Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

председатель правления банка «Национальная факторинговая компания»

-Как изменился рынок факторинга за 1 полугодие 2011 года? Какие бы выделили основные тенденции?

Результаты 1-го полугодия соответствовали нашим ожиданиям. Нам 2011 год виделся как период достаточно устойчивого роста рынка. В этом году мы наблюдаем исторический максимум по объему операций факторинговых компаний - рост может составить около 50%.

Многие игроки подтвердили, что факторинг не просто остается важным направлением в деятельности их кредитных организаций, а что приоритетность данного направления у них растет. Это значит, что в факторинге справедливо видят дополнительные возможности для удовлетворения потребностей клиентов.

-Продолжаются ли ценовые войны на рынке?

Мы имеем дело с устойчивой негативной тенденцией. По моей оценке, она не стабилизируется, а увеличивается. И если такие компании, как «ВТБ-факторинг», начинают жаловаться на демпинг, что тут можно сказать?

Российский рынок продолжает игнорировать все мировые стандарты в сфере ценообразования. Разговаривая с коллегами по рынку, я все чаще слышу, что не только факторинг с регрессом, но и факторинг без регресса многие видят в качестве услуги, которая тарифицируется, исходя из подхода банковского кредитования (используется ставка в процентах годовых). Это противоречит здравому смыслу. Речь идет либо о кредитных операциях, которые не приносят добавленной стоимости (кроме получения клиентами финансирования), либо о факторинге с полным обслуживанием, которое включает в себя защиту от риска неплатежа контрагентов и управление дебиторской задолженностью (хотя оно зачастую присутствует только на словах). Подобную услугу так тарифицировать экономически странно.

В этом плане доставляет удовольствие беседовать с клиентами, которые имеют опыт работы с несколькими факторами. Когда задаешь вопрос, в чем заключаются услуги в части управления дебиторской задолженностью, как правило, ответа нет. В данном случае идет подмена понятий. В процессе осуществления факторингового обслуживания клиента, процедуры верификации и мониторинга факторы проводят, исходя не из интересов клиента, а из своих стандартов риск-менеджмента. Логично, что покупая услугу, клиент захочет убедиться, что она оказана и оставила материальные следы после ее осуществления. Например, отчет, из которого клиент может узнать, когда и кому осуществлялись звонки, с кем беседовали, каков результат переговоров. Нет отчета – нет услуги. Тогда зачем вводить клиентов в заблуждение?

В отличие от западных практик, где клиент знает, сколько стоит финансирование, сколько сервис, а сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке превалирует банковский подход, где все смешано в единую годовую ставку в тарификации. Это издержки юности рынка, недостаточного знания клиентами, что представляет собой данная услуга, и того, что российские игроки уделяют мало времени изучению зарубежных практик.

-Как Вы оцениваете перспективы безрегрессного факторинга?

Рост есть, но его темпы ниже ожидавшихся. С одной стороны многие эксперты рынка говорят о его больших перспективах, с чем я могу полностью согласиться. Но безрегресс бывает разный. Если мы взглянем на статистику оборотов по безрегрессу, то обнаружим, что большая их часть – точечные сделки с очень крупными клиентами, направленные, скорее, не на исключение риска неплатежа, а на улучшение структуры баланса на отчетную дату.

С другой стороны, мы пока не видим проникновения этого продукта в массовый сегмент, в том числе, исходя из анализа того количества дебиторов, которые в настоящее время обслуживаются по факторинговым схемам. Для того чтобы говорить о безрегрессе как о массовой услуге, их число должно удваиваться каждый год, а оно пока растет весьма скромными темпами. И эти цифры с учетом того, что один и тот же дебитор может попадать в статистику по многим игрокам. Реальное число гораздо меньше. Рынок продолжает «вытаптывать»  всю ту же известную всем ритейловую поляну.

Философия безрегрессного факторинга – покупка дебиторской задолженности. Это не кредитная философия регресса, когда «не важно, что за дебитор, клиент регресс заплатит». В чем проявляется компетенция фактора при покупке дебиторской задолженности? В том, чтобы собрать ее в как можно более ранние сроки, не разрушив при этом хозяйственные связи предприятия. Для поставщика его клиентская база является основной ценностью, Фактор не должен вести себя при сборе «дебиторки», как слон в посудной лавке. С другой стороны, клиент должен видеть эффект от работы фактора, - сокращение просрочек. Искусство Фактора – почувствовать это лезвие бритвы и, балансируя интересы всех участников сделки, пройти по нему.

