Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Панорама страхования

Выпуск N6 (37), август 2003 года

Накануне санации

Рост страхового рынка замедлился вследствие насыщения спроса на псевдострахование, при этом в страховании ряда классических рисков наблюдается настоящий бум

Ирина Коробкова

Страховщики, отказываясь от зарплатных схем, вынуждены мириться с некоторым сокращением прибыли и корректировать свою стратегию поведения на рынке. Лидеры делают ставку на качество страхового обслуживания: за последние полгода значительно расширился спектр страховых услуг в ведущих компаниях, изменилась их кадровая политика, были расширены возможности и функции управления.

В то же время анализ деятельности страховщиков свидетельствует о нестабильности их портфелей. Впервые сравнение списка компаний-лидеров с данными за первое полугодие предыдущего года свидетельствует о сокращении или сохранении прошлых объемов деятельности практически всеми крупнейшими игроками. Причем у ряда компаний взносы сокращаются не только в страховании жизни (чего давно и с нетерпением ожидали приверженцы классического страхования), но и в других сегментах бизнеса. У одних страховщиков резко уменьшились объемы по добровольному медицинскому страхованию, а у других - по страхованию имущества. И уж совсем парадоксальной представляется таблица, посвященная страхованию грузов: из двадцати компаний-лидеров по этому виду за последний год восемь снизили свои объемы.

Не наблюдается и совокупного роста показателей по всему рынку. Тем не менее представители всех крупнейших страховых компаний в один голос говорят о небывалом увеличении спроса на классические страховые продукты и о росте стабильности портфеля.

"Серые" схемы портят брэнд

Одним из факторов сдерживания "серых" схем стало законодательное ограничение. С 1 января 2003 года начал взиматься налог на доходы физических лиц, полученные в виде выплат по страхованию жизни в течение первых пяти лет действия договора. Несмотря на то что данное ограничение довольно просто обойти, страховщики-лидеры, формирующие позитивный брэнд, решили отказаться от непопулярных в глазах массового страхователя услуг. Но свято место пусто не бывает - теперь страхование жизни привлекает новых игроков, которым этот вид услуг кажется наиболее подходящим, чтобы раскрутиться с нуля.

Практика последних лет показывает, что их деятельность не оказывает решающего влияния на общие тенденции развития рынка. Кроме того, компании-"выскочки" начали привлекать пристальное внимание органов страхового надзора. Недавно руководитель Всероссийского союза страховщиковАлександр Коваль заявил, что, по его сведениям, департамент страхового надзора Минфина проверит компании, которые неожиданно и без всяких реальных к тому предпосылок появились в списках крупнейших и у которых высока доля страхования жизни, и возьмет их под контроль.

Еще один фактор нестабильности списков связан с тем, что страхование имущества и ответственности также может использоваться для оптимизации налогообложения. Существуют схемы, связанные с переводом денег за рубеж, получением инвестиционного дохода в виде страховых взносов, увеличением владельцами собственных средств страховщика за счет внесения страховых взносов по заведомо нереализуемым договорам, а также вынужденными операциями, направленными на соблюдение установленных надзорными органами нормативов. Указанные схемы являются вполне законными и время от времени используются практически всеми страховщиками. Как правило, объемы взносов по ним значительны и влияют на итоговые показатели деятельности страховщика. И именно по таким нерисковым операциям наблюдается сокращение взносов у крупнейших компаний. Следовательно, наблюдаемый процесс свидетельствует скорее о вычищении страховщиками своих портфелей и более избирательном подходе к заключению договоров с клиентами.

Без ОСАГО брэнда нет

В этом году у страховщиков был выбор - будут ли они участвовать в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) или нет. Положительно этот вопрос решили около 130 страховых компаний, большинство их которых являются признанными лидерами страхового рынка.

Участие в ОСАГО потребовало от страховщиков значительных капиталовложений. Во-первых, взнос в Российскую ассоциацию автостраховщиков, членство в которой является обязательным условием участия в автогражданке, составил от 25 тыс. долларов для региональных до 50 тыс. долларов для столичных компаний. Во-вторых, страховщикам, решившим участвовать в ОСАГО, пришлось серьезно расширить сеть продаж. Многие компании, обслуживавшие ранее в основном крупные корпоративные риски, оказались просто не готовыми к работе с широким кругом клиентов-частных лиц.

