Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Российский перестраховочный рынок

 


КАРТА ПРОЕКТА
Российский перестраховочный рынок

«Найти замену западным емкостям в рамках текущей мировой экономической инфраструктуры просто невозможно»

С какими проблемами за последние два года пришлось столкнуться зарубежным и российским перестраховщикам?

Нельзя сказать, чтобы рыночная конъюнктура претерпела какие-либо значимые изменения. Рынок продолжает быть сверхмягким, конкурентная борьба не утихает, консолидация и концентрация лишь только набирают темп. Другими словами, все основные рыночные тренды сохранились.

Какие ключевые тенденции на мировом и российском перестраховочных рынках вы бы выделили?

Ключевая тенденция, объединяющая и мировой рынок перестрахования и российский, – низкая стоимость перестрахования, давно не отражающая рисковой нагрузки. При этом низкие ставки на западном рисковом рынке есть результат чрезмерной капитализации отрасли и хороших результатов по катастрофическому направлению деятельности, а на российском рынке это явление вызвано необходимостью «быть в рынке». Согласитесь, было бы странно предоставлять покрытие по более высоким ценам, нежели это делают западные перестраховщики, – это верный путь остаться совсем без бизнеса.

Как, по вашему мнению, международные экономические санкции повлияли на российский перестраховочный рынок?

Есть ощущение, что данная тема себя уже исчерпала. Всем давно понятно, что санкционный бизнес остался без покрытия и найти замену западным емкостям в рамках текущей мировой экономической инфраструктуры просто невозможно. Бизнес, не подпадающий под санкции, не был затронут вовсе.

Другой, как мне кажется, более серьезный вопрос – какое влияние на рынок российского перестрахования окажут государственные меры поддержки санкционных рисков. И здесь у нас есть шанс «отличиться» и в долгосрочной перспективе своими же руками нанести себе непоправимый ущерб. Такой ущерб, на который санкции просто неспособны.

Безусловно, речь здесь идет о государственной перестраховочной компании (ГПК), к идее создания которой эти самые санкции в итоге и подтолкнули. Не хотелось бы уходить в глубокий экономический анализ упадочности самой идеи создания такой компании в текущих макроэкономических условиях, вместо этого предлагаю бегло прикинуть, в каких условиях и под каким давлением будет происходить становление такой компании.

Итак, сразу хочу оговориться, что никаких параллелей со схожими бизнес-моделями, реализованными в Турции, Индии или любом другом месте, быть не может. И речь здесь не о различиях в подходах, менталитете, желании или способностях. Речь идет о совершенно разных реалиях, которые существовали 40 лет назад и которые существуют сейчас.

Когда создавались подобные компании (GIC, Milli Re), глобализация лишь только начинала свой путь, мировая финансовая система не была переполнена бесконтрольно напечатанными долларами и был крайне высокий «запас прочности» по ставкам. Говоря иначе, бизнес охотился за емкостями, а не емкости гонялись за бизнесом. И покрытие стоило совсем других денег. Нам даже не потребуется путешествовать так далеко в прошлое, чтобы почувствовать, как говорится, разницу. Предлагаю вспомнить ставки, которые были на рынке 15 лет назад и прочувствовать ту пропасть, которая лежит между привлекательностью отрасли, тогда и сейчас. И прекратить любые попытки притянуть за уши модели развития тех или иных компаний по банальной причине несопоставимости условий, в которых это все происходит.

ГПК если и стоило создавать, то в начале 1990-х годов, когда ставки позволяли наращивать капитал, а РФ была большим другом Запада и не находилась под таким давлением извне. ГПК даже в самых радужных снах не может претендовать на более или менее сносный международный рейтинг, следовательно, не сможет интегрироваться в международную архитектуру и не будет диверсифицирована с точки зрения географии портфеля, а также будет не в состоянии сгенерировать надлежащий поток премий, необходимый для поддержки такого масштаба своей деятельности, ибо ставки уже много лет кряду являются если не убыточными, то как минимум предельно маржинальными.

Резюмировать бесперспективность такого начинания я хотел бы посредством простого и наглядного примера. Например, у вас есть огромная цистерна с нефтью, рыночная стоимость которой держится на протяжении 20 лет на уровне 120 долларов за баррель. А решение ее реализовать вы принимаете, когда ее стоимость уже долгое время держится на уровне 10 долларов. Вот именно такая бизнес-модель сейчас и предлагается к реализации. Когда ставки были в районе 1%, мы отправляли премии на Запад, как ставки приблизились к нулю – будем увеличивать удержание рынка.

Каков ваш прогноз динамики международного и российского перестраховочных рынков в среднесрочной перспективе? Какие ключевые драйверы вы можете выделить?

