Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Не процентом единым

Волков Станислав, Кирьянова Кристина

В ближайшие год-полтора рост портфелей обеспечит розничным банкам высокие процентные доходы. Но уже сейчас им нужно инвестировать в продукты, которые позволят увеличить долю комиссионных доходов

В кризисный период чистые процентные доходы многих розничных банков из-за сокращения портфеля и удорожания фондирования перестали покрывать расходы содержание персонала и обширной сети офисов. В 2010 году банки восстановили докризисный объем портфеля (см. график 1) и выровняли ситуацию с рентабельностью бизнеса.

Но динамичный розничный рынок не даст им долго почивать на лаврах. Конечно, маржа розничных банков в 2010 году пострадала в меньшей степени, чем у их коллег, ориентированных на корпоративных клиентов. Но и банки, обслуживающие физлиц, должны готовиться к тому, что через 1-2 года им придется работать с меньшим, чем сегодня, процентным спредом. Высокую доходность сохранят те, кто к этому времени увеличит долю комиссионных доходов. Правда, наращивание доли непроцентных доходов – это немалые инвестиции в технологии и обучение персонала, и делать их нужно уже сегодня.

График 1. Портфель розничных кредитов вернулся к докризисным объемам

Источник: «Эксперт РА» по данным Банка России

Ажиотажа не будет

В 2011 году банки еще смогут позволить себе сделать ставку на процентные доходы, но возможности развития по докризисной модели экстенсивного роста ограничены. 

Насыщение рынка экспресс-кредитования, где банки получают наибольшую доходность, может произойти уже в ближайшие год-полтора. Спрос на автокредиты, очевидно, будет расти несколько дольше. Но не все банки готовы выйти на этот рынок: продукт не такой технологически простой и легкопродаваемый, как экспресс-кредитование, да и конкурировать с предложениями «дочек» иностранных автоконцернов непросто.

В итоге наиболее перспективным направлением с точки зрения роста процентных доходов останется ипотечное кредитование. Даже с учетом значительных накоплений купить квартиру без использования заемных средств может ограниченный круг граждан. Но для роста ипотечного портфеля в разы в России существует немало преград: это и высокая инфляция, и дефицит долгосрочных ресурсов, и ограниченные объемы предложения на рынке жилья.

Хотя с февраля 2010  года ежемесячный темп прироста кредитов населению ни разу не был отрицательным, в конце года восстановление рынка замедлилось. В целом возврат к докризисной «потребительской» модели поведения сдерживает, в частности, неуверенность в стабильности доходов. Не внушают гражданам оптимизма и сохраняющиеся на высоком уровне процентные ставки по кредитам (см. график 2). Население скорее предпочтет потратить накопленные за период кризиса средства, а кредитом воспользуется лишь в случае крупных покупок (например, приобретение недвижимости).

График 2. Ставки по кредитам снизились, но еще далеки до предкризисных минимумов

Источник: «Эксперт РА» по данным Банка России

Снижают доходность розничных кредитных продуктов и различные законодательные нововведения. Роспотребнадзор продолжает активно отстаивать права розничных клиентов в их спорах с кредитными организациями. Так, за прошлый год количество предъявленных исков, предъявленных этим ведомством к банкам, увеличилось в шесть раз. В основном претензии были связаны с включением в договоры незаконных условий, например, права банка на одностороннее изменение ставок. Под ударом оказались и комиссионные доходы, связанные с кредитами вроде платы за открытие и обслуживание кредитов (неслучайно Сбербанк еще в 2010 году объявил об отмене комиссий по кредитам).

Да здравствуют комиссии

Вывод напрашивается сам – чтобы «играть по правилам» и сохранить доходность банкам, ориентированным на розничный бизнес, придется увеличить долю доходов, не связанных напрямую с кредитованием. Банки уже пытаются перейти к модели комплексного обслуживания розничных клиентов, основанной на кросс-продажах. К примеру, при оформлении кредита или выписки со счета клиенту зачастую предлагаются иные банковские и смежные услуги в зависимости от его предпочтений (например, оформление медицинской страховки на время путешествия или кредитной карты с льготными условиями).

Далеко не исчерпаны возможности развития платежных сервисов, прежде всего – с использованием удаленного доступа (мобильный и интернет-банкинг). Банки уже осознали, что интернет-клиенты могут генерировать для банков дополнительные комиссионные доходы (если не сегодня, то в перспективе, когда они не будут представлять жизнь без удобного онлайн-сервиса) при сокращении затрат на обслуживание одного клиента. Поэтому интернет-банкинг для физлиц уже есть у многих банков, но не все могут похвастаться онлайн-сервисом, который за счет разнообразия сервисов позволяет привлечь клиента и заработать на его обслуживании. Хотя доля клиентов, активно пользующихся возможностями интернет-банкинга, пока невелика, инвестировать в создание и раскрутку полнофункциональной системы интернет-банкинга нужно уже сегодня.

Онлайн-сервис дает немало возможностей и по увеличению перекрестных продаж, и по. Дистанционное банковское обслуживание в полной мере позволяет реализовать принцип «знай своего клиента». Интернет-банкинг фактически предоставляет банку базу данных о финансовых предпочтениях клиента.  На основе этой информации кредитные организации могут разрабатывать индивидуальные предложения по депозитам, кредитам и расчетным операциям и оперативно доводить их до клиентов.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!