Новый бизнес потребовал от страховщиков быстрой перестройки, которая затронула в основном структуру управления. Сразу в нескольких крупных страховых компаниях ("Прогресс-Гарант" "НИКойл-Страхование", Русский страховой центр и других) началась коренная модернизация систем обработки информационного потока. Особое внимание страховщикам пришлось уделить кадровой политике.

В итоге на рынке оживилась конкуренция, высшее руководство многих компаний осознало, что наиболее эффективным средством конкурентной борьбы является качество услуг. Большинство лидеров рынка посчитали своим долгом освоить другие ниши страхования. Лицензии на новые виды страхования получили в первом полугодии 2003 года более ста страховщиков.

Об обязаловке

Прошедшее полугодие было отмечено всплеском законодательных инициатив в области обязательного страхования. Разработаны законопроекты об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании, об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, об обязательном страховании пассажиров, об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Разрабатывается законопроект об обязательном страховании жилья.

Ни у кого не вызывает сомнений, что в 2003 году общий объем сбора страховых премий значительно вырастет за счет поступлений по ОСАГО. За первые два месяца действия закона заключено около 2-2,5 млн договоров ОСАГО, из которых на структуры "Росгосстраха" приходится около 30%, а доли двух других лидеров ("РЕСО-Гарантия" и "Ингосстрах") - примерно 10%.

Но, кроме того, ОСАГО в качестве стартовой площадки для захвата рынка рассматривают многие страховщики, вынужденные догонять лидеров. И именно здесь их подстерегает опасность. С очень большой степенью уверенности можно утверждать, что далеко не все из 130 работающих в ОСАГО компаний справятся с потоком убытков. В течение ближайших двух лет можно ожидать существенного передела рынка. Если лидеры, скорее всего, останутся неизменными, то в среднем сегменте неизбежна санация. Наиболее вероятен вариант "мягкого ухода" с рынка игроков, столкнувшихся с проблемами: финансовые возможности крупнейших страховщиков уже позволяют им скупать проблемных страховщиков, ориентируясь при этом исключительно на их клиентские базы.

Однако неправильно ставить знак равенства между развитием страхового рынка и развитием обязательных видов страхования. Как ни странно, именно такой вывод - главный результат анализа работы страховщиков в первом полугодии 2003 года. Критики закона об ОСАГО говорят, что он нужен исключительно страховщикам, забывая, что стабильный рост портфеля и доходов может определяться лишь развитием добровольных видов страхования. И этот рост происходит уже сегодня. Эффективность и прибыльность обязательного страхования пока остаются под большим вопросом, а вот реальный, практически двукратный, рост рыночного добровольного страхования, в котором страховщики сами могут устанавливать оправданные тарифы и управлять портфелем - налицо. В добровольном автостраховании этот рост особенно заметен.

Те страховщики, которые полностью не отдадутся погоне за клиентами по ОСАГО, а сумеют грамотно воспользоваться реальным ростом спроса на добровольные страховые услуги, в долгосрочной перспективе получат самые ощутимые преимущества.

Компьютерный ценз

Применение новых информационных технологий становится принципиальным условием для достижения и удержания страховыми компаниями лидирующих позиций на рынке

Ирина Коробкова

Отлаженная система управления - непременное на сегодняшний день условие успешной работы любой страховой компании, которая занимает активную позицию на рынке. Все лидеры страхового рынка уже достигли высокого профессионализма непосредственно в области осуществления страховых операций, поэтому теперь успех или неуспех страховщика во многом определяется технологической оснащенностью. Ведь именно от уровня технической подготовленности компании зависит скорость и качество обработки растущих потоков информации, а значит, и обслуживания клиентов. Особенно актуально это становится в том случае, когда компания обслуживает массовый поток клиентов - сотни тысяч или даже миллионы в год.

С каждым годом пропасть между продвинутыми в технологическом смысле компаниями и теми, кто работает по старинке, растет. Несомненно, лет через пять в числе лидеров рынка окажутся лишь те страховщики, которые сегодня сделали ставку на IT.

