Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Проект «Крупнейшие компании России»

 


КАРТА ПРОЕКТА
Проект «Крупнейшие компании России»

«Систему негосударственных пенсионных фондов необходимо достраивать, и краеугольный камень, как нам видится, заложен»

Одна из остроактуальных и одновременно «вечных» тем – нехватка в российской экономике «длинных» денег. Насколько последние изменения в нормативной базе относительно направлений инвестирования НПФ находятся в русле решения этой проблемы? В какой мере ожидания здесь соответствуют уже имеющейся или предполагаемой ситуации? Нуждается ли нормативная база в связи с этим в дальнейшем улучшении, корректировке – если да, то какой именно?

Наталья Чуйкова: Основным источником «длинных» денег действительно должны являться НПФы и ВЭБ. На текущий момент объём рынка пенсионных накоплений составляет 3,6 трлн рублей, из них на долю НПФов приходится порядка 1,7 трлн руб. Для экономики это те самые недостающие средства. Однако даже с учетом недавних законодательных изменений эти деньги нельзя назвать действительно «длинными».

На сегодняшний день законодателями предполагается внесение ряда изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность НПФ. В частности, данные изменения позволят отойти от тенденций крайне ограниченной годовой стратегии инвестирования, не приемлющей отрицательный финансовый результат в рамках отдельно взятого финансового года, а также от борьбы фондов в гонке за привлечение новых застрахованных лиц. Речь идет о введении правил перехода застрахованного лица из одного НПФа в другой. Теперь изменение страховщика без потери инвестиционного дохода возможно не чаще, чем раз в 5 лет. Этот фактор позволяет нам ожидать дальнейший планомерный рост рынка НПФ, ведь стабильность клиентской базы как минимум на протяжении 5 лет позволит фондам сосредоточиться на своей основной деятельности – инвестициях и выплате пенсий, а не на наращивании объемов заключения новых договоров. С точки зрения эффективности инвестиционной деятельности таких инвесторов, как пенсионные фонды, финансовый результат целесообразно оценивать по итогам 5-10 лет, а не ежегодно. Конечно, систему негосударственных пенсионных фондов необходимо достраивать, но краеугольный камень, как нам видится, заложен. Логика инвестирования меняется в правильную сторону, но этого все же пока недостаточно.

В странах с развитой экономикой пенсионные фонды осуществляют долгосрочное и эффективное инвестирование в строительство, транспорт и другие отрасли. При поддержке государства, сохранившего накопительный компонент пенсионной системы, пенсионные накопления в нашей стране также получили возможность работать как полноценный инвестиционный ресурс. Инвестиции средств пенсионных накоплений в НПФах, сделанные в реальный российский сектор, позволят развить экономику нашей страны и получить результат для будущих пенсионеров. Вложения через ВЭБ, к сожалению, сужены наиболее консервативными инструментами и потому не позволяют участвовать в росте экономики страны.

Если отдельно рассматривать инвестиционную деятельность НПФов, ключевая задача пенсионного фонда – обеспечение непрерывного роста пенсионных накоплений для сохранения их стоимости в будущем до того момента, когда наши клиенты достигнут пенсионного возраста и воспользуются правом на получение негосударственных пенсионных выплат. В связи с этим, фонд как участник рынка коллективных инвестиций обязан, в первую очередь, выработать инвестиционную стратегию, сочетающую оптимальное соотношение доходности и уровня принимаемого риска. Выполняя одну из ключевых задач, негосударственные пенсионные фонды также активно формируют рынок долгосрочного капитала, что крайне положительно отражается на развитии экономики страны. Непредвзятый взгляд и поиск наиболее эффективных решений при инвестировании средств – главная отличительная черта независимых участников фондового рынка. Так, последние несколько лет наблюдалось смещение привлекательности инвестирования в банковские инструменты по ставкам и по условиям инструмента. С учетом специфики деятельности НПФов и их ключевых задач, именно депозиты представляли собой самый выгодный и неволатильный инструмент при формировании инвестиционных портфелей фондов, который позволил, например, в 2014 году многим фондам остаться в положительной зоне по доходности. Текущие высокие ставки на рынке корпоративного заимствования сузили в этом году объем новых предложений, корпоративных выпусков сейчас не очень много. Но прогнозы Минэкономразвития и ЦБ оптимистично смотрят на индекс потребительских цен, один из финансовых индикаторов страны. Оптимизм министерств позволяет надеяться крупным и качественным заемщикам на снижение ставок привлечения и занимать выжидательную позицию, придерживая выход на публичный долговой рынок.