В этом отношении рынок пока далек от правильного восприятия безрегресса. Это доказывается даже структурой некоторых тарифных планов: чем позднее платит дебитор, тем выше процентная ставка со стороны Фактора. То есть Фактор штрафует клиента, за то, что дебитор платит плохо. Это не соответствует здравому смыслу, иначе получается, что чем хуже Фактор работает в части сбора дебиторской задолженности, тем большую доходность приносит ему сделка. Конфликт интересов налицо. Такому Фактору экономически выгодно, чтобы дебиторы платили плохо. Есть случаи, даже когда «штрафной счетчик» при безрегрессе вообще не останавливается. Это уникальное изобретение российского рынка.

Увы, похоже что ценовые войны грозят открытием «второго фронта», теперь уже в части безрегресса. С точки зрения будущего рынка, такой тарифной политикой закладывается мина замедленного действия. Когда отрасль привыкнет к определенным стандартам, научится работать с лучшими мировыми практиками, почувствует необходимость быть экономически эффективной, принося акционерам достойный возврат на капитал и хорошую прибыль, разминировать эту ситуацию будет сложно. Клиент будет приучен к безрегрессному факторингу под 5% годовых, а игроки при очередном кризисе будут фиксировать чудовищные убытки.

 

-Давайте поговорим про ваши успехи в части IT, электронного документооборота, маркетинга и других достижений.

Мы стараемся делать ставку на продукты с высокой добавленной стоимостью, поэтому наш главный успех – достижение планов  приоритетному наращиванию оборотов в безрегрессном факторинге.

Если говорить о технологиях IT и системе электронного документооборота, которые у нас существуют с 2005 года, за прошедший период нам удалось полностью раскрыть для клиентов информацию о нашей работе с дебиторской задолженностью. Клиенты могут пользоваться этой информацией и быть в курсе событий: с кем и когда мы связывались; каков результат переговоров; нужно ли клиенту предпринимать какие-либо действия по данному покупателю. Система открыта для любого менеджера компании-поставщика. Он экономит время, связанное с необходимостью дозваниваться, чтобы получить информацию, и расходы на междугородние звонки. Сейчас продавцы могут больше времени и внимания уделить своей основной задаче – росту продаж компании, используя эту информацию.

-Давайте поговорим о требованиях к клиенту. В каком направлении развивается риск-менеджмент?

В НФК существует точечная настройка риск-менеджмента в части принятия решений по индивидуальным нестандартным схемам обслуживания. Во всем остальном мы придерживаемся тех принципов построения системы риск-менеджмента, которые доказали свою эффективность в период кризиса. Результаты работы с просроченной задолженностью имеют положительную динамику, темп восстановления даже более высокий, чем мы планировали.

Фокус внимания в дальнейших планах развития системы риск-менеджмента лежит за рамками стандартных факторинговых продуктов. НФК переходит к реализации концепции, определяемой как «финансовая логистика», которая является набором различных финансовых услуг, в том числе включающих в себя и факторинг, и элементы аутсорсинга бизнес-процессов компаний, и финансирование исполнения заказов, и портфельное финансирование.

Наша финансовая логистика отличается от факторинга, который массово присутствует на российском рынке, как отличаются услуги инвестиционного банка от коммерческого. НФК в большей степени ориентируется не на коробочные продукты, а на сложно структурированные сделки, которые включают в себя не только отношения поставщик-покупатель, но и, к примеру, позволяют работать с закупками самого поставщика, обеспечивая его сырьем.

Как логистика является искусством управления потоками материальных активов, так и мы определяем финансовую логистику как искусство создания комфорта в перемещении материальных активов для всех контрагентов, участвующих в технологической цепочке, достигаемого путем синхронизации движения финансовых потоков с потоками физических активов.

-НФК обладает достаточно большим штатом. Сталкивались ли Вы с «перекупкой» ваших специалистов другими компаниями?

