Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

 


КАРТА ПРОЕКТА
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

– Как проходила адаптация рынка межкорпоративной электронной торговли к кризису в конце 2014 года и в 2015 году? Какие новые тенденции в поведении корпоративных заказчиков и их поставщиков на рынке вы могли бы отметить?

– На рубеже 2014 – 2015 годов поставщики стали реже выходить на тендеры, боялись, что из-за гиперинфляции не смогут исполнить контракты. Заказчики ничего не делали – кризиса они не почувствовали (бюджеты никто не резал). Даже наоборот: опасаясь, что скоро начнут резать, торопились закупить.

– В каких аспектах спад инвестиционной и деловой активности, а также девальвация национальной валюты оказали положительное влияние на развитие рынка электронной торговли B2B?

– Спад еще не произошел. Бюджеты не подверглись серьезным сокращениям (у многих заказчиков совсем не сократились). Импорт стал существенно дороже, его стали покупать немного меньше. Немного, потому что даже при двукратном росте курса валют цены, конечно, выросли, но не в два раза.

– Какие сегменты рынка электронной торговли B2B (рынки отдельных групп номенклатуры товаров, работ, услуг) наиболее активно развивались в 2015 году? И наоборот, на какие сегменты экономический кризис воздействовал наиболее негативно?

– Есть определенный спад в строительстве, приобретении товаров длительного спроса. Но пока все это незначительно. Больше разговоров, чем статистики.

– Оказал ли кризис стимулирующее воздействие на корпоративных заказчиков в плане внедрения закупок в электронной форме?

– Здесь три тенденции. Мы видим у многих заказчиков фиксацию или снижение доли закупок в электронной форме – снова уходят в «бумагу». Но при этом количество заказчиков растет. Также заказчики активно меняют площадки. Нам хорошо, так как приток очень серьезный. По итогам 2015 года мы вышли на первое место по числу клиентов. Каждый четвертый заказчик, который проводил какие-либо процедуры в электронной форме, делал это на OTC.RU.

– Какие передовые практики применения электронных закупок крупными корпоративными заказчиками возникли в 2015 году на фоне кризиса в экономике? Не могли бы вы назвать наиболее успешные из них?

– Заказчики, в том числе крупные, стали обращаться к закупкам малого объема. С этой целью мы развиваем электронный магазин OTC-market. Также популярна тема закупок программного обеспечения для организации работы закупочных подразделений. Это связано с тем, что объем процедур постоянно растет, работы становится больше, а возможности увеличивать отдел закупок у большинства заказчиков нет. Мы помогаем автоматизировать большую часть закупочного процесса. Сейчас внедряем такие решения у нескольких крупных заказчиков.

– Стимулировал ли экономический спад более полное освоение корпоративными заказчиками торгово-закупочного функционала, предлагаемого ЭТП? Или же кризис, наоборот, привел к упрощению процедур закупки, применяемых заказчиками?

– Без изменений. Закупщики придумывают себе правила в рамках 223-ФЗ, разрабатывают положения о закупке, а площадки подстраиваются. Не наоборот. Нет хорошей аналитики, какие процедуры в каком случае выгоднее, эффективнее. Сколько экспертов, столько мнений.

– Какие новые потребности крупных корпоративных заказчиков возникли под влиянием кризиса? Как ваша ЭТП отреагировала на появление этих новых потребностей с точки зрения развития торгово-закупочного функционала, дополнительных сервисов, тарифной политики?

– Кризис в закупках еще не проявился. Однако заказчики стали больше обращать внимание на цену как на критерий оценки.

– Как спад в экономике повлиял на развитие клиентской базы поставщиков и их активность, а также конкурентную среду на электронном рынке B2B?

– В начале 2015 года поставщики стали меньше участвовать в закупках, опасаясь, что не смогут исполнить договор по расторгованной цене. Постепенно ситуация нормализовалась, интерес поставщиков к корпоративным закупкам снова значительно вырос. Прирост базы поставщиков у нас самый серьезный за несколько лет. Соответственно, возросла конкуренция.

– Заинтересована ли ваша ЭТП в развитии трансграничной электронной торговли? Какие проекты в этой области вы реализуете или планируете реализовать?

