Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

– Как изменился рынок факторинга за 2014 год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных? С какими основными сложностями пришлось столкнуться в 2014 году?

– На первый план в 2014 году, а особенно во втором полугодии, вышли два ключевых аспекта: объем ликвидности, которой располагали Факторы, и ее стоимость. В конце года даже при наличии источников финансирования не до конца было понятно, каким образом клиенты воспримут повышение ставок, произошедшее в связи с изменением стоимости фондирования на рынке. И те контрагенты, которые приняли новый уровень ставок, делали это скорее от безысходности, нежели потому что эти средства были нужны им для развития.

Сложившаяся ситуация порождает ряд опасений относительно качества портфеля, который был сформирован Факторами в конце 2014-го – начале 2015 года. Дело в том, что новый уровень ставок никак не соответствует уровню рентабельности, который показывает подавляющее число компаний, использующих факторинг. При этом большинство клиентов, очевидно, не сможет полностью переложить возросшие процентные расходы на конечного покупателя, поскольку роста реальных располагаемых доходов населения нет. Получается, что поставщики зажаты в «тиски». С одной стороны, заметно выросла стоимость привлеченных средств и увеличились расходы, связанные с волатильностью курса для тех из них, кто частично или полностью зависит от импорта. С другой стороны, получается, что рост издержек не удастся полностью компенсировать за счет повышения стоимости продукции.

– Для каких сегментов торговли, по вашему мнению, сжатие маржинальности будет менее ощутимым?

– Скорее всего, в такой благоприятной ситуации могут оказаться те сегменты торговли, в которых характер спроса конечного потребителя неэластичен по цене. Я имею в виду достаточно узкий перечень товаров первой необходимости: наиболее важные продукты питания, ряд фармацевтических товаров, предметы первой необходимости из категории детских товаров. Эти сегменты рынка с большей точностью могут прогнозировать динамику спроса на продукцию, а значит, и свою маржинальность.

– Во время кризиса 2008–2009 годов клиенты Факторов массово переходили на работу по предоплате. Наблюдается ли такая тенденция сейчас?

– Ряд клиентов переходит на предоплату, но я считаю, что это мера исключительно краткосрочного действия. Рано или поздно поставщик столкнется с тем, что подавляющее большинство покупателей просто не сможет авансировать платежи, поскольку испытывает ничуть не меньшие проблемы, в том числе и с ликвидностью. Именно поэтому я расцениваю переход на предоплату как сугубо эмоциональную реакцию, когда менеджмент не смог определить, каким образом строить ценовую политику в условиях предоставления отсрочки платежа при таких серьезных скачках валютных курсов.

– В середине 2014 года одновременно с введением «продуктового эмбарго» правительство провозгласило курс на импортозамещение в продуктовой сфере. Есть ли сейчас среди контрагентов НФК клиенты, производящие аналоги импортной продукции, попавшей под запрет?

– Таких, кто существенно выиграл бы на импортозамещении, пока практически нет. У бизнеса до сих пор нет понимания, как долго продлится эмбарго и будет существовать необходимость в замещении импортной продукции. В конце года эту неопределенность усугубил рост кредитных ставок. При этом до сих пор не созданы условия, в которых предприятия, производящие аналоги импортных товаров, могли бы комфортно работать. Речь о таких инструментах, как, например, компенсация процентной ставки по кредитам на инвестиционные проекты, связанные с импортозамещением, до сих пор не ведется. В совокупности все эти факторы не дают возможности компаниям принимать решения об инвестициях в новые проекты, которые могли бы сыграть значимую роль в импортозамещении.

– Ожидаете ли вы увеличения доли проблемных активов в 2015 году?

– Конечно. Учитывая нынешние условия, компании реального сектора неизбежно столкнутся со сложностями в обслуживании портфелей заемных средств. Возможно, в разной степени, но этот процесс, скорее всего, затронет абсолютно все предприятия, а значит, и всех Факторов. И именно в течение 2015 года станет ясно, каково же действительное качество дебиторской задолженности, которую клиенты уступали своим Факторам.

В первую очередь в категорию проблемной задолженности попадут все мошеннические схемы получения финансирования, которые использовали клиенты. Пока на рынке была ликвидность и возможность перекредитоваться, эти схемы работали, а средства оборачивались и приносили Факторам текущий доход. Но в условиях проблем с ликвидностью обслуживать такие пирамиды уже очень скоро станет невозможно.

