Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с управляющим партнером инвестиционной компании «УРСА Капитал» Хачатуром Мурадовым

«Мы несем важную социальную функцию, помогая клиентам»

Хачатур Мурадов

Ваша компания относительно недавно работает на рынке, но демонстрирует высокие показатели роста. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, чем Вы занимаетесь?

«УРСА Капитал» — молодая компания, активно работать и наращивать объемы рыночных операций мы начали в середине 2009 года. Не будучи новичками в своей профессиональной среде, наша команда вывела компанию на достойный уровень в кратчайшие сроки — буквально через год «УРСА Капитал» вошла в ТОП10 крупнейших инвестиционных компаний России, и, кроме того, мы получили рейтинг, отвечающий требованиям высокой надежности.

Но, в отличие от других участников рынка, «УРСА Капитал» делает ставку не на такие традиционные продукты как доверительное управление и брокерские услуги. Накопленный опыт работы на финансовом рынке дал нам понимание того, какие нестандартные для инвестиционного сообщества продукты мы сможем предложить. Так что наши деловые интересы теперь все больше сосредотачиваются в низкоконкурентных сегментах рынка капиталов.

В чем же наше принципиальное отличие от других частников рынка? У нас есть три кита, на которых держится наш бизнес: торговые операции, организация долгового финансирования и управление проблемными активами.

Дилерские операции позволяют нам получать постоянный доход, поддерживать контакты в инвестиционной среде, а также дают  «чувство рынка», обороты и новые лимиты. В рэнкинге инвестиционных компаний, составленном «Эксперт РА», по итогам 2010 года «УРСА Капитал» стала лидером дилерского сегмента российского инвестиционного рынка с оборотом 2 351 млрд рублей.

В сфере организации непубличного долгового финансирования «УРСА Капитал» работает около полутора лет. Уже закрыто значительное количество сделок, которые позволили компании сформировать пул клиентов из различных отраслей экономики.  Сформирован портрет нашего клиента — это компания с выручкой 30 — 200 млн долларов, второго-третьего эшелона, т.е. не являющаяся лидером своего рынка, в силу разных причин не готовая к публичному финансированию. Это может быть связано как со сложной юридической структурой таких предприятий, так и с простым нежеланием собственников компании размещать займы на открытом рынке. Кроме того, сегмент публичного долга для таких компаний сейчас закрыт и по объективным причинам — недостаточный размер бизнеса не позволяет привлечь финансирование. Размер сделки, за которым приходят клиенты, комфортен и для нас — до 20-25 млн долларов. Если же объем финансирования превышает указанный диапазон, то мы охотно привлекаем партнеров. Пока что самая крупная сделка по привлечению непубличного финансирования, в которой мы принимали участие, достигала  порядка 140 млн долларов.

Управление проблемными активами — третье направление деятельности «УРСА Капитал». По сути — оптимизация и структурирование активов, имеющих определенные обременения. Это могут быть залоговые активы, собственник которых столкнулся с проблемой обслуживания кредита, или активы, перешедшие в собственность банков в связи с дефолтами заемщиков, а также активы, обремененные корпоративными конфликтами, активы предприятий, находящихся на различных стадиях процедуры банкротства.

Здесь я хочу подчеркнуть, что деятельность «УРСА Капитал» не имеет никакого отношения  к коллекторскому бизнесу — мы не занимаемся «выбиванием долгов». Если наше участие в качестве третьей стороны поможет вывести диалог из стадии конфликта или мы видим удачный вариант выхода из сложной ситуации, то мы включаемся в работу. Если же банк и клиент уже находятся в стадии военных действий и в поиске компромисса не заинтересован никто — в таком проекте мы себя не видим.

 Насколько эти услуги востребованы рынком?

Спрос на услуги по организации финансирования есть и будет всегда — это вечный рынок, размеры которого напрямую зависят от текущих макроэкономических процессов. Конечно, нам было бы интересно узнать размеры этого рынка, но так как он не публичен, мы можем ориентироваться только на экспертные оценки относительно размеров рынка слияний/поглощений. Что касается рынка управления проблемными активами, то здесь индикатором может стать уровень резервов банков, их тенденция, размеры неликвидных активов на балансе их дочерних компаний, уровень просроченных и пролонгированных кредитов.

Замечу, что именно под организацию долгового финансирования и управление проблемными активами «УРСА Капитал» расширяет свой штат, привлекая все новых и новых специалистов. Вполне возможно, что с осени этого года мы начнем позиционировать себя на рынке, как компания, для которой эти два направления являются приоритетными.

А с точки зрения доходности непубличное финансирование — интересное направление?

В случае если речь идет о публичных инструментах привлечения финансирования, таких как облигационный займ или IPO, то в этих сегментах рынка капиталов уже обосновалась группа крупных игроков, размер комиссии которых хоть и не общеизвестен, но коридор их ставок понятен.