В условиях непрекращающейся высокой волатильности фондовых рынков, и сегодня сохраняется тенденция высокой привлекательности банковских инструментов. Однако с 1 июля 2015 года действуют новые требования к составу и структуре инвестиционного портфеля по пенсионным накоплениям, исходя из которых, сегодня фонды вынуждены снижать долю депозитов в портфеле и теряют «тихую банковскую гавань» в случае повторения кризисов в будущем.

Кроме того, на сегодняшний день активно обсуждается снятие ограничений по максимальной доле инфраструктурных облигаций в портфеле фондов. Это связано с тем, что инвестирование в долгосрочные инфраструктурные проекты это возможность для НПФов не только сохранить пенсионные накопления от инфляции, но и вложиться в низковолатильные и низкорисковые инструменты с дополнительной пользой для государства. Расширение инвестиций НПФ в сторону построения качественной инфраструктуры соответствует мировым практикам. В развитых странах мира НПФ все чаще становятся основными инвесторами долгосрочных инфраструктурных проектов.

Среди прочих изменений в законодательной базе обсуждается введение квот на покупку НПФами бумаг госкорпораций. Что это значит? С одной стороны, выход на рынок бумаг госкорпораций – это, в первую очередь, повышение конкуренции среди самих корпораций. Для НПФов покупка госбумаг – это возможность расширения инвестиционного портфеля, выбора инструментов инвестирования. В то же время введение квот на покупку НПФами бумаг госкорпораций выглядит нелогичным: обязательная покупка какой-либо бумаги без учета ее фактической оценки снижает эффективность вложений, противоречит логике инвестирования и не способствует развитию рынка ценных бумаг, ибо «убивает» здоровую конкуренцию. Ведь при выборе инструмента инвестирования первостепенным является соотношение доходности и уровня принимаемого риска. Как НПФ мы готовы покупать госбумаги, имея при этом возможность самостоятельно выбирать эмитента, исходя из оценки эффективности вложений, а не наложенных требований.

Можете ли вы поделится опытом инвестирования вашего фонда в реальный сектор, в инфраструктурные проекты?

Наталья Чуйкова: Совсем недавно, в июле 2015 года, наш Фонд принял участие в финансировании строительства скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург. Наряду с тремя другими крупными НПФ мы инвестировали во второй рублевый выпуск (ДС-2-об) инфраструктурных облигаций для ООО «Магистраль двух столиц». В итоге 5,5 млрд рублей пенсионных накоплений 4-х НПФ будут направлены на финансирование строительства участка платной скоростной дороги М11 «Москва – Санкт-Петербург». Инфраструктурные облигации обеспечивают гарантированную доходность, как правило, выше инфляции. К сожалению, в периоды гиперинфляции, которые переживала наша страна, сохранить покупательскую способность активов практически невозможно. Здоровье экономики страны – главнейший залог успеха любой накопительной системы.

Зачастую под названием инфраструктурных облигаций предлагаются бумаги холдинговой компании, не связанные с каким-то конкретным проектом. Проектов с действительно качественно прописанной экономикой пока не много. «Магистраль двух столиц» – это скорее исключение. Участие в проекте по строительству автомагистрали Москва – Санкт-Петербург – это возможность диверсифицировать наш инвестиционный портфель за счет вложения в качественный проект, который предлагает привлекательный уровень доходности, что соответствует интересам наших клиентов.

До участия в столь крупном проекте мы инвестировали в облигации компаний, занимающихся твердыми бытовыми отходами. Потенциально нам интересны машиностроение, может быть, горнодобывающая отрасль, выборочно – качественные девелоперские проекты. Причем речь может идти как об облигациях, так и об участии в капитале.