Надеюсь, мы отличаемся не столько количеством сотрудников, сколько их квалификацией. Это, кстати, во многом объясняет повышенный интерес к нашим специалистам у других работодателей. Испытываю смешанные чувства, когда заказчики просят хедхантеров в приоритетном порядке искать кандидатов в НФК. Мы уже давно с этим живем, первый раз столкнулись еще аж в 1999 году. Многие из наших бывших коллег достигли серьезных успехов в развитии факторингового бизнеса в других организациях. Наверное, это часть нашей исторической миссии и дополнительная инвестиция в развитие российского рынка.

НФК знают как компанию с особой корпоративной культурой. Многие люди, которые от нас уходили, потом возвращались обратно. В последние годы мы уделяем особое внимание профессиональному и личностному развитию сотрудников, что позволяет предоставлять более широкие возможности по раскрытию талантов в рамках нашей организации. Мы находимся сейчас в процессе разработки стратегии в горизонте до 2017 года. Надеемся закончить эту большую работу до конца года, тогда появится публичная декларация о наших стратегических целях. Но могу твердо обещать, что один пункт в ней будет точно присутствовать: мы себя видим лучшим работодателем в отрасли. Это наш стратегический приоритет, от него мы не откажемся ни при каких обстоятельствах.

-Вопрос об инструментах привлечения финансирования. Планируете ли вы выпуск облигаций?

Не так давно произошло очень успешное размещение нашего облигационного займа объемом 2 млрд. руб. Размещение было настолько успешным, что количество заявок по закрытой подписке превысило тот объем, который мы выпускали, и это позволило установить ставку купона на уровне нижней границы отсечения. На это сразу обратили внимание рейтинговые агентства, повысив наш рейтинг на целую ступень. Сейчас мы зарегистрировали три новых проспекта эмиссии на общую сумму 7 млрд. рублей. Сроки размещения мы определим исходя из текущего состояния рынка, динамики нашего портфеля и мнения организаторов нашего выпуска.

-Продолжаете ли Вы привлекать средства «МСП-банка»?

Радует то, что с коллегами налажен хороший конструктивный диалог. Для нас важно, что наше сотрудничество позитивно развивается, и мы рассчитываем на привлечение дополнительных объемов финансирования из этого источника. У «МСП-банка» есть достаточно строгие требования к «портрету» клиентов, которым мы предоставляем финансирование в рамках данной программы, и их соблюдение требует дополнительного мониторинга и контроля за тем, что происходит с клиентом: структуры собственности, объемов бизнеса и т.д. С другой стороны, мы понимаем, что таковы правила игры и стараемся четко их соблюдать.

-Расскажите, как структура бизнеса распределяется между «Банк НФК» и «НФК-Премиум»?

Как мы и ожидали, с течением времени доля «НФК-Премиум» растет за счет приоритета в продажах безрегрессного факторинга. Сейчас соотношение примерно 80 к 20. Это объясняется тем, что факторинг в форме покупки дебиторской задолженности гораздо более комфортно осуществлять с баланса небанковской компании. С баланса банка это делать неудобно, потому что большинство поставок оплачивается с короткими «техническими» просрочками, что соответствует обычаям делового оборота при предоставлении покупателям товарного кредита. С течением времени мы ожидаем, что доля «НФК-Премиум» будет увеличивается.

-С какими вызовами предстоит столкнуться факторам в 2011-2012 годах? Как отреагирует факторинг на нестабильность финансовых рынков.

В ситуации, когда нас ждут выборы, резкие скачки в российской финансовой системе маловероятны. Самое главное, что сейчас государство решило основные макроэкономические задачи и в случае ухудшения внешней конъюнктуры способно поддержать рынок. Последние события на фондовом и валютном рынках, естественно, могут осложнить доступность заимствований. Если они примут затяжной характер в глобальном масштабе, прогноз темпов роста рынка придется скорректировать в сторону понижения.

-Выскажитесь по поводу прогноза рынка.

В горизонте 5 лет российский рынок факторинга может достигнуть 3-3,5% ВВП. Это фактически трехкратный рост. Как этот рост будет распределяться по годам – покажет жизнь, но, по моим ощущениям, в следующем году минимальный рост будет порядка 30%, а максимальный прогноз – 40-45%.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!