Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Курс на розницу

Александр Гущин, Павел Митрофанов

Будущему российской отрасли доверительного управления угрожают высокая кэптивность УК и низкая социальная значимость рынка. Избежать стагнации можно через активное развитие розницы и участие в процессе создания МФЦ.

Опасный кэптив.

Основные клиенты УК – пенсионные фонды – редко отдают крупные портфели активов «на сторону». В период кризиса тренд на работу с дружественными УК только вырос: если до 2008 года «средний» НПФ сотрудничал с 3-4 управляющими компаниями, то сегодня «стандарт» – 1-2 УК. Росту кэптивности рынка поспособствовали банки, паковавшие в период кризиса «токсичные» активы в закрытые фонды аффилированных УК. Объем таких фондов, по оценкам «Эксперта РА», может составлять до 100 млрд рублей. «Реальных розничных ЗПИФов сейчас на рынке около 10-20%. Анализируя ситуацию, следует отметить, что нам так и не удалось приблизить отрасль коллективного инвестирования к розничным клиентам в качестве посредника по вложениям в объекты недвижимости» – переживает генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева.  В целом по рынку доверительного управления, по оценке «Эксперта РА», доля кэптивных активов составляет 60%.

С одной стороны, значительный объем средств от материнских структур может помочь управляющей компании на начальном этапе роста. «Для российских УК, которые выбирают континентальный путь развития, необходима связь с крупным финансовым институтом, это даст критическую массу для покрытия их издержек», – соглашается с таким подходом Анатолий Милюков из группы Газпромбанка. Но с другой стороны увлечение кэптивным бизнесом чревато ухудшением качества услуг и надежности УК. «Карманным» УК нет необходимости совершенствовать внутренние процедуры, риск-менеджмент, делать инвестиционный процесс предсказуемым и прозрачным для клиентов: активы дружественных инвесторов останутся под их управлением в любом случае. А значит, в результате упрощения процессов приятия и контроля решений могут пострадать интересы рыночных клиентов таких УК, а сам рынок теряет стимулы для конкурентного развития.

Развитие розницы залог успеха.

Если высокая кэптивность управляющих – это во многом следствие кризиса, то низкая социальная значимость отрасли доверительного управление – системная проблема нашего финансового рынка. В странах с развитой финансовой системой услуги управляющих компаний востребованы так же, как услуги банков и страховых компаний. В России же розничная часть рынка ДУ развита крайне слабо: услугами УК пользуются не более 500-550 тыс. человек, большинство из которых воспринимают инвестиции через УК как краткосрочные и при первом же серьезном падении цен на фондовом рынке выводят активы из управления. «Зачастую УК привлекают клиентов исключительно доходностью прошлых периодов, и поэтому людям рынок запоминается только высокими процентами. Как следствие, в фонды привлекаются «спекулятивные» игроки», – рассказывает Ирина Кривошеева из УК «Альфа-Капитал». В результате средний срок инвестиций в ПИФы сейчас не превышает полутора-двух лет, хотя крупные игроки и отмечают рост сознательности пайщиков: они стали чаще менять фонды на более консервативные при повышении волатильности рынка, не выводя средства из УК.

«Коллективные инвестиции – это то, что мы хотим, чтобы развивалось в нашей стране», – говорит Наталия Плугарь, генеральный директор УК «ВТБ Капитал Управление активами». Потенциальные массовые клиенты УК – это люди со стабильным уровнем дохода выше 25 тысяч рублей в месяц (это на треть превышает средний госкомстатовкий уровень месячной зарплаты по России). Если управляющим удастся привлечь хотя бы четверть от потенциального объема инвесторов, то клиентская база увеличится до 7 млн человек. Этот показатель соразмерен с клиентской базой на рынке негосударственного пенсионного обеспечения и, по-видимому, может служить своеобразным пропуском в «круг» социально значимых секторов экономики, представляющих важность для государства.

Пути расширения клиентской базы известны: инвестиции в продажи, рекламу, повышение качества услуг. Главное – соблюсти баланс между маркетингом и качеством услуг. «Должно резко повыситься качество клиентского сервиса: скорость, удобство, объем доступной информации, адаптация продуктов под индивидуальные потребности», – уверен генеральный директор УК «УРАЛСИБ» Александр Пугач.