– Как сильно ужесточились подходы НФК к оценке рисков в 2014 году?

– Они стали значительно строже. Прежде всего мы определили для себя список отраслей, которые, по нашей оценке, в наибольшей степени подвержены негативному влиянию внешней макроэкономический среды, и отказались от обслуживания компаний, представляющих эти отрасли. Также мы стали с большим скепсисом смотреть на дебиторскую задолженность, срок оборачиваемости которой превышает 90 дней, и начали больше внимания обращать не только на уровень долговой нагрузки клиентов с заемными средствами, но и на график обслуживания этих долгов. Ведь если раньше у компаний были возможности переоформить действующие кредиты, то сейчас они могут столкнуться с тем, что по истечении сроков кредитования не получат ликвидность, на которую рассчитывают. А если и получат, то стоимость этих новых заимствований будет негативно сказываться на их марже.

В декабре мы вынуждены были дополнительно ужесточить политику управления рисками, поскольку резкое изменение курса рубля по отношению к иностранным валютам поставило под угрозу способность многих клиентов выполнять взятые на себя обязательства. В новой парадигме мы фактически занимаемся управлением в ручном режиме. Универсальных решений, которых в НФК и без этого было немного, стало еще меньше, поскольку даже те компании, которые представляют одну и ту же отрасль, могут «чувствовать» себя совершенно по-разному.

– Устанавливались ли в рамках «перезапуска» системы риск-менеджмента ограничения на предоставление факторинга без права регресса?

– Поставщики из отраслей, не связанных с повышенным риском, имеющие хорошо диверсифицированную базу покупателей, имеют беспрепятственный доступ к факторингу без регресса. Вопрос лишь в готовности таких поставщиков к новому уровню стоимости безрегрессного факторинга. Мы рассматриваем вероятность существенного ухудшения качества такого диверсифицированного портфеля как достаточно низкую, поэтому не видим необходимости вводить какие-либо ограничения на продажу этого продукта.

– Как сильно в 2014 году выросли факторинговые ставки? Как сказался их рост на маржинальности бизнеса НФК?

– В 2014 году ставки выросли в среднем примерно на 10 п. п., и пока у меня нет ожиданий, что в обозримом будущем в отсутствие новых потрясений в экономике они сильно изменятся.

Если же говорить о нашей марже, то она существенно сократилась, поскольку ставки по пассивам, особенно по краткосрочным, изменились очень быстро, в то время как ставки в отношении активов по уже профинансированным поставкам изменить невозможно. Кроме того, потребуется какое-то время, чтобы нащупать новый уровень цен, поскольку переход на новый тарифный план предусматривает не только желание со стороны Фактора, но и согласие, а зачастую и возможность, со стороны клиента.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития рынка факторинга в этом году? Какие потенциальные точки поддержки рынка в 2015 году вы видите?

– Я считаю, что в обозримой перспективе основной акцент Факторы будут делать не на количественных показателях, а на управлении рисками, в том числе на их диверсификации. Нынешний год будет годом ожесточенной борьбы за качественных клиентов с диверсифицированной базой финансово устойчивых покупателей. Если говорить о прогнозном объеме рынка, то с учетом возросшего уровня рисков и инфляционного фактора в номинальном выражении он может остаться на уровне 2014 года.

Дополнительным стимулом для роста может стать предоставление Факторам доступа на рынок обслуживания госконтрактов. Конечно, это тоже палка о двух концах. С одной стороны, это политическое решение может обеспечить существенный прирост для рынка. С другой, оно скрывает  в себе «подводные камни». Сложность состоит в том, что при нынешнем уровне ставок время стоит очень дорого, и если государство не сможет обеспечить в гарантированные сроки исполнение своих обязательств, это может стать нагрузкой на ликвидность Факторов. Кроме того, ожидания относительно нарушения сроков платежей невозможно «зашить» в тарифную политику, так как нет соответствующей статистики. В то же время с политической точки зрения эта тема очень правильная. Особенно с учетом того, что сейчас в качестве одной из основных антикризисных мер провозглашается снижение давления на малый и средний бизнес, а также обязательство государственных компаний осуществлять закупки у МСБ в определенном объеме.

 


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!