Хочется особо подчеркнуть, что благодаря сохранению накопительного компонента пенсии, средства НПФов могут и должны стать важнейшим источником финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.

Можно ли считать нынешнюю (вторую) пенсионную реформу в целом завершенной? Каким вам видится оптимальное развитие пенсионной системы с учетом интересов самих будущих пенсионеров, НПФ, государства в связи с социально-экономической и демографической ситуацией?

Оксана Власьева: На текущий момент говорить о завершении пенсионной реформы рано. Мы можем лишь подвести итоги, и то предварительные, лишь некоторых этапов происходящих в пенсионной отрасли изменений. Конечно, одно из главных решений – сохранение накопительного элемента пенсионной системы. Это верно не только с точки зрения изначальной логики пенсионной реформы, которая началась еще в 2002 году. В первую очередь, это важно для тех людей, которые выбрали накопительную систему и на протяжении более чем 10 лет активно формируют свои пенсионные накопления. Свыше 28 млн человек – столько россиян уже распорядились своими пенсионными накоплениями, став клиентами частных НПФ и управляющих компаний.

Если мы вспомним, как начинали строить российскую пенсионную систему, то за основу была взята шведская модель – одна из передовых, сочетающая в себе смешанный принцип и состоящая из трех частей: условно-накопительной (распределительной), накопительной и гарантированной (базовая пенсия). В Швеции особо широкое распространение получили негосударственное пенсионное обеспечение и добровольные индивидуальные накопительные пенсионные схемы. По мнению экспертов, архитектура нашей пенсионной системы была создана в логике лучших мировых практик. И, конечно, сегодня она требует соответствующего развития в сторону трехуровневой пенсионной модели. Пока в нашей стране не будет оптимального сочетания государственной, корпоративной и частной пенсий, люди не будут жить на заслуженном отдыхе в достатке, как живут, например, европейские пенсионеры – довольные и счастливые, путешествующие по миру.

Прогноз экспертов по развитию демографической ситуации, конечно, не радужный – к 2020 году количество работающих и пенсионеров в нашей стране сравняется, а после количество пенсионеров будет становиться только больше. Соответственно будет расти и давление на бюджет ПФР. Чтобы достичь баланса, необходимо не только активное развитие обязательных и индивидуальных накоплений, но и в целом принятие системных мер, в том числе постепенное увеличение пенсионного возраста в отношении сегодняшней молодежи, реформирование системы досрочных пенсий и пр. Мы сможем достичь баланса пенсионной системы тогда, когда будет сочетание трех факторов: бизнес будет активнее внедрять корпоративное пенсионное обеспечение для своих сотрудников; благодаря расширению инвестиционных возможностей для НПФ эффективнее будет работать обязательный накопительный компонент и, конечно, необходима кампания по стимулированию граждан копить на пенсию самостоятельно в рамках индивидуальных пенсионных программ, которые предлагают НПФы.

Возвращаясь к теме накопительного компонента, сегодня пенсионные накопления – это порядка 3 трлн рублей. С каждым годом их объем увеличивается, и это те самые «длинные» деньги, которые необходимы стране для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов. Во всем мире пенсионные накопления будущих пенсионеров активно работают на экономику, а не лежат мертвым грузом. Благодаря текущим изменениям пенсионные накопления российских пенсионеров также начинают работать и инвестироваться в инфраструктуру. Таким образом, в плюсе и будущие пенсионеры, и НПФы, и государство.

Отдельно стоит отметить изменения, связанные с надежностью системы частных НПФов. Обязательное акционирование фондов, усиление требований регулятора Банка России, создание системы гарантирования пенсионных накоплений – безусловные шаги к повышению доверия граждан к существующей пенсионной системе. Отрасль становится прозрачнее, средства граждан получили дополнительные гарантии со стороны государства. Все это в целом – однозначно положительные результаты продолжающейся пенсионной реформы.

Какие меры необходимо предпринять для создания в стране мощного сектора корпоративного пенсионного обеспечения?

Оксана Власьева: Развитие системы корпоративных пенсий в нашей стране идет, к сожалению, лишь в отдельных отраслях экономики. На текущий момент средства в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) только приближаются к 1 трлн рублей. По сравнению с объемом пенсионных накоплений эта цифра, конечно, не только меньше, но и динамика ее роста существенно ниже.