Создание в компании корпоративной информационной системы требует серьезных материальных и временных затрат. По оценкам экспертов в области консалтинга, внедрение корпоративной системы управления на основе продукта одного из известных мировых разработчиков (Microsoft, Oracle) обходится средней по размерам компании примерно в миллион долларов. Ну а страховщикам-лидерам, штат сотрудников которых может превышать тысячу человек, придется затратить на модернизацию управления на порядок больше. Внедрение единой системы управления может занимать от полугода до нескольких лет. Так что принятие решения об автоматизации управления компанией - дело серьезное. Позволить себе столь солидные инвестиции в модернизацию управления в состоянии пока только около 15% страховщиков. В то же время предложение разработок в области страхования со стороны компаний IT-сектора пока не успевает за растущими потребностями страховщиков.

Сам себе программист

До недавнего времени страховым компаниям, которые нуждались в автоматизации управления, приходилось на время превращаться в разработчиков программной продукции. Сегодня, по данным компаний IT-сектора, 90% страховщиков используют собственные разработки систем управления. По такому пути пошли "Ингосстрах", РОСНО, Страховой дом ВСК, "Энергогарант" и многие другие.

Как отмечает директор по информационным технологиям компании "Цюрих-Русь" Сергей Савосин, более чем двухлетнее изучение рынка предложений IT ничего не дало - компания вынуждена была заняться собственными разработками. "Страховое решение мы разрабатывали самостоятельно с аутсорсингом процесса кодирования программ", - рассказывает Сергей Савосин. По его словам, разработка заняла два года с одновременным постепенным внедрением отдельных блоков.

Сегодня ситуация на рынке информационных технологий несколько изменилась. Страховым компаниям приходится решать гораздо более сложные в информационном плане задачи, такие как работа на рынке ОСАГО. Страховщикам, которые получили лицензии на этот вид деятельности и начали им заниматься, приходится обрабатывать небывалое по объему количество информации. Как утверждают сами страховщики, без хорошо отлаженной системы управления сделать это просто невозможно.

"Каждый день мы продаем множество полисов ОСАГО, - отмечает заместитель гендиректора страховой компании 'Ариадна' Андрей Сонин. - На оформление полиса вручную уходит примерно полчаса, а автоматизированная система выполняет ту же самую операцию за пять минут. Кроме того, при тех требованиях, которые предъявляют сегодня к страховым организациям контролирующие органы, просто невозможно вести отчетность вручную".

Развитие ОСАГО ставит перед страховщиками и другую проблему - ведение единой базы данных, в том числе охватывающей всю филиальную сеть, с возможностью оперативной обработки информации. Приведем пример. Предусмотрено увеличение тарифа по ОСАГО для высокоаварийных водителей. Проверка участия клиента в ДТП с помощью единой информационной системы займет несколько секунд, что позволит сократить время оформления полиса, а значит, обслужить большее число клиентов.

Впрочем, по словам руководителя департамента разработки и внедрения программного обеспечения Страхового дома ВСК Вадима Орлова, полноценной системой не располагает ни одна российская страховая компания: "Мы, как и другие лидеры рынка, лишь делаем первые шаги: усовершенствуем наши базы с информацией о клиентах, налаживаем связь между подразделениями, проводим работу по автоматизации бэк-офиса".

Альтернатива самопальным системам

Сегодня несколько отечественных компаний сектора информационных технологий разработали программное обеспечение для автоматизации страховых компаний. Эти информационные системы в основном базируются на стабильных продуктах международных компаний, таких как Microsoft или Oracle.

Рынок IT-услуг для страховщиков делят несколько отечественных разработчиков. Предложения в этой области есть у компаний "Корпорация Парус" ("Парус-Страхование"), IBS (IBS Insurance), ИНЭК ("ИНЭК-Страховщик"), Diasoft (Master Insurance), "БиСер" (INSTRAS), 1С. По идеологии они отличаются друг от друга.

Например, корпорация "Парус" работает по принципу комплексной автоматизации предприятия. "Разработка 'Паруса' - это комплексное решение на основе продукта Oracle, включающее страховой и бухгалтерский учет, фронт-офис и бэк-офис", - говорит директор департамента корпоративных решений для страхового рынка Юрий Зеленин.

Компания IBS пошла по другому пути. По словам специалиста компании Владимира Водянова, наряду с комплексным решением (система IBS Insurance на основе Microsoft Business Solution-Navision) IBS предлагает и такой вариант: интегрировать в уже действующую систему специальное страховое решение, что позволит избежать лишних расходов и защитить инвестиции.

