Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Романом Огоньковым, председателем правления банка НФК (ЗАО)

Огоньков Роман Владимирович

– Как изменился рынок факторинга за последний год? Какие бы вы события выделили в качестве основных в начале 2010 года?

– В 2009 году наиболее ярко проявилась сегментация рынка. Мы увидели активное наращивание присутствия большинства заметных игроков рынка в сегменте поставщиков товаров FMCG в адрес федерального ритейла. Причем почти в 100% случаев речь идет о предложении продукта с наименьшей добавленной стоимостью для клиентов – факторинге с регрессом. Вследствие сочетания таких факторов, как узость этого сегмента и увеличение числа присутствующих на нем игроков, мы наблюдали в 2009 году серьезный рост конкуренции, что при низкой сервисной составляющей регрессного факторинга привело к ценовой конкуренции. Основной рост объемов, который мы видим у игроков рынка факторинга в 2009 году, связан с активным развитием именно в этом сегменте. Цена этого роста – сокращение рентабельности, что, безусловно, снижает инвестиционную привлекательность факторинга как бизнеса, способного показывать достаточно высокий уровень отдачи на вложенный капитал, и не стимулирует рыночных игроков к серьезным инвестициям в развитие инфраструктуры бизнеса.

На другом полюсе рынка – продукты с наибольшей сервисной составляющей без жестких отраслевых ограничений. Прежде всего речь идет о факторинге без регресса, включающем в себя, помимо финансирования, страхование риска неплатежа покупателя и сбор дебиторской задолженности. В этом сегменте рыночное предложение представлено небольшим числом компаний и занимает существенно меньшую долю в объеме рынка.

Любопытно отметить, что в России наблюдается некая «эволюция наоборот». Западный рынок начинал с факторинга без регресса, и только в дальнейшем, создав достаточную инфраструктуру для оказания качественных услуг по этому продукту, факторы начали думать о том, какие новые продукты для других сегментов, а не только для малого бизнеса, они могут предложить. Так появились факторинг с регрессом, инвойс-дискаунтинг и другие продукты ABL. В России на сегодняшний день все наоборот – рынок начал развиваться с продукта с наименьшей добавленной стоимостью. Не имея развитого института андеррайтинга дебиторов, эффективной IT-инфраструктуры, навыков и отлаженных процедур по сбору дебиторской задолженности, развивать такой продукт как факторинг без регресса, достаточно сложно. Здесь получается замкнутый круг: если сокращается маржа в «традиционном» факторинге с регрессом, то из накопленной прибыли в создание сильной инфраструктуры не проинвестируешь. Руководителям факторинговых подразделений, стремящимся диверсифицировать продуктовую линейку за счет внедрения более сложных продуктов, придется «продавать» идею необходимости дополнительных инвестиций в строительство факторингового бизнеса банковскому топ-менеджменту и акционерам, что в посткризисный период достаточно нелегко.

В 2010 году мы с интересом будем следить за процессом адаптации рынка факторинга к закону о торговле. В каком-то отношении Факторам становится легче, поскольку срочность размещения становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые накладывает закон. С другой стороны, у поставщиков в некоторой степени может снизиться мотивация к использованию факторинга, ведь если система заработает так, как ее представил себе законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся. А вот к явно неприятным сюрпризам для Факторов можно отнести намерение сетей сделать платной процедуру подтверждения задолженности перед поставщиком. Классический пример выбора «из двух зол»: Факторы должны либо отказаться от сверок, что повышает риски, либо платить, что увеличивает расходы. Есть, конечно, и третий путь – апеллировать к ФАС, ссылаясь на незаконность этих требований, поскольку представлять процедуру сверки задолженности рыночной услугой, которую ритейлер оказывает фактору, с моей точки зрения, весьма сомнительно. Однако перспектива «третьего пути» во многом зависит от готовности Факторов выступить против таких «инноваций» единым фронтом.

– Стоит ли, на Ваш взгляд, выделять факторинг за баланс банка или нет?

– Плюсы и минусы есть у каждой из этих альтернатив. Сначала поговорим о факторинге в рамках банковской структуры.

В нашем случае, например, вся публичная кредитная история связана с банком. Все рейтинги, которые у нас есть, тоже связаны с ним. Можно опираться на помощь ЦБ через участие в беззалоговых аукционах. Для инвесторов и кредиторов банк – более прозрачная и понятная структура, нежели небанковская компания, по которой еще и нет каких-то четких, принятых всеми установок по ведению учета и стандартам отчетности. В конце концов банки не имеют проблем при осуществлении сделок по международным факторинговым операциям, связанным с расчетами в иностранных валютах.

