Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год?

– Мне кажется, что в 2012 году Факторы стали намного более специализированными, чем в течение прошлых лет. Факторы осознанно отказываются от того бизнеса, который не является для них ключевым. В этом плане, на мой взгляд, произошло определенное снижение конкуренции, поскольку каждый Фактор борется лишь за определенный сегмент клиентов. Например, мы не конкурируем с Факторами, оказывающими услуги такого факторинга, который мы не делаем. Факторы намного активнее общаются между собой, обмениваются информацией, а иногда и клиентами.

– Каков ваш ключевой сегмент?

– Ключевым сегментом, если говорить о дебиторах, для нас по-прежнему остается розничная торговля. В 2012 году мы осознали, что то, чем мы занимаемся, на многих рынках называется не факторингом, а конфермингом. Основная идея заключается в том, чтобы принять риски на дебитора с хорошим кредитным качеством, а затем принимать его поставщиков, не оценивая их кредитное качество вовсе.

– Вы уже давно стремились к тому, чтобы смотреть только дебитора. Удалось полностью реализовать эту идею?

Сейчас у нас, кажется, от поставщика уже почти ничего не зависит. У нас практически не бывает случаев, когда отказываем в факторинге из-за того, что нас не устраивает кредитное качество именно поставщика. Конечно, если выявлены факты мошенничества или другой преступной деятельности данного поставщика, мы его не возьмем на факторинговое обслуживание. Но если у него просто слабое финансовое положение, высокий уровень кредитной нагрузки, это для нас не является препятствием в факторинге. Если, например, поставщик – это только что зарегистрированная компания, только начавшая заниматься бизнесом, которая обращается к нам за факторингом, мы ее с радостью обслуживаем при условии поставок дебиторам, удовлетворяющих нашим требованиям.

– Этот сегмент относится к низкомаржинальному?

Я бы так не сказал. В том бизнесе, которым мы занимаемся, большая часть клиентов принадлежит к сегменту малого и среднего бизнеса, а дебиторы являются компаниями с хорошим кредитным качеством. Мы зарабатываем добавленную стоимость за счет того, что кредитные ресурсы, которые доступны малому и среднему бизнесу, дороже ресурсов, доступных крупным дебиторам. Добавленная стоимость нашей работы состоит в том, что мы делим с поставщиком эту экономию.

Конечно, конкуренция высока, но подчеркну, что и маржинальность не такая, как, например, в сегменте, когда и поставщик, и дебитор являются компаниями малого и среднего бизнеса, да еще и с плохим кредитным качеством. В этом сегменте, конечно, доходность огромна, но наша основная компетенция состоит не в том, чтобы вместе со службой безопасности гоняться за этими маленькими предпринимателями и выбивать из них наши деньги. Даже при доходности 40% годовых мы не можем себе это позволить. Мы согласны на гораздо меньшую доходность, но при этом постоянно снижаем уровень просроченной задолженности (даже не проблемной, а именно просроченной).

Сегмент, в котором мы работаем, выгодно отличается от «Дикого Запада», который представляет собой зону, где дебитор и поставщик принадлежат к малому и среднему бизнесу, где распространена тактика получения финансирования от Фактора «любой ценой». Мы стараемся оставаться связующим звеном между поставщиком из сегмента МСБ и дебитором, крупным бизнесом с хорошим кредитным качеством. Как бы ни был хорош поставщик, мы не сделаем факторинг с дебитором, который не удовлетворяет нашим стандартам.

Я не хочу давать «Дикому Западу» (факторингу, где обе стороны МСБ) отрицательные характеристики, но его представители – это творческие и предприимчивые люди, которые зачастую готовы терпеть высокую кредитную нагрузку, не видят ничего плохого в том, что могут обанкротиться в любой момент своего существования. Огромные риски, мало ограничений, огромные возможности – это «Дикий Запад» со всеми плюсами и минусами.

– С кем вы конкурируете в своем приоритетном сегменте? Со специализированными Факторами или с банками?

– На том рынке, на котором мы сосредоточились, исторически лучше представлены банки. Факторингом, в котором предъявляются слабые требования к кредитному качеству и поставщика, и дебитора, занимаются именно факторинговые компании. Отчасти это связано с требованиями ЦБ РФ по резервированию. Кроме того, у банка в принципе намного ниже толерантность к потерям. Банки не могут позволить себе терпеть большие потери даже при высоких доходах. Регуляторы и акционеры крайне отрицательно относятся к такой модели бизнеса.

– Какой сегмент рынка факторинга является наиболее низкомаржинальным?

Факторинг, в котором поставщик и дебитор достаточно крупные. Это позволяет проводить все процедуры стандартного кредитного анализа как с клиентом, так и с его дебитором. На мой взгляд, именно этот сегмент является самым низкомаржинальным (если мы говорим о марже как о разнице между стоимостью ресурсов и ценой, по которой их удается размещать). При этом данный сегмент, наверное, занимает, больше всего рынка в объеме.

– Каковы успехи факторингового бизнеса в Металлинвестбанке за 2012 год?

Мы запустили нашу электронную среду факторинга Factoring-Media. Мы достигли взаимопонимания с некоторыми значимыми для рынка дебиторами. С этими дебиторами у нас и у всех присоединившихся факторов появится возможность делать факторинг в том виде, как мы давно мечтали: без бумаги, без рисков, связанных с поставщиками, по нажатию нескольких кнопок.

Как вы оцениваете развитие электронного факторинга в Металлинвестбанке?