Управляющим необходимо активнее расширять линейку предлагаемых населению инструментов для инвестиций: на сегодняшний день на рынке выбор инвестиционных продуктов невелик. Наиболее широко представлены фонды акций и смешанных инвестиций. Также создано достаточно много мелких отраслевых фондов, но единого отношения к этому типу продуктов у управляющих нет. Для кого-то это инструмент соответствия ожиданиям клиентов, а для других – продукт с повышенным риском, опасный для пайщика. «Мы как продуктовая фабрика должны выкладывать все товары на полку и пусть у инвестора будет возможность выбора», – уверен Александр Пугач из УК «УРАЛСИБ». С ним не соглашается генеральный директор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарид Юнусов: «Если у УК универсальная линейка ПИФов, есть ПИФы акций, облигаций, смешанных инвестиций и, скажем, индексный и денежного рынка, то сложившаяся система максимально устойчивая, с точки зрения стратегического развития».

Стать инфраструктурной основой МФЦ.

На сегодняшний день рынок ДУ живет вне какой-либо официальной государственной стратегии развития. Более того, единственным количественным стратегическим ориентиром для управляющих в настоящее время может служить «совокупный объем инвестиционных фондов» на уровне в 17 трлн рублей к 2020 году, зафиксированный в правительственной «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». В целевых показателях концепции создания международного финансового центра, подготовленной МЭРТ, рынок ДУ также упоминается только вскользь.

Отсутствие стратегических ориентиров, слабое развитие розницы и заманчивая возможность зарабатывать на управлении аффилированными активами привели к росту кэптивности на рынке ДУ. Кэптивный характер бизнеса отвлекает управляющих от выполнения их основной функции в масштабах экономики: финансового посредничества по трансформации сбережений в инвестиции, повышению эффективности размещения финансовых ресурсов; а на более высоком уровне – увеличению мощности отечественного финансового рынка и расширению его емкости.

Вместе с тем привлечение УК к управлению инфраструктурными проектами, в том числе реализуемыми через механизмы частно-государственного партнерства, может повысить эффективность использования финансовых ресурсов. «Исходя из мирового опыта, институты коллективного инвестирования являются одними из основных источников длинных денег, то есть именно отрасль управления активами существенно способствует обеспечению стабильности фондового рынка», – полагает Ирина Кривошеева из УК «Альфа-капитал».

Источниками долгосрочных инвестиций служат средства государственных и частных институциональных инвесторов – НПФов, страховых компаний, ПФР, АСВ – их инвестиционные горизонты традиционно больше, чем у спекулянтов, а отношение к риску весьма консервативное. В итоге рынок ДУ может стать крупным источником средств для долгосрочного финансирования крупных проектов, однако сегодня УК не реализуют эту возможность.

Управляющим пора определиться, в каком направлении должен развиваться их рынок. Либо сохраняется статус-кво с опорой на кэптивы, либо рынок получит единый тренд развития с опорой на розницу и активное участие в инфраструктурном посредничестве. «Рынку нужно встретить пенсионные деньги и существенно больший интерес со стороны розницы полностью подготовленными профессионально вооруженными портфельными управляющими, операционными возможностями, квалифицированными продавцами, достойным риск-менеджментом», – убежден Анатолий Милюков из группы Газпромбанка.

Для перелома «кэптивного» тренда развития рынок ДУ должен получить полноценную стратегию развития. С учетом существующих официальных документов подобного рода эта стратегия может быть выработана в рамках комплекса задач по построению международного финансового центра. УК здесь могут претендовать на  роль ключевого инфраструктурного звена в сфере реализации инвестпроектов и центра повышения благосостояния населения. «Встройка» в перечень актуальных- государственных приоритетов – залог успешного взаимодействия с регуляторами, повышение лоббистского статуса отрасли. Но чтобы рынок управляющих более предметно включили в планы по созданию МФЦ, УК должны выступать с единой консолидированной позицией по основным стратегическим приоритетам развития рынка. «Мы можем вместе предлагать государству меры по стимулированию развития рынка, и убеждать, что они дадут существенный позитивный эффект для всей экономики», – уверен Александр Пугач из УК «Уралсиб». Важно только понять, какой рынок доверительного управления нужен: кэптивный «междусобойчик» или инфраструктурная основа МФЦ


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!