Если обратиться к западной практике – Бельгия, Швейцария, Великобритания, Голландия и др., то в отличие от нашей страны там корпоративному пенсионному обеспечению уделяется пристальное внимание. В частности, во многих странах государство обязывает работодателей внедрять корпоративные пенсионные программы. Их широкое распространение идет в том числе через отраслевые коллективные договоры, т.е. через профсоюзы. Особый интерес для работников развитых страны представляют паритетные программы, в рамках которых человек получает возможность накопить значительные средства для выхода на пенсию посредством отчислений работодателя и своих собственных вложений.

Для появления существенных сдвигов в данном направлении у нас необходимо заинтересованное отношение к формированию корпоративных пенсионных систем трех сторон: государства, работодателей и профсоюзов. Конечно, государство со своей стороны частично уже сделало шаги в данном направлении, приняв ряд мер по совершенствованию налогообложения. В частности, осуществляя негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников, предприятия, согласно закону, получили возможность, во-первых, относить пенсионные взносы в пользу своих сотрудников в размере до 12% от ФОТ на себестоимость, а во-вторых, взносы по договорам НПО не подлежат обложению страховыми взносами. Таким образом, компании могут увеличивать выплаты сотрудникам, не повышая при этом фонд оплаты труда и не увеличивая средний заработок работника. Однако в ситуации с налоговыми преференциями для бизнеса вопросов еще много. Взять хотя бы НДФЛ, который взимается с выплат пенсионерам по договорам НПО. По сути, на сегодняшний день государство рассматривает средства по НПО как доход, а ведь это, в первую очередь, социальная выплата.

В нашей стране корпоративное пенсионное обеспечение наиболее эффективно развивается в крупных промышленных холдингах. Как следствие, рост рынка НПФ замедлился, поскольку должен перейти на качественно новый уровень: от крупного бизнеса – к среднему и мелкому. Несмотря на преимущества от реализации программ в плане мотивации сотрудников, удержания высококвалифицированных специалистов, расширения социального пакета, для руководства большинства компаний это все-таки дополнительные расходы. Для того чтобы поменять их отношение, конечно, необходимо существенно расширять налоговые преференции.

Вступление граждан в программу государственного софинансирования пенсий завершено. Каковы, на ваш взгляд, ее итоги? Насколько полученный в ходе ее подготовки и проведения опыт может быть использован в дальнейшем?

Оксана Власьева: В основу программы государственного софинансирования пенсии была заложена идея плавного перехода наших граждан на общемировые стандарты пенсионного обеспечения, а именно – сформировать в сознании человека важность и необходимость личных пенсионных накоплений. Такие программы определенно должны быть. Их реализация, в том числе, приближает нас к трехуровневой пенсионной модели. По результатам Программы ее участниками стали почти 16 млн человек. Если учесть, что экономически активное население страны составляет примерно 75 млн человек, то фактические каждый 5-й человек задумывается о своей будущей пенсии, что является неплохим показателем. Конечно, судить об эффективности Программы пока рано. Выводы можно будет сделать по тому – делал ли ее участник взносы в течение 10 лет действия Программы, которые идут на будущую накопительную пенсию, и если да – то, в каком объеме.

По сути альтернативой государственной программе можно назвать паритетные корпоративные пенсионные программы, которые предлагают предприятиям НПФы. Исходя из опыта нашего Фонда, руководство многих крупных компаний-клиентов стало включать паритетную программу в пакет корпоративного пенсионного обеспечения своих сотрудников. Условия подобных программ и объем софинансирования работодатель определяет самостоятельно: например, 5% от заработной платы ежемесячно вносит в пользу своей будущей пенсии работник, столько же добавляет предприятие. Роль НПФ в данном случае в аккумуляции, эффективном инвестировании средств и хорошем уровне сервиса на этапе выплат пенсий. В целом растущий интерес к паритетным программам и предварительные итоги государственной программы софинансирования говорят о том, что в сознании наших людей уже начало формироваться правильное представление о необходимости дополнительных самостоятельных отчислений на свою будущую пенсию.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!