– Ситуация с курсом поставила все с ног на голову. Раньше мы серьезно рассматривали возможность создания точки присутствия в Китае с целью привлечения их поставщиков. Теперь же, наоборот, учитывая курсовые разницы, многие товары имеет смысл поставлять из России в Китай. Их цены стали неконкурентоспособными. Теперь мы рассматриваем идею вывода наших товаров на зарубежные рынки через площадку. Электронный магазин уже есть. Думаем об организации перевода и продвижения товаров на зарубежных ресурсах.

– Как планируемая реформа регулирования закупок субъектов закона № 223-ФЗ отразится на переформатировании рынка услуг электронных торговых площадок? Можно ли говорить о том, что проведение реформы по «жесткому» сценарию (отбор ограниченного числа ЭТП для проведения закупок по 223-ФЗ) приведет к исчезновению конкурентного рынка услуг ЭТП в России?

– Ситуация следующая. OTC.RU по итогам 2015 года вышла на первое место по количеству клиентов. Мы предлагаем хороший продукт, высокое качество услуг, поэтому многие заказчики переводят свои закупки на OTC.RU с других площадок. Что касается реформы, критерии отбора придумывают не те, кому потом этими системами пользоваться. Высок риск, что отбор будет проходить по принципу «свои – не свои» или «кто больше занесет». Взятки мы давать не умеем, админресурса в родне нет. Поэтому риск для бизнеса колоссальный.

Сам по себе риск уже приводит к тому, что отрасль меньше инвестирует в развитие. Зачем инвестировать, если могут без объяснения причин запретить работать. Разговор ведь не ведется о том, чтобы убрать плохих (по каким-то критериям) и дать работать хорошим. Разговор идет о том, как сделать так, «чтобы площадок стало мало». Рыночной логики в этом нет никакой. Для клиентов это зло: неудобные неразвивающиеся платформы с плохим сервисом. Отрасль потеряет стимул для развития. И в очередной раз предпринимателям будет показано, что делать высокотехнологичный бизнес в России нельзя.

Еще одним итогом станет закрытие рынка для новых игроков. Никакие прорывные технологии, ноу-хау не позволят новичкам войти на этот рынок. Это очень похоже на Средневековье: не член гильдии – не имеешь права работать. Интересы клиентов остаются за бортом.

Надеюсь, разум возобладает, с рынком вместе будут выработаны критерии отбора, и рынок не будет закрыт для входа новых игроков.

– Согласно проведенному нами опросу крупнейших корпоративных заказчиков, частные компании, не являющиеся субъектами регулирования 223-ФЗ, значительно лояльнее относятся к перспективе максимального ужесточения регулирования рынка услуг ЭТП в сегменте закупок по 223-ФЗ, чем компании с госучастием, которые имеют дело с нормами этого закона в повседневной практике. Прокомментируйте, пожалуйста, эти результаты.

– «Я Шекспира не читал, но не одобряю». Крупнейшие корпоративные заказчики пока крайне далеки от проведения прозрачных закупочных процедур. Очень немногие пользуются услугами сторонних площадок и вообще знают, что это такое. Часто у таких заказчиков есть своя площадка, так как они опасаются прозрачности и утечек информации, содержащей коммерческую тайну. Если бы вы спросили тех, у кого своя площадка, как бы они отнеслись к запрету на ней работать, ответ был бы очевиден. А те, кто ничем не пользуется, смотрят телевизор и читают газеты, где усиленно муссируется «заинтересованными лицами» тезис про 150 площадок, на которых творится черт знает что.

При этом тот факт, что из 150 площадок примерно 140 аффилированы с одним или с группой заказчиков, под которых создан весь функционал, обычно умалчивается. И вместо того, чтобы бороться с количеством, правительству достаточно было бы запретить подведомственным предприятиям создавать свои площадки, чтобы ушел весь негатив. Вместо этого хотят убить рынок.

– Каким вы видите рынок межкорпоративной электронной торговли и рынок услуг ЭТП в начале 2017 года?

– Я вижу рынок развитым и свободным, правительство придумает прозрачные и разумные правила входа на рынок и правила работы на нем. Участники рынка, активно конкурируя, снижают цены, борются за качество, расширяется спектр услуг. Клиентам предоставлен выбор. Все счастливы. 

А вот реализуется ли это мое видение – посмотрим. Я оптимист. Туман рассеется, отступит морок, и в конце концов все будет хорошо. А если не все будет хорошо, значит, это еще не конец.