Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России
Михаил Окунев

– Михаил, как, по-Вашему, изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2011 года?

– Избыточная ликвидность банковского сектора стала главным локомотивом рынка факторинга. Рынок чего-либо нового для абсорбирования ликвидности не порождает. На рынке ценных бумаг обращаются одни и те же бумаги, ликвидность это не убирает нисколько. Пока второго «Газпрома» рядом не построили. Конечный спрос населения оживает вяло. Из-за напора избыточной ликвидности справедливая стоимость риска потеряна Факторами. Весь прошлый год эта тенденция нарастала и сейчас достигла апогея. Как мне кажется, если допустить хотя бы минимальные потери у первых пяти игроков рынка, то реально они с отрицательной доходностью работают.

Каких успехов банк достиг в 2010 году, с какими сложностями пришлось столкнуться?

– Мы движемся уверенно в сторону безрегрессного факторинга. А основная сложность заключается в том, что по-прежнему нам, к сожалению, приходится с дебиторами о чем-то договариваться.

Какова доля безрегрессного факторинга в Вашем портфеле на сегодня?

– Сейчас, наверное, 20% уже. И по итогам 2010 года это самый доходный сегмент. Регрессный факторинг по доходности близок к нулевой отметке. Мне кажется, у остальных участников примерно так же.

А для чего Факторы занимаются регрессным факторингом, если он настолько низкомаржинальный?

– Этот продукт сейчас прибыли не приносит из-за сложившейся конъюнктуры рынка. Ситуация рано или поздно изменится, а доля рынка останется. Факторы сейчас занимаются регрессным факторингом ради доли рынка и клиентской базы, которая потом, скорее всего, будет приносить прибыль.

Каковы перспективы региональных рынков в 2011 году?

– Особой перспективы региональных рынков я не вижу. Региональных клиентов, которые поставляют товары по всей стране, крайне мало, а таких столичных клиентов достаточно много. Если мы говорим о региональных рынках, мы видим только перспективы у региональных дебиторов для столичных клиентов.

Как изменились подходы к риск-менеджменту в Вашем банке в 2010 году?

– Никак. Мы как устанавливали лимиты и на клиентов, и на дебиторов, так и устанавливаем. Совсем не лимитировать клиента нельзя. У нас есть такие проекты (без лимитирования клиента), но это исключительные вещи. Мы уверенно двигаемся в сторону факторинга без регресса. Факторинг, который ориентирован на риски клиента, я думаю, будет потихонечку замещаться кредитованием. Это логично. Если клиент хороший, то надо его кредитовать. Если риск хочется терпеть на дебиторе, то это безрегрессный факторинг. Главный конкурент на рынке безрегрессного факторинга для нас это НФК.

А часто ли клиентам, которым оказывалась услуга регрессного факторинга, предоставляется безрегрессный факторинг?

– Никогда. Это принципиально разные клиенты. Клиенты по безрегрессному факторингу – это поставщики крупных сетей, сконцентрированные даже пусть на одной сети. У нас нет иллюзий, что поставщик нам что-то заплатит в случае дефолта дебитора.

Испытал ли Ваш банк проблему неплатежеспособности дебиторов?

– Как правило, дебитор оспаривает сам факт того, что задолженность была, или то, что они нам должны нам платить. Аспект нашей работы, который не поддается анализу, – это ситуации, когда дебитор не считает нужным платить. Судимся в таких ситуациях. Судебная практика противоречивая. В последнее время она смещается в лучшую сторону. Мы тоже делаем работу над ошибками.
Основное, от чего страдает факторинг, – это мошенничество. Проблема не в формальном банкротстве дебитора или поставщика. Вероятность мошенничества возникает, когда пропадает ясность в отношениях, кто-нибудь обязательно этим воспользуется. Чаще всего поставщик, иногда – дебитор.

Нужна ли рынку факторинга унификация?

– У меня есть мысль превратить факторинг в публично торгуемую вещь, для целей более широкого круга участников этого рынка и предотвращения мошенничества. Наше идеальное представление о факторинге – это когда любая задолженность торгуется на бирже, и участники рынка между собой по заранее оговоренным правилам конкурируют. С одной стороны, это дает справедливую оценку риска, с другой стороны, это такая открытая конкуренция. Но правильно понимать, что биржа без унификации не нужна. Биржа более подходящий инструмент для безрегрессного факторинга. Но я думаю, что в ближайшие 2 года это произойдет.
На рынке должен быть стандарт. Через какое-то время он появится. Это неизбежность. И будет четкое понимание кто и что делает. Но надо навести в этом порядок.

А Вы обсуждали этот вопрос с членами АФК?

– Да. Мы это обсуждали. У кого-то это находит понимание, у кого-то нет. Есть участники рынка, которые исповедуют, так же, как и мы, открытый подход. Прежде всего, это Промсвязьбанк, НФК, ВТБ.

Каково влияние Закона о торговле на рынок факторинга в России?

– Часть рынка была полностью закрыта – продукты питания с короткими сроками годности. Я думаю, что до введения «Закона о торговле» эта доля рынка составляла 20-25%.

Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 20112012 годах.

– Рынок стоит на перепутье, и как он будет развиваться дальше, сказать сложно. Если появится юридический механизм, позволяющий автоматически дебиторку превращать в факторинг без согласия дебитора, то вероятен рост рынка до 1 000%. Если этого не произойдет, рынок будет расти на 20% в год ближайшие 2 года.

Как работала АФК в 2010 году?

– Живее, чем в 2009 году. На одном из собраний правления АФК мы приняли решение, что внешние коммуникации, связанные с позицией АФК, осуществляются только после решения правления. Это не касается вопросов, связанных с популяризацией факторинга и т. д. Были случаи, что АФК проявляла какую-то инициативу, а выяснялось, что никто из участников АФК инициативу эту не поддерживал. Наверное, это болезнь роста. Со временем все уравновесится.
Главная задача АФК, с моей точки зрения, – рост рынка факторинга. В этом плане АФК должна была сопротивляться принятию «Закону о торговле».

Как Вы развиваете электронный документооборот?

– В целом – хорошо. С дебиторами чуть сложнее. Мы стимулируем поставщиков к электронному документообороту деньгами. Кто не хочет работать с новыми технологиями – тот платит чуть больше, и мы предоставляем факторинг, основанный на бумажных документах.

Какова динамика отсрочки платежа? Наблюдаете ли Вы ее изменение на фоне стабилизации экономики?

– Существенного движения отсрочки платежа мы не наблюдаем. Когда мы анализируем, в зависимости от чего у нас меняется отсрочка платежа, то наблюдаем, что главный фактор – это товарная категория. Отсрочки платежа на рынке по товарным группам, мне кажется, уже зафиксировались.

Что, на Ваш взгляд, тормозит развитие международного факторинга?

– Из России вывозится сырье, крупными компаниями, без факторинга. Почвы для экспортного факторинга нет. Ввозятся потребительские товары малым и средним бизнесом. Они очень хотят факторинг, но ЦБ считает импортный факторинг схемой по вывозу капитала и жестоко карает за такой бизнес. Поэтому нет основы для международного факторинга.