Модульный подход проповедуют и в компаниях Diasoft и ИНЭК. Они производят программные модули, которые содержат лишь специфические функции, необходимые страховщикам. Такой продукт можно "собирать по кубикам", как конструктор, при желании включая дополнительные возможности. Стоимость продукта при этом будет меняться в зависимости от конечного состава программного обеспечения и количества рабочих мест, которое приобретает компания.

Активно продвигает свои услуги на российском страховом рынке компания SAP, которая присутствует здесь уже несколько лет. Правда, первую сделку со страховщиком SAP заключила лишь недавно - с компанией СОГАЗ на внедрение информационно-технологического решения mySAP Business Suite. При этом, по словам директора по информационным технологиям компании СОГАЗ Алексея Важнова, система SAP будет интегрирована в собственную информационную систему СОГАЗа, которая сейчас создается на основе компонентов различных производителей.

Аналогичным образом поступают и многие другие лидеры рынка, которые фактически формируют собственные уникальные информационные системы, используя при этом различные блоки, в том числе и предлагаемые иностранными IT-компаниями. Ситуацию комментирует вице-президент "Росгосстраха" Алексей Телятников:

- Автоматизация крупных страховых компаний должна строиться по модульному принципу. Это значит, что под определенный объем функций - бухгалтерский или операционный учет - должен быть специализированный самодостаточный модуль. Только в этом случае мы сможем сложить общую картину, которая отразит ту сложную оргструктуру, которая есть в компании, а также получим возможность достаточно гибко изменять информационные системы под изменяющуюся структуру компании, структуру ее бизнеса. И еще: бессмысленно автоматизировать систему просто ради самого процесса автоматизации. Сначала должен оптимизироваться бизнес компании в целом, а потом уже к нему прикладывается автоматизация.

Далеко от идеала

Опрос страховых компаний, проведенный рейтинговым агентством "Эксперт РА", показал, что ни одна из ???"отдельных" разработок полностью не удовлетворяет все нужды страховщиков. Их претензии заключаются в том, что предлагаемые им продукты слишком сложно интегрируются в системы, уже работающие в компании, или разработчиками не учтены специальные возможности (экспертиза ДТП, учет операций в валюте, управление перестраховочными операциями и т. д.). Наибольшие нарекания вызывает высокая стоимость продуктов, в среднем одно рабочее место обходится в 1000 долларов. При этом значительную часть стоимости продуктов составляет цена лицензии, которая зависит от количества рабочих мест. Адаптация программного обеспечения также стоит дополнительных денег, конкретные цифры разработчики отказываются называть - это вопрос договоренности с каждой конкретной страховой компанией.

Вадим Орлов считает, что разработки российских IT-компаний ориентированы на средних страховщиков: все предлагаемые продукты практически не приемлемы для страховщиков с большими филиальными сетями. Основная же проблема западных продуктов заключается не только в их цене (по зарубежной статистике, лишь на поддержание информационных систем ежегодно должна расходоваться сумма, равная 1% от оборота компании), но и в кардинальных отличиях между принципами ведения страхового бизнеса, а также системами учета в России и за рубежом.

Приобретение готовых систем фактически сажает страховщика на "иглу", делает его зависимым от внешнего разработчика программного обеспечения. Особенно эта проблема актуальна в России, где законодательные изменения происходят настолько часто, что расходы на постоянную модернизацию IT-систем могут зашкаливать за все разумные пределы.

В подобной ситуации для крупных страховщиков собственные разработки оказываются как более выгодными, так и более приспособленными к специфике этого бизнеса. Решения, разработанные крупнейшими страховыми компаниями, получили высокую оценку и со стороны специалистов компаний сектора информационных технологий. Так что не исключено, что со временем эти решения превратятся в продукты, с которыми на рынок выйдут сами страховщики, компенсируя таким образом затраты на их создание.

Таблицы:

Крупнейшие российские страховые компании*, 1-е полугодие 2003 года
Компании - лидеры в добровольном медицинском страховании, 1-е полугодие 2003 года
Компании - лидеры в личном страховании, 1-е полугодие 2003 года
Компании - лидеры в автостраховании, 1-е полугодие 2003 года
Компании - лидеры в страховании грузов, 1-е полугодие 2003 года
Компании - лидеры в имущественном страховании юрлиц (огневые и сопутствующие риски), 1-е полугодие 2003 года
Компании - лидеры по видам страхования, 1-е полугодие 2003 года
Крупнейшие выплаты на российском страховом рынке, 1-е полугодие 2003 года