Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Михаилом Окуневым, начальником банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

Окунев Михаил Алексеевич

– Михаил, как изменился рынок за прошедшие полгода?

– Как и год назад ощущается довольно сильное давление на рынок факторинга со стороны кредитного рынка. Доступность кредитных ресурсов для заемщиков пока остается очень высокой, по крайней мере, в сегменте «коротких» денег. На кредитном рынке заемщики постепенно утрачивают возможность получить «длинные» деньги, при этом остается значительная возможность по привлечению «коротких» денег. Это, конечно, влияет на факторинговые ставки. Конкуренция со стороны госбанков достаточно высока. Факторинговые компании существуют в условиях минимальной маржи. Ставки имеют разнонаправленные тенденции: в сегменте малорискового факторинга ставки не растут. В сегменте высокорисковой дебиторской задолженности, безусловно, ставки могут расти. Наша компания постепенно увеличивает ставки за счет роста числа дебиторов не лучшего качества. По этой причине растет средняя ставка по портфелю. Следует понимать, что это не означает рост маржи и рентабельности. Это означает лишь, что растут риски, которые рано или поздно реализуются, заработанное придется отдать.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших успехах.

– Мы внедряем факторинг нашей мечты. Сейчас мы внедряем эту систему с рядом дебиторов, значимых как для нашей компании, так и для всего рынка. Мы посвятили этому немало времени. Надеемся, что сможем полностью перейти к электронному факторингу, основанному на данных дебитора, а не поставщика, которого можем вообще не изучать.

– Данная система объединяет Факторов и дебиторов?

– Она объединяет Факторов, дебиторов и поставщиков. Если обратиться к истории финансового рынка в России, можно увидеть, что мы не сделали ничего нового, а лишь попытались пройти путь, который прошел рынок ценных бумаг (от разовых сделок до биржи).

– Какие факторинговые компании подключились к вашей системе?

– Подключился ФакторРус. Мы ведем переговоры практически со всеми значимыми участниками рынка.

– Какие дебиторы, представляющие собой крупные торговые сети, подключились к системе?

– Мы работаем с Х5 и с ОБИ. Надеемся ближе к концу года новых дебиторов подключить.

– Эта система создавалась достаточно долго. С чем были связаны сложности: с непониманием полезности системы или с проблемами технического характера?

– Для такой системы важно, чтобы были учтены интересы разных ее участников. Мы подготовили свой проект. Затем попросили Факторов и дебиторов внести предложения, которые послужили основой для определенных изменений. После их внесения система снова была представлена на суд факторов и дебиторов. Высказывались пожелания и в отношении IT, и юридической основы механизма. Участников достаточно много. Услышав мнение одного из них, не следует сразу же выполнять его пожелания, которые могут не совпадать с мнением других участников. Операционный процесс занимает много времени именно из-за необходимости соблюсти интересы множества разных участников.

– Вы взимаете комиссию за подключение к системе?

– Мы берем небольшую комиссию с поставщиков и большую ее часть отдаем дебиторам за то, что их избавили от необходимости вести бумажный документооборот.

– Какова динамика региональной сети Металинвестбанка?

– Мы закрыли представительство в Екатеринбурге. Но из-за этого клиентов мы не потеряли - эти клиенты перешли полностью на электронный факторинг.

– В каких регионах сохранились представительства Металлинвестбанка?

–Остались представительства в Петербурге, Новгороде, Новосибирске, Перми.

– Каковы основные сложности, с которыми сталкивается Металлинвестбанк на рынке факторинга?

– Новых сложностей не появилось. Есть проблемы, связанные с рынком труда. Система высшего образования постепенно деградирует, т. е. качество выпускников снижается. Мы редко нанимаем сотрудников с рынка. В основном принимаем на работу выпускников, воспитываем их, даем им возможность расти. Качество выпускников падает, а зарплатные ожидания растут. Обмен мнениями с коллегами по Ассоциации позволяет утверждать, что у всех похожие проблемы. Найти персонал за разумную плату довольно сложно.

Еще множество других сложностей, но они, пожалуй, связаны с особенностями факторинговой деятельности. Так, некоторые дебиторы отказываются работать по факторингу.

– Как Вы оцениваете качество активов в целом по рынку и в вашей компании?

– Многие игроки рынка после кризиса не задумываются над глобальными проблемами. Пока у них достаточно денег, пока не возникает серьезных угроз и проблем, все расслабляются. Компании демонстрируют рост портфеля и отсутствие роста просрочки. Полагаю, что когда произойдут такие события аналогичные тем, что были в 2008–2009 годах, все станет на свои места. Пока и в нашей компании, и в целом по рынку доля проблемных активов в портфеле сокращается. Это происходит как за счет роста портфеля, так и за счет того, что проблемы, которые могли возникнуть, откладываются благодаря достаточно большой ликвидности на рынке. Например, ряд не очень сильных дебиторов, которые должны «умереть», продолжают жить. Наша компания отказалась работать с ними. Тем не менее они продолжают работать с другими факторами.

