Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Романом Огоньковым, председателем правления банка НФК (ЗАО)

Роман Огоньков

Мы искренне сочувствуем Клиентам, которым приходится самостоятельно разбираться, почему один и тот же факторинг различается по стоимости в разы

- Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для первого полугодия 2010г.?

- О каких-то новых ярко выраженных тенденциях говорить не приходится. Те тенденции, которые  мы наблюдали в 2009 году, в первом полугодии 2010 года усилились.  Прежде всего, это более акцентированное позиционирование продуктового предложения в клиентском сегменте, у которого главная потребность – это потребность в «факторинге» с низкой добавленной стоимостью.

Нынешняя ситуация, связанная с применением преимущественно метода ценовой конкуренции между Факторами, приводит к тому, что факторинг подменяется кредитованием под залог дебиторской задолженности. В этом плане мы искренне сочувствуем Клиентам, которым приходится самостоятельно разбираться, почему один и тот же факторинг различается по стоимости в разы. Бывают совсем экстремальные случаи, например, один крупный комбинат недавно получил предложение по работе по факторингу без регресса по ставке 7% годовых. Я не знаю, как это расценивать – как отсутствие компетентности или как плохую шутку. Происходит смешение продуктов факторинговой линейки с продуктами кредитной природы. Однако, я все же надеюсь, что мы придем к четкой продуктовой классификации как на развитых рынках: инвойс дискаунтинг (т.е. кредитование под залог ДЗ), факторинг с регрессом и факторинг без регресса. Сейчас мы видим сценарий, обусловленный в первую очередь тем, что банки оказались в сложном положении в связи с избытком короткой ликвидности и дефицитом надежных заемщиков. Задача разместить короткую ликвидность для банков стала более важной, чем правильный подсчет себестоимости и необходимости зарабатывать. Как только эта ликвидность рассосется, ставки пойдут вверх. Однако, пока факторинг по ставке рефинансирования - это очередной анекдот для мировой факторинговой индустрии.

Что хотелось бы видеть так это соответствие продуктовых оферт реальным возможностям игроков, особенно в части услуг по управлению ДЗ. Звонок дебитору, если клиент не заплатил регресс, ничего общего с управлением ДЗ не имеет. Тогда зачем вводить Клиентов в заблуждение? Здесь нам тоже было бы неплохо прийти к отраслевым стандартам, чтобы Клиент четко понимал, какой набор услуг он приобретает за заявленную Фактором цену.

- Каких успехов достигла Ваш(а) банк (компания) в первом полугодии 2010г., и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

- Мы удовлетворены итогами первого полугодия 2010 года, поскольку видим хоть и умеренный, но устойчивый рост клиентской базы. Как и прежде, мы делаем ставку на продажу продуктов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего факторинг без регресса. Основную долю прироста в первом полугодии составили продажи новых продуктов и индивидуальных схем обслуживания, отлаженных под потребности конкретных Клиентов. Кроме того, по сравнению с прошлым годом существенно увеличилось число потенциальных клиентов, заинтересованных в построении долгосрочных партнерских отношений. Если в прошлом году мы сталкивались в основном с «эмоциональным» спросом на деньги, то сейчас Клиенты чаще обращаются к нам за сервисом, обеспечивающим безопасный рост продаж. Единственное, от чего мы отказались и пока не планируем восстанавливать – это конвейерные продажи стандартизированных продуктов для микро-бизнеса.

- Каковы перспективы у региональных рынков в ближайшем году? Собираетесь ли Вы открывать представительства/филиалы в регионах?

- Региональные приоритеты  остаются прежними. Новых филиалов в 2010 году мы открывать не планировали. Сейчас делам ставку на развитие клиентской базы и повышение качества сервиса в существующих  представительствах. Кроме того, для НФК не столь актуален вопрос географической экспансии с учетом использования технологии электронного факторинга.

- Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2010 году? Как изменилась политика Вашего банка/Вашей компании в этом отношении (ставки, объемы финансирования, новые клиенты и т.д.)? Как изменились подходы к риск-менеджменту в Вашем Банке/Вашей Компании в 2010 году?

- Мы последовательно снимали ряд ограничений, временно введенных с осени 2008 года. В первую очередь это касается отраслей и дебиторов, расположенных в ряде регионов, удаленных от традиционных центров высокой экономической активности. Однако, мы по-прежнему не работаем со строительством (возведение объектов вне зависимости от назначения), сырьевыми товарами и с сельским хозяйством (за исключением торговли сельскохозяйственной продукцией), но это связано не с кризисом, а с традиционной «нефакторабельностью» данных отраслей.

Должен сказать, что явным образом пик, связанный с кризисным ухудшением платежной дисциплины, пройден. Ситуация вернулась в нормальную колею, и единственное, чего сейчас не хватает поставщикам – это уверенности в устойчивости тенденции роста спроса. Многие отрасли до сих пор страдают от того, что инвестиционные процессы в экономике ещё не полностью восстановились.

- Каковы перспективы электронного факторинга в России?

- У нас он внедрен в 2004 года, и он нам нравится, и сейчас через него проходит около 95-96% поставок. Электронный факторинг – эта технология, при которой сведения о денежных требованиях, подтвержденные электронной цифровой подписью Клиента, в электронном виде поступают Фактору по защищенным каналам связи. У нас есть «испытательный срок» при работе с электронным документооборотом. Когда Клиент начинает с нами работать, мы вводим систему параллельного документооборота на срок до трех месяцев. Задача «испытательного срока» - синхронизировать его документооборот с нашей технологией, поскольку хотим избежать в будущем возникновения ситуаций, при которых востребование долга будет затруднено из-за  несоответствия отгрузочных документов требованиям законодательства или арбитражной практике.

Следующий шаг – это полный электронный документооборот, который подразумевает, что возникающее денежное требование (товарная накладная), подписывается Поставщиком электронно-цифровой подписью, акцептуется покупателем электронно-цифровой подписью и поступает Фактору. Однако, это не вопрос завтрашнего дня. Пока уровень технологической готовности среди большинства Покупателей недостаточен, да и полностью перекладывать на себя издержки массового внедрения мы не готовы. Сейчас это скорее индивидуальная схема, чем технология массового применения.

О перспективах распространения данной технологии в России, судить сложно – это, что называется «личное дело» каждого Фактора и его бизнес-модели. Если круг Клиентов ограничен и число уступленных требований незначительно, наверное, нет смысла инвестировать в создание такой технологии. Когда имеешь дело с сотнями тысяч документов, приходится думать об оптимизации издержек.

- Оказали ли/окажут ли, на Ваш взгляд, влияние изменения закона о торговле на рынок факторинга в России?

- Мы мало присутствуем в сегменте поставок в федеральные сети, нам не очень нравится низкорентабельный бизнес, поэтому пока ощутимого эффекта от изменения законодательства мы не замечаем.

- Какие сегменты рынка факторинга (продукты, отрасли и т.д.) на сегодня являются наиболее перспективными для Фактора с точки зрения соотношения доходность-риск?

- В каждой конкретной отрасли есть предприятия, которым пришлось очень плохо, но есть и те, которым чувствовали себя хорошо даже в кризис. Безусловно, нужно учитывать отраслевую принадлежность Клиента, но, в то же время, не забывать об основном принципе риск-менеджмента – «Знай Своего Клиента». С одной стороны отрасли не могут пропадать целиком, но при этом даже в устойчивых к влиянию кризиса отраслях существуют компании, которые переоценили свои возможности по управлению долговой нагрузкой.

Говоря о соотношении «риск-доходность», мы убедились, что налаженная система риск-менеджмента и работы по управлению дебиторской задолженностью позволяет нам успешно работать по безрегрессному факторингу. Мы сравнивали статистику убыточности по данному продукту с показателями ведущих мировых игроков на рынке кредитного страхования и остались довольны результатами этого сравнения. Убыточность продукта по соотношению выплат по дефолтам к комиссии за покрытие риска Дебитора не превышала 100% как в 2008, так и в 2009 годах.

