Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Кириллом Покровским, заместителем Директора Департамента факторинга ОАО «Банк «Петрокоммерц»

Покровский Кирилл Владимирович

– Что нового произошло в течение 1 полугодия текущего года? Каковы основные тенденции, характерные для рынка?

– Уже можно уверенно говорить о смене лидера. Мы считаем, что ВТБ сейчас является лидером рынка.

Сохранилась следующая тенденция: крупные банки или их «дочки» занимают все больший и больший объем рынка.

Продолжилось развитие безрегрессного факторинга. По нашим оценкам, его доля на рынке растет. При этом мы стали относиться к нему более настороженно, потому что условия в экономике сейчас далеки от докризисных. По нашему мнению, возросла вероятность банкротства предприятий. Есть компании, которые не справляются с низкой маржинальностью своего бизнеса, допускают просчеты. В случае даже незначительного сжатия ликвидности, ряд клиентов не сможет вовремя выполнить свои обязательства или не выполнит их вообще. По этой причине в нашем портфеле заметно уменьшилась доля безрегрессного факторинга. Мы сократили ее умышленно. Мы стали более тщательно, более жестко подходить к подбору дебиторов на безрегрессный факторинг.

– Сокращение безрегрессного факторинга связано с какими-то проблемами или только с ожиданием этих проблем?

– С ожиданием этих проблем. Мы стараемся работать на упреждение. По безрегрессному факторингу за всю историю нашей компании не было никаких потерь. Мы предпочитаем не дожидаться потерь, а действовать заранее. Это интересный продукт, он у нас будет развиваться, как и по всему рынку.

– Что станет триггером для развития безрегрессного факторинга? Что может изменить ситуацию?

– Скорее всего, нормализация макроэкономической ситуации. Это первое, что может нас подстегнуть более активно развивать безрегрессный факторинг. Есть и второй аспект. Мы пришли к выводу, что безрегрессный факторинг более удобно развивать в рамках отдельной компании.

– Какова динамика ставок в вашей компании?

– Мы очень медленно реагируем на изменение стоимости денег. Это сделано для того, чтобы сгладить влияние этого фактора для наших клиентов. Мы заблаговременно предупреждаем клиентов о возможных изменениях ставок, если отмечаем рост стоимости денег. Мы до последнего оттягиваем принятие соответствующего решения. Надо признать, что при резком падении стоимости денег мы не спешим снижать ставки. Мы рассказываем о своей политике клиентам. Если им удобно изменение цены продукта каждые 2-3 недели, мы можем ее менять. Однако большинству клиентов это неудобно. Они предпочитают закладывать в свои долгосрочные контракты какие-то ковенанты, связанные в том числе со стоимостью факторинга. Мы гарантируем клиентам отсутствие резких и внезапных изменений, поэтому у нас значительного подъема нет.

В целом есть тенденция к повышению ставок для клиентов, на 1 п.п. Это, наверно, связано с тем, что акционеры банков наконец обратили внимание на маржинальность бизнеса, и, может быть, попросили менеджмент выдерживать определенную маржу.

– С какими основными сложностями вы столкнулись в течение последнего полугодия?

– С нашей точки зрения, основными являются внутренние сложности. Спортсмены на Олимпиаде порой борются сами с собой, так происходит и у нас. Мы достаточно существенно увеличили сеть продаж. К нам пошел вал клиентов, в несколько раз превышающий количество обращений в недавнем прошлом. Нам необходимо было качественно и оперативно наладить обработку заявок.

Создание структуры, обработка, автоматизация – это, пожалуй, и есть основные вызовы, с которыми мы столкнулись. У нас были опасения, что в регионах мы ощутим достаточно серьезную конкуренцию. Москва «резиновая», здесь огромное количество компаний, с которыми мы общаемся, постоянно находим новых клиентов.

В регионах мы присутствуем недавно, с точки зрения долгосрочных отношений с компаниями практически никого там не знаем. Мы опасались, что клиентов будет мало, на самом деле пошел вал заявок. Маховик раскручивался постепенно. Когда он заработал, мы были удивлены количеству обращений. Примечательно, что вал начался не в сезон для факторинга. Впереди еще сезонные месяцы, когда количество обращений удваивается, а то и утраивается. Справившись с валом, мы сейчас активно готовимся к тому, что будет в сезон. В связи с этим мы даже немного скорректировали свою программу регионального развития. Наверное, будет открыто меньше точек продаж. Это обусловлено не нашим нежеланием увеличивать присутствие в регионах, а стремлением обеспечить качественный сервис для клиентов. Их заявки должны рассматриваться в срок, а условия договоров должны соответствовать нашим обещаниям.

–На рынке отмечаются негативные тенденции с точки зрения ликвидности. Есть ли у вас какие-то сложности в этой сфере?

– Нужно иметь в виду, что у банков по-прежнему есть избыток «короткой» ликвидности. Факторинг – один из немногих продуктов, который позволяет снять давление избыточной «короткой» ликвидности, потому что период оборачиваемости формально составляет 3 месяца, а фактически даже меньше. Возможно, есть проблема с «длинными» деньгами, то есть при кредитовании инвестиционных проектов на 3 года и более.

– Средний оборот в настоящее время увеличивается или снижается?

– Я заметил, что отсрочки на рынках растут. Есть несколько причин этого. Во-первых, это рост сегмента сетевого ритейла и стремление игроков довести свои отсрочки до полугода. Если раньше этот период составлял 60-90 дней, то сейчас – 120-150.

