интересов застрахованных перед лечебным учреждением и контроль за оказанием ими медуслуг. Это все составляет особую степень ответственности страховщика перед страхователями и застрахованными.

- Какие модели бизнеса по медицинскому страхованию вы можете выделить? Какие из них являются наиболее перспективными?

- Сегодня в структуре ДМС около 80% составляет корпоративное страхование и только около 20% - физические лица. И даже это разграничение весьма условное, потому что страхование по ДМС физических лиц происходит или в составе корпоративного страхования или на уровне продажи полиса разовых медуслуг.

Истинного рискового страхования физлиц сегодня практически нет, кто бы сегодня из страховщиков не утверждал обратное. Потому что настоящее страхование физлиц предусматривает, как во всем мире, предстраховочное обследование, страхование на случай возникновения какого-либо заболевания, возникшего в период действия страхового полиса. Ничего этого у нас нет.

В российском ДМС пока работает схема, при которой люди сначала заболевают, а потом обращаются в страховую компанию, чтобы приобрести полис ДМС и начать с его помощью обследования и лечение. Поэтому у нас остается большим вопросом, кто в этой схеме «страхования» рискует: страховая компания, страхователь или застрахованный.

- Как будет развиваться сотрудничество страховщиков с медицинскими учреждениями в рамках ДМС?

- Это сотрудничество сейчас очень сложно выстраивается. С одной стороны лечебное учреждение заинтересовано в работе со страховыми компаниями, а с другой – они совершенно не допускают страховщиков ни в какие процессы своей деятельности. То есть лечебные учреждения воспринимают страховщиков исключительно в качестве источника финансирования. При этом страховые компании не допущены даже в процесс формирования прейскурантов на медуслуги. В результате разница в стоимости, например, приема врача-специалиста одинаковой категории в разных лечебных учреждениях может отличаться в разы.

По сути, страховая компания для лечебного учреждения выступает заказчиком услуг, и хотя лечебное учреждение такой заказ принять готово, но выполнять его хочет только на своих условиях, не принимая во внимания никаких требований заказчика (страховщика) и не позволяя осуществлять контроль за выполнением этого заказа. Максимум, к чему допускаются страховщики по ДМС в лечебных учреждениях – это техническая экспертиза, а к экспертизе качества страховая компания доступа практически не имеет.

В нашей стране сложилась ситуация, при которой рынка медицинских услуг как такового нет. В различных субъектах Федерации, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, существует целый ряд клиник-монополистов, с которыми никто конкурировать не в состоянии. Соответственно уровень цен на медуслуги у этих монополистов зависит исключительно от их воли в отсутствии какой-либо конкуренции.

- Что нужно сделать для увеличения количества медицинских учреждений? Приносит ли экономическую выгоду организация страховщиками собственных клиник?

- Необходимости в увеличении числа лечебных учреждений нет. Их и сегодня довольно большое количество. Но многопрофильных хорошо оснащенных и укомплектованных лечебных учреждений единицы. Вот они-то и диктуют свои условия на рынке. Особую роль в настоящее время играет фигура врача. Без квалифицированных специалистов оказание качественной медицинской помощи не возможно даже в условиях хорошего оснащения. Поэтому необходимо обеспечить рост качества, а не количества лечебных учреждений в стране, которые смогли бы обеспечить конкурентную среду на этом рынке.

Что касается собственных клиник страховых компаний, то они наверняка приносят прибыль, поскольку являются коммерческими организациями, целью которых и является получение прибыли. К решению проблем ДМС этот вид бизнеса страховых компаний, как коммерческих организаций, может и не иметь отношения.