Но ЦБ РФ не видит для себя отличий между факторингом и кредитными операциями с точки зрения подходов к формированию резервов. В соответствии с последними разъяснениями регулятора по трактовке кредитными организациями положений инструкции № 254П, Факторы обязаны создавать резервы под возможные потери в разрезе покупателей с момента уступки долга, причем вне зависимости от того, с регрессом факторинг или без. И это большая проблема для банков, потому что, резервируя в разрезе покупателей, они вынуждены поддерживать актуальность кредитного досье, чтобы не создавать повышенные резервы, ведь не всякий покупатель является публичной компанией, и не всякий готов регулярно предоставлять финансовую отчетность – у него нет такой обязанности. У него есть договор купли-продажи с поставщиком, предоставлять информацию Фактору он может только добровольно. Регулятор не принимает в расчет обычаи делового оборота при предоставлении товарного кредита, когда просрочка оплаты – стандартное явление. Не принято подавать в суд, взыскивая штрафы с покупателя, который одну-две недели тянет с оплатой. Это не хорошо и не плохо, это обычай делового оборота, он присутствует во всем мире при торговле на условиях «открытого счета». Есть, конечно, страновые различия: в Северной Европе, к примеру, просрочка меньше, чем в Южной. Но факт остается фактом – несоблюдение сроков оплаты покупателем товара, приобретенного на условиях отсрочки платежа, – это не кредитный, а риск потери ликвидности. И статистика дефолтов показывает, что покупатели, как правило, задерживают оплату, но только в минимальном количестве случаев допускают дефолт и в принципе не могут эти обязательства исполнить. Получается, что так называемый «льготный период», который в соответствии с обычаями делового оборота считается «нормальной» просрочкой, ЦБ приравнивает к «вредной» просрочке по кредиту банковскому, чем вынуждает все большее и большее число банков задумываться – а стоит ли вообще факторинг продолжать развивать на балансе коммерческого банка? А может, стоит вывести его в отдельную банковскую структуру? Издержки на содержание небанковской компании ниже, филиалы открывать проще. Но это одна сторона медали. Минусы тоже есть, и они существенные. В небанковских компаниях есть соблазн впасть в другую крайность – вместо банковского «перерезервирования» начать занижать уровень резервов ниже необходимого «гигиенического», позволяющего факторинговой компании иметь достаточную ликвидность для обслуживания собственных обязательств. Видимо, в ближайшей перспективе большинство банков, исходя из собственных приоритетов, обзаведутся дочерними небанковскими компаниями и переведут туда часть бизнеса. НФК в том числе.

– Каких успехов достигла Ваша компания в 2009 году, и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

– Главный успех заключается в том, что мы закончили 2009 год с положительным финансовым результатом. Наверное, наши 73 млн рублей чистой прибыли – это не предел мечтаний. С другой стороны, если посмотреть на результаты, которые показывают кредитные организации, и сложности, с которыми столкнулся рынок факторинга не только в России, но и в мире, это приемлемый результат. С учетом того, что с августа 2008 года по май 2009 года мы выплатили кредиторам по различным долговым инструментам около 4,2 млрд рублей, что сопоставимо с текущим уровнем факторингового портфеля НФК, оценку можно повысить до твердой четверки. Сейчас перед нами стоят задачи по формированию пассивной базы, поскольку не хватает некоей «золотой середины». Есть собственный капитал, есть краткосрочные пассивы, хотелось бы «разбавить» пассивную базу инструментами со срочностью 1-2 года. Мы сейчас активно изучаем возможности организации облигационного займа в этому году, хотя не исключено, что хороших ставок придется ждать до 2011 года.

Мы довольны тем, что нам, пусть и незначительно, удалось увеличить долю безрегрессного факторинга в обороте, и в 2010 году основную ставку мы будем делать именно на продукты, связанные с покрытием рисков. В качестве одного из наиболее важных достижений следует отметить сохранение ключевых клиентов, использующих наши комплексные продуктовые решения.

– Есть ли перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

– О перспективах можно говорить в контексте состояния экономики каждого конкретного региона. Есть регионы, демонстрирующие устойчивый объем платежеспособного потребительского спроса, там уровень безработицы ниже среднего по стране, а экономическая активность бизнеса сократилась незначительно. Эти рынки остаются достаточно привлекательными. Есть, конечно, и регионы, где проблемы, связанные с падением объемов производства и ростом безработицы, более серьезные и, наверное, в этих регионах о каких-то перспективах в 2010 году говорить сложно. Планов по региональной экспансии в 2010 году у нас нет, мы сконцентрированы на развитии тех точек присутствия, где мы на данный момент представлены. Но исключения тоже возможны.

– Как вы оцениваете российский рынок факторинга по сравнению с западным рынком в период кризиса?

