Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России
Роман Огоньков

Какие тенденции рынка факторинга в 2010 году Вы бы выделили в качестве основных?

– Прошедший год главным образом характеризовался существенным ростом рынка. В основном это заметно по достаточно серьезному увеличению объемов бизнеса тех игроков, которые активно начали развиваться уже после кризиса. .

Рост, который был в 2010 году, базируется не на новых продуктовых решениях, технологиях, а прежде всего на повышении доступности факторинга за счет достаточно существенного снижения стоимости услуг. Особенно это заметно по новым игрокам. К примеру,«Альфа-банк», оборот которого почти на 50%  больше, чем у НФК, заработал в два раза меньше нас. Факторинг ли это? С точки зрения стандартов принятых на развитых рынках, нет. Речь скорее идет о продукте,  который называется инвойс дискаунтинг, так сказать, «только деньги» и никакого сервиса. Эта услуга позиционируется в факторинговой индустрии как альтернатива кредитным продуктам. Банки, видимо, привлекает короткий срок оборачиваемости активов по таким сделкам, и ради того, чтобы «распихать» избыточную ликвидность, они были готовы продавать такой «факторинг» по любой цене.

Все ждали,  что решение коллизии с лицензированием факторинга спровоцирует массовый приход зарубежных игроков. Сейчас можно считать, что российский рынок от него «защитился». Нынешний уровень тарифов становится непривлекательным даже для них.

Наверное, не вполне оправдались прогнозы по опережающему росту безрегрессного факторинга. Мы видим, что его доля  возросла лишь немного. Результаты 2010 года свидетельствуют в пользу того, что все еще можно использовать термин «потенциальные возможности» в отношении этого продукта.

 – Каких успехов достиг Ваш банк в 2010 году и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

– Докризисных объемов бизнеса в 2010 году мы не достигли, но существенно к ним приблизились. Главный итог года – увеличение прибыли более чем в 2 раза, свидетельствует о правильном выборе модели ведения бизнеса в посткризисных условиях. Радуют результаты проведенных мероприятий по сокращению объемов и доли просроченной задолженности, рост запросов по импорту от наших зарубежных партнеров.

Основная сложность  –  это снижение маржинальности бизнеса. Зарабатывать стало гораздо труднее.

Не скрою, мы в своих прогнозах на 2010 год столь активного снижения цен и новыми игроками, и теми, кто уже давно присутствует на рынке, не ожидали. Какие-либо другие некомфортные тенденции на рынке в 2010-м я не могу отметить.

 – А снижение стоимости факторинга уже закончилось или эта тенденция все еще продолжается?

– То, что мы наблюдаем в некоторых случаях, назвать иначе как сумасшествием сложно. А насколько  сумасшествие может быть прогрессирующим, я не берусь судить, не имея медицинского образования. Раз уж наш рынок решил идти по пути изобретения велосипеда, не особенно равняясь на практику ценообразования развитых рынков, я не исключаю, что этот синдром нездоровой ценовой политики может перекинуться в том числе на факторинг без регресса. Например, в этом году мы столкнулись с тем, что достаточно крупный российский производитель металла  проводит  тендер среди Факторов, и   искренне рассчитывает получить факторинг без регресса по цене 7% годовых. За все. Включая покрытие риска неплатежа покупателей на несколько миллиардов рублей. Я уже не говорю о том, что рассуждать о стоимости покрытия риска в процентах годовых для факторинга во всем мире считается признаком невысокой профессиональной квалификации.

Некоторые игроки решили идти путем собственных проб и ошибок, и до того момента, когда они эти фатальные ошибки совершат, должно пройти какое-то время. Я искренне желаю нашим коллегам более внимательно изучать опыт развитых рынков, потому что, как ни крути, факторинг – отрасль со специфическим риском, далеко не всегда абсолютно идентичным тем рискам, с которыми приходится работать коммерческим банкам. Не зря почти во всех странах факторингом занимаются не банки, а специализированные компании. Над вопросом почему это именно так, а не иначе, задумываются, к сожалению, немногие. Хочется надеяться, что  российские игроки не повторят тех ошибок, которые уже были в истории факторинговой индустрии на развитых рынках, и для этого  уделят  больше внимания изучению этого опыта. Это не такие большие инвестиции. В погоне за текущими тактическими задачами важно не допустить фатальных стратегических ошибок и ответственно относиться к репутации национального рынка, чтобы исключить возможность появления новых «еврокоммерцев».

 – Станет ли факторинг привлекательным инструментом для вложения инвесторов?

– Здесь очень многое зависит от того, какие цели преследует инвестор. Если мы говорим о коммерческом банке, который в силу временной ситуации с наличием избыточной краткосрочной ликвидности видит в факторинге некую приманку для того, чтобы затянуть клиента за счет привлекательности факторинга в банк, продав ему затем всю линейку своих банковских продуктов, то, наверное, такая тактика оправдана. Хотя нам, как людям, посвятившим на данный момент большую часть сознательной жизни развитию этой отрасли, не очень приятно видеть, как факторинг превращается, перефразируя вождя мирового пролетариата , в «продажную девку»  концепции финансового супермаркета.

Для стратегов, которые смотрят на развитие рынка  «в длинную»  и готовы испытывать некий дискомфорт от нынешнего низкого уровня возврата на вложенные инвестиции, российский рынок остается привлекательным.