– Доля электронного документооборота составляет не более 15% наших взаимоотношений с дебиторами. Мы надеемся довести ее до 70-80%. Я думаю, это будет происходить достаточно быстро, мы достигнем этого показателя к началу следующего года. При этом наш электронный факторинг подразумевает обязательное наличие электронно-цифровой подписи не клиента, а дебитора. Для нашей модели бизнеса в мире, наверное, есть аналог в Мексике. В испаноговорящих странах на факторинг, где Фактор находится в постоянном контакте с дебитором, приходится более 50% рынка. Наверное, так исторически сложилось, что в испаноговорящих странах тоже достаточно высок уровень креативности со стороны малого и среднего бизнеса, поэтому рынок пришел к такой модели. Там везде представлены те или иные электронные платформы.

– Какова доля электронного факторинга в целом по рынку?

В целом по рынку сейчас происходит неизбежный процесс, предшествующий следующему кризису. Растет толерантность к рискам, в том числе и к операционным. Многие начинают делать электронный факторинг, при этом опираются только на заявление клиента. Сделать такую систему довольно просто. Сложнее договориться с дебитором, чтобы его требования были надлежащим образом оформлены и подписаны электронной цифровой подписью. Такое ощущение, что, закрыв глаза на ряд недостатков, можно делать факторинг без твердых копий документов.

Чтобы трехсторонний электронный факторинг (с ЭЦП дебитора) получил большее распространение, наверное, очередной кризис должен смести суррогаты, сделать суррогат намного проще. Сейчас на рынке не так много игроков, которые стараются внедрять электронный факторинг. Я могу назвать только три компании.

– Каковы перспективы региональных рынков?

Мы отказались от идеи развивать географическую сеть именно ради факторинга. Мы исходим из того, что дебиторы, которые нас интересуют, сосредоточены преимущественно в Москве и в Питере. Что касается остальных городов, то мы не видим тенденции появления крупных логистических центров. Мы наблюдаем обратную тенденцию. Торговля все равно остается сконцентрированной в дистрибьюторских центрах. По моему мнению, такими центрами являются Москва и Питер.

– Ожидаете ли вы выхода на рынок новых игроков?

В рамках нашего проекта Factoring-Media мы ведем диалог со многими западными банками, «дочками» западных банков, которые представлены в России. Если существует электронный факторинг, все аккуратно юридически оформлено, риска поставщика нет, к такому проекту готовы присоединиться многие иностранные игроки. Мы сейчас ведем активный диалог с двумя банками с иностранным участием в России. Они в настоящее время не делают факторинг, но задумываются об этом. Сейчас находятся на стадии разработки компьютерной программы. Думаю, что в течение 2013 года они ее сделают. У них есть факторинг в других странах, они хотят делать его в России. Мы предлагаем начать делать его в России в рамках нашей платформы Factoring-Media.

На другой стороне факторингового спектра, я уверен, будут всегда появляться небольшие Факторы, которых будет привлекать высокая доходность в сегменте «Дикого Запада» (когда поставщик и дебитор являются предприятиями малого или среднего бизнеса).

– Поговорим о сложностях, с которыми вы столкнулись в 2012 году.

– Все сложности, которые имели место до этого, например продолжительные сроки рассмотрения в судах, остались. Доступность ресурсов тоже была средней. Конкуренция, по моему мнению, в 2012 году ослабла. Вряд ли можно сказать, что 2012 год для рынка факторинга был сложным. Он был очень спокойным, без потрясений. Есть одна сложность для рынка факторинга, которую, наверное, не совсем корректно называть сложностью. Не было никаких ярко выраженных кризисных явлений. Если бы имела место ярко выраженная турбулентность на каких-то рынках, это помогло бы продавать такой продукт, как факторинг.

– Какова доля проблемных активов в факторинговом портфеле Металлинвестбанка?

В настоящее время она составляет 2%, из которых 1% – «отголоски» 2008 года.

– Дайте, пожалуйста, прогноз развития рынка на 2013–2014 годы.

Мне не нравится тенденция, о которой я поведу речь ниже, но факт остается фактом: государство все больше и больше вмешивается в экономику. Наш опыт говорит о том, что в настоящее время там, где появляются госзаказы, государственные компании и т. п., факторинг практически отсутствует. Есть множество рынков (поставки в сфере ЖКХ, дорожное строительство), на которых государство является основным покупателем. Факторинга там нет. Поскольку государство вмешивается во все большее и большее количество отраслей, всюду, куда оно вмешивается, факторинг умирает. Может быть, когда-то эта тенденция изменится. При этом я не понимаю, как это может произойти. Принимая во внимание принципы целеполагания чиновников, я не вижу, что могло бы их заставить допустить факторинг в сферу госзаказа. По этой причине количество бизнеса, который может обслуживать факторинг, сейчас сокращается. При этом рынок факторинга растет, то есть на тех рынках, где запуск факторинга возможен, происходит рост. Прогрессирующее влияние государства на экономику замедлит рост рынка факторинга. Я думаю, что по результатам 2013 года рынок факторинга продемонстрирует рост, который будет меньше, чем в 2012-м, а в 2014 году он будет меньше, чем в 2013-м.

– Все-таки на высоком уровне декларируется как раз обратный процесс…

В каком-то американском фильме говорили, что если хотите сделать какое-то заявление, вы постоянно его опровергаете. Если все время кричат о приватизации, это означает, что идет национализация.

Факторингу, по крайней мере, тому факторингу, который мы исповедуем, необходима прозрачность. Как только снижается прозрачность во взаимоотношениях поставщика и покупателя, и при этом появляется факторинг, Фактор всегда оказывается пострадавшим. Поскольку любое государственное вмешательство снижает прозрачность отношений, факторинг «вымывается».


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!