– Главная головная боль у наших европейских коллег – это плачевная ситуация с рынком кредитного страхования в некоторых странах, например в Испании. Там факторинговые компании, что характерно и для Европы в целом, активно передавали часть своих традиционных «внутренних» функций на аутсорсинг. Зачем иметь собственную службу андеррайтинга, если можно получить от страховой компании полис и «оптом» застраховать весь свой портфель? Зачем заниматься сбором задолженности, если есть коллекторские компании? Также рассуждали и кредитные страховщики: «Мы страхуем портфели факторинговых компаний, но есть перестраховочный рынок, он и покроет наши риски». Но когда крупные перестраховщики в прошлом году перестали выдавать покрытие по этим рискам, страховым компаниям ничего не оставалось делать, кроме как перестать принимать эти риски от факторинговых компаний. Факторинговые компании схватились за голову: собственной инфраструктуры уже нет, аутсорсинг, к которому они прибегали раньше, пропал, остался вопрос: что дальше делать с клиентами? Конечно, все прекрасно понимают, что сидят «в одной лодке», поэтому стараются выработать совместные решения, но турбулентность все же пока сохраняется. Нам в этом плане проще, поскольку в России возможности аутсорсинга практически отсутствуют. Кризис показал, что мы не зря тащили на себе груз расходов по созданию инфраструктуры андеррайтинга, риск-менеджмента, коллекшн и т. д. Наличие именно такой инфраструктуры позволило сохранить устойчивость компании в не самые простые времена. Качество портфеля прошло проверку кризисом, а скорость сбора дебиторской задолженности была достаточно приличной.

В отраслевом разрезе различий между нами и Европой почти нет. Наиболее серьезные проблемы возникли во всех отраслях, связанных со строительством и машиностроением, прежде всего – в автопроме. Наиболее «живучими» отраслями стали производство сельскохозяйственных продуктов, а также косметики и парфюмерии, того, от чего в последнюю очередь отказываются женщины. Пресловутый «фактор губной помады».

– Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2009 году?

– Со второго полугодия 2009 года мы отказались от жестких отраслевых ограничений. В устойчивых к кризису отраслях есть «просевшие» компании, которые не справились с долговой нагрузкой, и наоборот, в наиболее пострадавших от кризиса отраслях есть финансово устойчивые предприятия, растущие за счет ухода с рынка наиболее слабых игроков. Как прошедший, так и текущий годы не будут годами конвейерной работы по продажам стандартизованного продукта, по крайней мере, для НФК. Нам кажется более перспективным нетривиальный подход, предполагающий комплексные индивидуальные решения для компаний, у которых есть амбиции и потенциал роста. Нет «плохих» отраслей, есть необходимость настройки системы риск-менеджмента под условия каждой конкретной отрасли и даже компании.

– НФК всегда воспринималась как компания, у которой аппетит к риску ниже, чем в среднем по рынку, но сейчас Вы, по сути, опровергаете эти представления.

– С уходом ряда игроков значение «среднего по рынку» тоже изменилось. Аппетит к риску должен быть подкреплен наличием инфраструктуры. Есть такой принцип: надо уходить из-за стола с чувством легкого голода, поэтому я не говорю о большом или маленьком аппетите. Вопрос в достаточности инструментов, навыков и опыта, которые есть для удовлетворения аппетита без пренебрежения правилами здорового питания. Какой бы ни был аппетит, съедать килограмм плохо прожаренного мяса вредно для организма. Если есть понимание того, как правильно приготовить, какие соусы использовать, с каким гарниром подать и чем запить, послевкусие после такой трапезы будет совершенно иным. Сейчас предложение факторинговых услуг сконцентрировалось в сегменте с низким риском и доходностью. Наличие у НФК компетенций, которые связаны с умением управлять рисками и собирать дебиторскую задолженность покупателей при высоком уровне автоматизации бизнес-процессов, широкой продуктовой линейки и накопленных в течение 11 лет знаний в области товарного кредитования позволяет создавать для клиента набор инструментов, максимально соответствующий потребностям компании и специфике отрасли. Компаний и отраслей, с которыми было бы невозможно работать ни при каких условиях, очень мало.

– Есть такие регионы, где просрочка значительно больше, чем в среднем по России?

– Нет, таких регионов нет.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2010–2011 годах?

– Сейчас очень благодарное время для прогнозов. Если раньше прогноз не оправдывался, тому был ограниченный набор объяснений. Сейчас, в период экономической турбулентности, можно с равной вероятностью давать любые прогнозы, и репутация эксперта не пострадает. В 2010 году мне бы хотелось увидеть рост рынка на уровне 40-50% и его удвоение в 2011 году. Более консервативный прогноз – рост на 20-25%. После коррекции рынка в 2009 году стартовая площадка стала ниже, поэтому даже переход на использование факторинговых схем каким-нибудь «гигантом экономики» изменит объем рынка в разы.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!