Инвестиции в развитие собственной  инфраструктуры действующими игроками возможно, если их акционеры готовы вливать дополнительный капитал в компании, поскольку  при текущей низкой доходности отрасли  у факторов вряд ли получится это делать за счет собственных ресурсов.

  – Каковы перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

– У региональных рынков всегда были и остаются хорошие перспективы, потому что нынешняя высокая концентрация факторингового бизнеса в двух столицах свидетельствует о том, что дальнейший рост доли Москвы и Санкт-Петербурга маловероятен. В 2011 году мы планируем, правда, очень точечно, вернуться к географической экспансии. Сейчас присматриваемся к развитию Дальневосточного федерального округа, неплохой потенциал роста у Сибирского федерального округа.

 – Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2010 году?

– 2010 год для нас характеризовался достаточно существенным  сокращением просроченной задолженности, что позволило нам снять часть ограничений, которые мы вводили во время кризиса. Я имею в виду, прежде всего, ограничения с точки зрения отраслей и географии продаж наших клиентов.

 – Испытал ли Ваш банк проблему неплатежеспособности дебиторов? Если да, то в каком объеме?

– Платежная дисциплина в 2010 году была намного лучше, нежели в 2008– 2009 годах. И я бы сказал, она была не хуже статистики докризисного 2007 года. Это можно объяснить тем, что те компании, которые столкнулись с фатальными для бизнеса проблемами, уже прекратили свое существование.

 – Как у Вас распределяется бизнес между банком и специализированной компанией?

– Доля НФК-премиум в общем объеме активов сейчас колеблется в районе 10-15%. Мы рассчитываем на то, что при общем росте объемов бизнеса, рост бизнеса, генерируемого НФК-премиум, будет происходить опережающими темпами. Наша небанковская компания специализируется на сделках безрегресса в форме покупки дебиторской задолженности, который является для нас наиболее приоритетным продуктом.

 – Какие основные инструменты привлечения финансирования Вы видите в 20112012 годах?

– Как мы говорили во время нашей прошлой встречи, мы внимательно следили за рынком рублевых облигаций (даже были готовы в конце года выйти с выпуском). Но расширение нашего сотрудничества с РоСБР по программе поддержки малого и среднего бизнеса привело к тому, что потребности в дополнительной ликвидности  в конце прошлого года мы не испытывали. Тем не менее, поскольку на 2011 год у нас достаточно серьезные планы по росту объемных показателей бизнеса, не исключено, что в ближайшее время мы к рассмотрению такой возможности вернемся.

 – Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 20112012 годах.

– В прошлом году я оценивал потенциальный рост от 50% и выше. Я думаю, что все-таки подтвердится то, что 50-процентную планку роста рынок факторинга перешел в 2010 году. Нет причин (за исключением возможных макроэкономических шоков), которые бы не позволили в 2011 году рынку увеличиться на те же самые 50%. Но, как и в прошлом году, я хотел бы сделать дополнительную оговорку. Пока объем рынка таков, что переход на схему факторинга даже одного крупного предприятия из топ-30 по капитализации, радикальным образом может увеличить темп роста этого рынка. Мы сейчас уже видели анонсы подобных сделок, со стороны«Газпромбанка», например. Если такие клиенты действительно появятся и начнут применять факторинг, то рост может быть еще более существенным.

Интересно будет посмотреть, как в 2011 году поведут себя игроки нового типа - факторинговые компании, учрежденные игроками из ритейла. Мы уже видели анонс от  Х5, акционеры «Азбуки вкуса», тоже открыли свой факторинговый проект. Мне известно об аналогичных планах еще двух региональных сеток. У «Волмарт» есть похожий проект в Мексике, но это совместное начинание с госпрограммой поддержки малого и среднего бизнеса, так что по мировому опыту это не является распространенной практикой. Поскольку российский рынок часто развивается по принципу «все побежали, и я побежал», может быть, мы имеем дело с новой тенденцией, когда сети в список своих традиционных услуг еще добавят такую опцию, как досрочная оплата собственной задолженности с дисконтом. Правда, как такие компании будут убеждать клиентов-поставщиков, что у них нет конфликта интересов, пока не очень понятно.

 – Как Вы оцениваете работу АФК в 2010 году?

– Работу АФК я оцениваю на 4 балла. По трехбальной шкале. Очень радует, что большое число игроков принимают достаточно активное участие в решении тех вопросов, которые рассматриваются в рамках АФК. Я считаю, что в 2010 году работа Дмитрия Шевченко заслуживает отличной оценки.

Участники рынка серьезно задумались о том, что нужна стандартизация с точки зрения классификации продуктов и услуг, потому что когда сервис одинаково именуемый «факторингом»  продается по ценам, отличающимся в разы, у потенциальных клиентов возникает как минимум чувство дискомфорта. Возьмем для примера так называемое «управление дебиторской задолженностью», которое практически всеми игроками декларируется как неотъемлемая часть сервиса, который пакетно предоставляется клиенту. Есть ведь на рынке такие игроки, у которых даже отсутствуют штатные сотрудники по этому роду деятельности. Сравните статистику факторов по количеству клиентов, дебиторов и сотрудников – многое станет понятно. Так что тогда называется «сервисом»? Звонок дебитору в случае отсутствия у поставщика денег на оплату регресса?

И поэтому, если АФК удастся реализовать свои планы по стандартизации продуктовой линейки факторинговой отрасли, это значительно повысит прозрачность сервиса в глазах клиентов. И  в рамках этих отраслевых стандартов будет гораздо проще  проводить исследования рынка, причем качество этого анализа существенно улучшится.