Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансирование малого и среднего бизнеса

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Финансирование малого и среднего бизнеса

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Если говорить о деятельности МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА, то во 2 полугодии 2011 года никаких изменений в работе с сегментом МСБ не произошло. Стабильное развитие данного направления обусловлено наличием профессиональной команды, имеющей большой опыт работы в данном сегменте.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Несмотря на общее падение спроса со стороны МСБ на кредитные ресурсы во 2 полугодии 2011 года, в МКБ в этот период не наблюдалось значительного сокращения объемов кредитования. Этот результат в значительной степени обусловлен тем, что мы вели активную деятельность по стимулированию кредитной активности наших клиентов. Мы разработали для субъектов МСБ специальные предложения, на которые получили отклик в виде увеличения заявок на предоставление кредита. Резюмируя вышесказанное, я бы охарактеризовала динамику спроса субъектов МСБ на кредитные продукты во 2 полугодии 2011 года как положительную.

– Как вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2011 году? Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня характерны наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

– Объем проблемной задолженности в кредитном портфеле МСБ МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА продолжает снижаться. Что касается второй части вопроса, то в малом бизнесе отраслевое влияние на качество портфеля не существенно. Гораздо большее значение имеет локация заемщиков: от кризиса в большей степени пострадали регионы, Москва и Московская область менее подвержены негативным экономическим явлениям.

– Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка: гарантийных фондов и МСП Банка – в 2011 году. С какими основными проблемами сталкивается ваш банк при взаимодействии с институтами развития? Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)?

– МКБ активно сотрудничает с МСП Банком. Привлечение целевого финансирования для кредитования малого и среднего бизнеса от МСП Банка позволяет нам снизить ставки по кредитам для клиентов. В 2012 году мы также планируем начать использовать поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, что поможет заемщикам решать вопросы предоставления обеспечения по запрашиваемым кредитам.

Вместе с тем использование обоих инструментов государственной поддержки МСП по-прежнему достаточно ограниченно. В значительной степени это связано с малой информированностью предприятий МСБ об условиях действия таких госпрограмм.

– Какие стратегии показали в 2011 году наибольшую эффективность в сфере борьбы за заемщиков? Ожидаете ли вы какие-либо значимые перестановки среди ведущих участников рынка до конца текущего года?

– МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК представлен только на рынке Москвы и Московской области. Столичный рынок, с одной стороны, характеризуется наличием большого количества разнообразных бизнесов, с другой – в Москве круг заемщиков очень узок. Учитывая эту специфику московского рынка, мы пришли к заключению о нецелесообразности внедрения кредитного конвейера в сегменте МСБ. Наша стратегия развития этого направления ориентирована на оказание полного спектра качественных услуг ВИП-уровня нашим клиентам.

Мы стремимся к тому, чтобы любой клиент, обратившийся в МКБ, смог получить комплексное финансовое обслуживание и решить с нашей помощью все текущие и перспективные задачи. Наемный сотрудник у нас всегда может получить кредит на личные цели в розничном блоке, начинающий бизнесмен – стартовый кредит, бизнес среднего звена – профессиональные консультации по всему спектру банковских продуктов и услуг, помощь в организации новых для него форм финансирования (факторинг, лизинг, гарантии, аккредитивы и т. д.). Также мы предлагаем нашим клиентам дополнительное сервисное обслуживание – инкассацию, эквайринг, зарплатные проекты и прочее. Когда наш клиент вырастает, мы предоставляем ему новые продукты, отвечающие объемам его бизнеса и специфике деятельности.

– Каковы преимущества и ограничения использования розничных технологий при кредитовании МСБ (пример кредитной фабрики – Сбербанка России)? Планирует ли ваш банк внедрять продукты для МСБ, основанные на розничных технологиях?

– Преимущество использования розничных технологий при кредитовании МСБ заключается в возможности проведения экспресс-оценки кредитоспособности бизнеса на основании показателей успешности его деятельности. Недостаток состоит в ограниченности розничного подхода, который дает возможность оценить только наездника, но не дает представления о параметрах скакуна, на котором он участвовал в заезде.

Поэтому наш банк поставил перед собой цель разработать универсальные подходы, которые позволят оптимально сочетать технологии корпоративного и розничного кредитования.

– Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

– Стратегия помощи МКБ своим заемщикам заключается прежде всего в нашей заботе о сохранении финансовой результативности бизнеса в тот период, когда клиент привлекает кредитные средства на поддержание или развитие своей деятельности, а также в предложении наиболее эффективных форм финансирования и обслуживания бизнеса клиента.

– Наблюдались ли в 2011 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ? Насколько активно банки используют скоринговые модели при кредитовании МСБ? Изменилась ли политика вашего банка в отношении обеспечения по кредитам?

– В МКБ реализована единая система риск-менеджмента, которая распространяется также и на клиентов МСБ. Система риск-менеджмента постоянно развивается, и в последнее время она претерпела определенные изменения. Важно отметить, что эти изменения не ухудшают предложения банка для клиентов, не утяжеляют продукты и процессы кредитования. Политику по кредитованию МСБ, как впрочем и всю кредитную политику, мы строим в основном на принципах углубленного или упрощенного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Наличие обеспечения по кредиту не оказывает прямого влияния на оценку риска и на нашу готовность его принять. Скоринговые модели для оценки финансовой устойчивости и кредитоспособности заемщиков из сегмента МСБ также используются в банке, но только как одна из стадий процесса принятия решения.

– Насколько доступны сегодня банковские кредиты инновационным предприятиям и стартапам? Каким банкам может быть интересен данный сегмент в первую очередь?

– Действительно, для инновационных предприятий и стартапов доступ к банковским кредитам затруднен. Тем не менее и этот сегмент бизнеса присутствует в нашем портфеле. Большую часть риска в этом случае мы закрываем не повышенной процентной ставкой и анализом будущего денежного потока, а залогом и оценкой бизнес-предпосылок, опытом собственника и управляющей команды.

Мы придерживаемся принципа, что решающее значение в успехе реализации инновационного проекта или бизнес-старта имеет потенциал собственника, его личностные достижения и возможности, а также перспективность развития той ниши, которую он собирается осваивать. На эти параметры мы обращаем основное внимание.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2012-го и в 2013 году. Выделите ключевые драйверы и ограничители роста.

– Мы уверены, что портфель кредитов, как в принципе и других банковских продуктов, в сегменте МСБ будет расти. Ключевыми предпосылками для этого стал отток персонала из крупных компаний в сегмент МСБ, произошедший в посткризисный период, а также рост числа финансово и экономически грамотного трудоспособного населения в регионе присутствия банка. Таким образом, развитие МСБ будет опираться в ближайшей перспективе на умение представителей этого сегмента использовать разнообразие банковских услуг и финансовых инструментов в своей деятельности.

Рост МСБ по-прежнему ограничивает низкая господдержка сегмента и негативное влияние макроэкономических процессов.

Для стимулирования развития сегмента МСБ необходимо создавать специальные площадки для запуска стартапов, поощрять долгосрочные арендные отношения, организовывать открытые аукционы бизнес-идей. Кроме того, большое влияние на развитие МСБ оказывает общий климат в экономике страны: потребительская активность населения зависит от уверенности в завтрашнем дне, рост потребления активизирует деловую активность граждан, которая в свою очередь реализуется в развитии малого и среднего предпринимательства. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК со своей стороны предлагает кредитные продукты, которые дают возможность развивать бизнес и реализовывать новые идеи.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!