Заниматься прогнозированием динамики как международного, так и российского перестраховочного рынков не позволяют ни время, ни компетенция, ни здравый смысл. В любом случае это будет то же самое, как ткнуть пальцем в небо: слишком много параметров и факторов, оказывающих не всегда предсказуемое влияние.

В части ключевых драйверов много изменений не произошло. Для Запада это все также дешевый капитал и хорошие результаты по катастрофическим линиям. Для российского – дальнейшее усиление позиций нескольких профессиональных перестраховщиков при общем тренде снижения количества игроков. И усиление позиций будет происходить не за счет портфелей тех компаний, что рынок покинули, а именно по причине повышения ценности самой услуги. На фоне вечно демпинговавших компаний, неспособных более исполнять свои обязательства, те, кто был «дороже» по ставкам, но продолжает отвечать по своим обязательствам, получат признание.

Каково относительное положение российских перестраховщиков на международном перестраховочном рынке? Как изменилось их положение за последние два года?

Последние несколько лет мы наблюдаем значительное снижение спроса на так называемую альтернативную емкость ввиду чрезмерного аппетита западных компаний к новым рискам и низкой стоимости их емкостей. Получается, что российские перестраховщики не стали хуже, но их позиции ухудшились значительно. Ни для кого не сюрприз, что при одинаковой цене перестраховщик с рейтингом «A» более интересен, чем с рейтингом «BBB-». А говорить о какой-либо ценовой конкуренции в условиях столь низких ставок не приходится.

Как вы оцениваете емкость российского перестраховочного рынка?

Если говорить о брутто-удержании рынка, то здесь вопросов нет. Совершенно противоположная ситуация с нетто-удержанием, в отношении которого последнее время было много исследований. Наиболее реальными мне представляются цифры дефицита емкости по грузам – 200 млн долларов, авиация – 75 млн долларов, судостроение – до 1 млрд долларов. В отношении имущественных видов ситуация несколько лучше, но емкость 75-100 млн долларов так или иначе совершенно недостаточна.

При всем при этом стоит не забывать, что нигде ни одна компания не предоставляет заоблачных емкостей в одиночку и лишь собственными силами. Для примера у индийской компании GIC сборы порядка 3 млрд долларов, а стандартная нетто-емкость – 10 млн долларов.

В каких странах наиболее высокие и сложные барьеры для входа на рынок российских перестраховщиков? Удается ли их преодолеть?

Традиционно в данной рубрике всегда шла речь о Казахстане и тех сложностях, которые были обусловлены высокими рейтинговыми требованиями, выдвигаемыми регулятором, но здесь неожиданно произошло позитивное изменение, правда, коснувшееся далеко не всех. Регулятор понизил рейтинговые требования на одну ступень по отношению к компаниям, являющимся резидентами стран, входящих в Евразийский экономический союз, что позволяет некоторым игрокам осуществлять перестрахование казахских рисков без возникновения у цедента необходимости в дополнительном резервировании.

Таким образом, на данный момент лавры самого строгого регулятора перешли к регулятору из Армении с их требованием рейтинга уровня «А» для осуществления перестрахования.

В каких странах российским перестраховщикам легче всего расширять свой бизнес?

Вопрос расширения бизнеса особенно в условиях конкуренции с западными перестраховщиками ни в одной стране не может считаться вопросом легким или простым. Безусловно, в странах бывшего СССР российским перестраховщикам работать значительно комфортнее и интереснее, но дается это отнюдь не легко.

Продолжится ли повышение уровня концентрации перестраховочного бизнеса? Какая должна быть стратегия выживания у небольших специализированных компаний?

Тенденция концентрации перестраховочного бизнеса глобальная. Международный рынок тому живое подтверждение. Не проходит и дня, чтобы не доносились очередные слухи о намечающейся покупке одного перестраховщика другим.

Что уж тут греха таить, происходящая у нас консолидация носит несколько иной характер – отзыв лицензий и уход с рынка. Но, тем не менее, мы гордо можем заявить – мы в тренде!

Что касается стратегии, полагаю, надо стремиться к предельной эффективности своих операций и повышать качественную составляющую предоставляемых услуг, поскольку места для ценовой конкуренции уже точно не существует.

По вашим оценкам, за последние два года какова была динамика доли «схем» (договоров, направленных на налоговую оптимизацию и/или вывод активов компании) в перестраховании?

Признаюсь честно, данный вопрос давно выпал из поля нашего зрения и не вызывает у нас тревог. Чья-то «схемность» уже много лет кряду не отбрасывает тень на добросовестных игроков рынка. При этом «схемы» не ушли в небытие и в ближайшей перспективе не уйдут, пока присутствуют компании, предоставляющие такие услуги. Но объемы постоянно падают, я уверен в этом, и это весьма положительный момент.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!