– Вы сказали, что закрыли одно представительство. Возможно, географическая экспансия даст Вам рост, который Вы хотите видеть. Планируете ли расширение сети присутствия?

– Думаю, нет. Мы поняли, что для привлечения клиента и его обслуживания в текущем режиме нам не нужны региональные точки. Они нужны для того чтобы бороться с проблемами в случае возникновения таковых. Чтобы региональная точка могла бороться с проблемами, она должна быть очень сильной. На мой взгляд, ни один из Факторов не смог создать региональные точки, которые способны самостоятельно решать проблемы. Ключевые проблемы все равно решаются в Москве. Для чего содержать персонал в регионах, нести какие-то расходы, если мы все решаем в Москве?

Региональные рынки будут, наверно, развиваться. Есть особый спрос со стороны регионов, но держать там персонал наша компания, скорее всего, не будет. Финансовый рынок, в принципе, не сегментирован по регионам. Например, мы находим регионального клиента. Если он достаточно большой, то все равно присутствует в Москве, потому что кредитуется в московских банках или у него здесь множество клиентов, покупателей, поставщиков. Такого клиента можно обслуживать из Москвы. При появлении даже небольших финансовых трудностей он все равно приезжает в Москву, покупает факторинг здесь. Соответственно, мы продаем его здесь.

Есть еще один перспективный регион – Петербург, но даже он не является таким финансовым центром, куда кто-то поедет для приобретения финансовых услуг. Были в нашей практике и забавные случаи. Один клиент, несмотря на наличие представительства нашей компании в регионе, нашел центральный офис и наладил взаимодействие с ним.

– Остались ли в факторинговом портфеле металлинвестбанка прежние клиенты, занимающиеся поставками алкоголя? Закон ведь не имеет обратной силы.

– Это вопрос не столько к нам, сколько к дебиторам. Мы не оказываем услугу закрытого факторинга. Если дебитор говорит: «Я считаю, что факторинг сейчас делать нельзя, буду платить клиенту, а не вам», значит, факторинга нет. Если дебитор намерен работать по старым договорам, делаем факторинг. Не мы являемся тем субъектом, который решает, делать факторинг или не делать. Это, скорее, вопрос к дебитору. В целом пивной рынок сейчас переживает не лучшие времена. В целом по рынку ограничение на каналы продаж, по моему мнению, приводит к падению физического объема продаж.

Первое чтение в Госдуме прошла поправка в редакции, позволяющей оказывать услуги факторинга поставщикам алкоголя только Факторам из числа кредитных организации, что, в принципе, нас устраивает. Соответствующие поправки должны были внести к 1 июля, но Дума занялась другими вопросами, более важными, чем рынок факторинга для алкогольной отрасли. На законотворчество, конечно, можно влиять, но сделать это очень сложно. Не уверен, что для нашего небольшого рынка появится политический заказ. По этой причине достаточно тяжело заставить наших законодателей принять полезный или хотя бы безвредный для рынка закон. При наличии достаточно сильного лобби со стороны игроков алкогольного рынка решение будет принято.

– Каковы Ваши прогнозы до конца 2012 года и на 2013 год?

– Постоянно говорят, что рынок будет расти на 20-30% в год. Я считаю, что рост рынка факторинга должен соответствовать росту банковского рынка. При сохранении нормальной ситуации банковский рынок вырастет на 10-15%, рынок факторинга – на 20-30%. Пожалуй, такой рост можно считать сбалансированным. Пока отдельные участники рынка делают факторинг под 9% годовых со стоимостью облигации того же поставщика 14%, конечно, рынок может расти очень быстро, до 50-60%, и даже 70% в год. Клиенты – это достаточно грамотные субъекты экономической деятельности. Я думаю, рано или поздно найдутся люди, которые увидят наличие диспропорции и начнут прямую спекуляцию между соответствующими рынками.

Серьезный рост рынка возможен за счет большого и практически никем не охваченного сегмента – госзаказ. Однако, учитывая уровень взаимоотношений в этой сфере, достаточно тяжело что-либо сделать.

– Предпринимает ли ваша компания попытки прорваться в сегмент госзаказа? Или уже оставили их?

– Время от времени мы предпринимаем такие попытки. Рано или поздно мы выйдем в этот сегмент. Наверное, правильнее было бы обратиться в ФАС, работать над этой проблемой системно. Пока до этого не доходят руки. Тем не менее мы эту идею не оставляем. Наверное, рано или поздно выйдем на соответствующий рынок. В настоящее время мы этим занимаемся.