Во-вторых, это сложности с ликвидностью. На некоторых рынках ее стало сложнее получить, поэтому отсрочка приобретает все большее конкурентное преимущество. Есть компании, которые готовы рисковать, давать более длительную отсрочку и уводить контрагентов у своих конкурентов.

В-третьих, этому отчасти способствует сам факторинг. Многие Факторы, предоставляя большие льготные периоды, приучают своих клиентов к более продолжительным отсрочкам. Это может иметь негативные последствия. Предоставление 90-120 дней ожидания в дополнение к отсрочке, на наш взгляд, балует клиентов. Мы считаем, что нормальная задержка платежа составляет 30-40 дней.

– Расскажите о ваших успехах в 1 полугодии этого года.

– Нас радуют количественные и качественные показатели. Наш средний портфель в 1 полугодии был примерно на 20% больше, чем в IV квартале прошлого года. Это значит, что у нас есть шанс удвоить его к концу текущего года. Мы сумели удвоить или даже утроить количество новых привлеченных клиентов, по сравнению с 1 полугодием 2011 года. Штат сотрудников увеличился почти вдвое. Все они эффективно работают и интегрированы в систему компании. Мы вдвое увеличили доходы, чем порадовали акционеров.

– Как изменилась маржинальность?

– Маржинальность, по сравнению с 1 полугодием прошлого года, снизилась. Это связано в первую очередь с ростом стоимости денег. Если в 1 полугодии 2011 года она составляла 4,25-4,5%, то сейчас этот показатель достиг 7,25-7,5%. При этом факторинг все равно имеет более высокую маржинальность, чем стандартные кредитные продукты.

– От присутствия в каких регионах вы намерены отказаться?

– Мы, скорее, отказываемся не от присутствия в регионах, а от открытия некоторых точек продаж. Было запланировано открыть до конца этого года около 12 точек. Сейчас мы понимаем, что их будет не 12, а в лучшем случае 9, возможно, даже меньше. Это не значит, что мы не стремимся к присутствию в регионах. Мы очень заинтересованы в открытии этих точек.

Недавно банк открыл филиалы в Екатеринбурге и в Воронеже. Эти регионы интересны для нас и с точки зрения факторинга. При этом мы понимаем, что в регионах мы должны быть готовы сразу предоставить сервис определенного уровня. В регионах крайне важна репутация. Если компания продемонстрировала неспособность работать по факторингу, впоследствии восстановить репутацию будет непросто. По этой причине мы хотим прийти в регионы подготовленными, обеспечивая должный сервис для клиентов. Отказ от открытия ряда точек в текущем году обусловлен именно этими причинами. Боюсь, если мы откроем 12 точек, поток заявок увеличится еще в 3 раза, что парализует нашу работу. По этой причине мы немного скорректируем свои планы. Однако мы понимаем, что планы по портфелю и доходности могут быть выполнены даже с таким малым количеством точек.

– Как вы оцениваете качество факторингового портфеля Петрокоммерц, а также портфелей в целом по рынку?

– В отношении всего рынка очень сложно сказать. Качество нашего портфеля пока нас устраивает. Конечно, есть потери. При таком росте они естественны. Мы ожидали потери даже в большем объеме, чем они имеют место. Потери составляют десятые доли процента в сравнении с ростом портфеля. Качество нынешнего портфеля мы оцениваем как гораздо лучшее, чем качество портфеля, с которым мы входили в 2008 год.

Есть опасения в отношении ситуации на рынке в целом. Нам известно немало случаев, когда мы отказываем клиенту, а он получает финансирование у другого Фактора. Мы отказали по объективным причинам, видя, что вероятность возврата денег даже при незначительном ухудшении ситуации будет 50/50. Это уже не факторинг, а казино. Мы видим, что некоторые участники рынка любят «играть в казино». В период кризиса или при сжатии ликвидности это создаст проблемы.

К тому же мы не беремся прогнозировать, как поведет себя безрегрессный факторинг с точки зрения потерь для игроков. В России еще нет такой статистики. Мы наблюдаем хорошую диверсификацию в части безрегрессного факторинга только у одного-двух игроков. У всех остальных мы видим высококонцентрированные риски безрегрессного портфеля. В настоящее время по нашим оценкам уровень проблемной задолженности в целом по рынку (без учета старой проблемной задолженности 2008-2009 годов) не более 1-2%.

– Каков ваш прогноз на конец года и на следующий год?

– Мы склоняемся к умеренно оптимистическому сценарию развития событий на рынке. Думаю, что в Европе не случится коллапс, Греция не «оторвется» от Европы, а Италии, Испании, Португалии и некоторым другим странам удастся избежать дефолта. Мы также рассчитываем на то, что Германия не откажется от евро. Кроме того, мы надеемся, что не произойдет сильнейшего оттока капитала для поддержки европейских банков, который имел место в сентябре прошлого года. Кризис ликвидности не будет настолько силен, что цена ресурсов в рублях вырастет до 15% годовых. Возможно, будет недостаток «длинных» денег, но «короткие» деньги останутся. При выполнении всех описанных условий мы рассчитываем на реализацию своих планов.

Мы планируем рост на 40-50%, по сравнению с прошлым годом. По нашему мнению, при благоприятных обстоятельствах рынок покажет примерно такой же рост. Компании не будут иметь проблем с платежеспособностью, и мы, как и рынок в целом, не понесем больших потерь. Соответственно, это позволит нам заложить ресурсы в развитие, чтобы в будущем расти такими же темпами. К 2015 году мы планируем увеличить портфель до 1 млрд долларов, что достаточно существенно. При этом мы должны сохранить долю на рынке на уровне 7-8%. Возможно, она будет еще больше.