- Изменились ли как-то источники фондирования Вашей компании/банка в 2010 году? Если да, то как? Каковы планируемые источники фондирования на 2010-2011 гг.?

- У нас появился новый источник фондирования в лице РОСБР, причем как для  небанковской компании, так и для банка. Надеемся на дальнейшее расширение сотрудничества с РОСБР по линии поддержки малого и среднего бизнеса. Мы планируем провести новый выпуск облигаций либо во второй половине 2010 года, либо в 2011 году. Продолжаем следить за ситуацией на рынках капитала, но потребности в масштабных публичных заимствованиях у нас пока нет, поскольку мы получаем достаточно предложений по двухсторонним сделкам.

- Какова на Ваш взгляд реальная доля проблемной задолженности в портфелях Факторов на сегодня?

- Смотря что понимать под проблемной задолженностью - не всякая просроченная задолженность является проблемной, и не любая проблемная задолженность является формально просроченной. Дать однозначную оценку не представляется возможным, поскольку не существует единых критериев. К тому же, в силу различий в обычаях делового оборота между банковским кредитованием и предоставлением кредита, трудно сопоставить финансовые показатели банков с небанковскими компаниями. Вспомните, какие цифры давал «Еврокоммерц» по своей просрочке, и что оказалось на самом деле. Пока не будет единых всеми принятых стандартов отражения просрочки, не будет и сопоставимых данных.

Как распределяется бизнес между НФК и НФК премиум?

- Существуют заемщики, у которых, качество финансовой отчетности является недостаточно хорошим. Для банков это является проблемой из-за необходимости создавать повышенные резервы по таким заемщикам. Для решения этой проблемы банки вынуждены либо повышать ставки, чтобы компенсировать высокие отчисления в резервы, либо не выдавать такому заемщику кредит. У нас есть больше возможностей для решения таких проблем, поскольку у нас есть «НФК Премиум». Мы встречаем ряд потенциальных Клиентов, которые испытывают временное ухудшение качества финансовой отчетности, но обладают стабильным спросом на свою продукцию и диверсифицированной дебиторской задолженностью высокого качества.

Факторинг без регресса дает существенные преимущества Клиенту в части улучшения структуры баланса. Однако, обычаи делового оборота таковы, что платежи по товарным кредитам обычно наступают с просрочкой платежа. При банковском факторинге это не очень удобно, поскольку возникает необходимость в досоздании резервов. С нашей точки зрения  нормальный срок ожидания может составлять до 90 дней, но ЦБ РФ смотрит на факторинг как на кредитный продукт с обеспечением, где заемщиком выступает Поставщик. Около 15% наших оборотов приходится на «НФК Премиум». «НФК Преимиум» работает в основном с Клиентами, по которым мы не хотим создавать избыточные резервы (которые предусматривает нынешнее регулирование), поскольку Дебиторы демонстрируют хорошее финансовое положение. Если бизнес с точки зрения качества «дебиторки» нормальный, мы готовы работать с баланса небанковской компании, поскольку мы настроены на истребование задолженности с Дебитора – платить должен Дебитор. Однако, это не значит, что мы совсем не создаем резервы по таким сделкам. У нас есть внутренняя методика управленческого учета, построенная по принципам МСФО. Сейчас мы формируем юридическое решение по структуре группы НФК и будем консолидировать отчетность по группе.

Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2010 и 2011 году.

- Если сейчас корректировать прогнозы, данные ранее, то по итогам 2010 года мы надеемся увидеть прирост рынка около 30-35%. Если для банков откроются новые возможности по краткосрочному размещению средств по интересным ставкам, банковская ликвидность поменяет «прописку», что скажется на объемах рынка факторинга. По итогам 2011 года, при отсутствии резких шоков, рост рынка на 30-40% более чем реален.