Сегмент организации непубличного финансирования имеет совершенно другие характеристики. Например, при сделке в 100-150 млн рублей можно заработать столько же, сколько и при размещении трехмиллиардного облигационного займа. Но, следует понимать, что за хорошей прибылью часто стоят сложные задачи — слишком короткие сроки на организацию и привлечение, сложности с обременением финансируемого актива, большое количество участников в сделке, привлечение через несколько инструментов.  

Управление проблемными активами, о котором Вы говорите, как об одной из основ бизнеса Вашей компании, не очень типично для инвестиционных компаний. Каков механизм работы?

Механизм достаточно прост: в «УРСА Капитал» обращаются банки, которые получили непрофильные активы в результате дефолта клиента, или банк может попросить рассмотреть возможность помочь клиенту,  испытывающему проблемы с обслуживанием долга, когда регламенты самого кредитного института больше не позволяют самостоятельно решать проблему. Если банк уже получил актив в собственность, мы ищем покупателя, а порой и сами финансируем выкуп актива. Если же банк еще не стал собственником заложенного имущества, то в этом случае «УРСА Капитал» выступает в качестве эксперта, то есть проводит  Due diligence — процедуру независимой оценки положения дел в компании, дает рекомендации для банка и для клиента, ищет пути входа в сделку. Если с банком договориться не удается и оставить клиента на дальнейшем обслуживании в банке невозможно, «УРСА Капитал» выкупает кредит клиента (с дисконтом или без) и рефинансирует клиента в другой кредитной организации. Исходя из опыта предыдущих сделок, период между выкупом кредита и его рефинансированием занимает от трех до шести месяцев.

А кто предъявляет спрос на такую услугу сейчас, когда кризис вроде бы позади?

Многие трудности, которые сейчас испытывают клиенты, это ничто иное как эхо событий 2008 года. Это и полученные в качестве отступного или в результате банкротства заемщика активы банков, и проведенные реструктуризации, эффект от которых оказался ниже ожиданий, и замороженные инвестиционные проекты, дождавшиеся оживления рынка.   Тысячи кредитов, которые были пролонгированы в 2008-2009 годах, сейчас требуют уже более осмысленного взгляда и оценки. А регулятор в лице ЦБ не позволяет банкам прятать проблемные кредиты в ЗПИФы и прочие «упаковки».

Абсолютно естественно и то, что у «УРСА Капитал» появляются новые клиенты, проблемы которых никак не связаны с событиями того сложного периода. Ошибки менеджмента, низкий финансовый уровень организации бизнеса, сложности у контрагентов — все это может вывести бизнес предприятия на зыбкую почву.

Как обычно развивается критическая ситуация между банком и заемщиком? В большинстве случаев банки пытаются разобраться со своими клиентами сами: рассрочка, реструктуризация, изменение условий кредита, слишком часто клиенты и банки не могут найти общий язык. Основная причина — психологическая. Когда у клиента возникает просрочка, то банки, наученные опытом 2008-го года, «зажимаются», возникает немедленная защитная реакция — арбитраж, аресты, требование дополнительного обеспечения, списание денег со счетов, что иногда еще больше затрудняет выход из кризисной фазы или приводит к полному краху клиента. Вторая причина заключается в том, что не во всех российских банках сформирована четкая и отлаженная система работы с проблемными активами.

С другой стороны, я весьма далек от мысли, что во всем виноваты банки. С 2008 года я неоднократно сталкивался с клиентами, которые целенаправленно вели свои компании к банкротству, выводу активов, всячески препятствовали банку в реализации мероприятий, нацеленных за защиту банком своих интересов, как кредитора, прикрываясь ширмой всеобщего кризиса в экономике.

Почему я решил, что это тема будет интересна? Я видел линию фронта как с одной, так и с другой стороны. Ведь я сам был должником, и как физическое лицо, и как сотрудник компании, которая также была должна нескольким банкам. В 2008 году банки и клиенты часто просто не слышали друг друга, не давая шансов решить проблему полюбовно, развернуть ее в конструктивное русло.

Сейчас «УРСА Капитал» работает в основном с юридическими лицами, но проблемы есть и у «физиков», поэтому частные клиенты к нам тоже обращаются.

А как подобный механизм работает с физическими лицами?

Начну с масштаба рынка. Мы начали его активно изучать около года назад, сделали несколько пробных сделок, после этого решили предлагать этот продукт. В России тысячи предпринимателей и физических лиц испытывают проблемы с обслуживанием, выкупом или реализацией своих активов. Земельные участки, загородные дома, квартиры и другое имущество, которое является предметом залога или, не дай Бог, взыскания со стороны банка — это предмет нашей работы.

Чем «УРСА Капитал» может помочь физическому лицу? Выкупить заложенное имущество и продать совместно с ним по справедливой цене без конфликта с банком, перезаложить в другом банке на более выгодных условиях, дофинансировать проект, если собственных средств уже недостаточно. 

Приведу пример. Преуспевающий бизнесмен: дорогая недвижимость  в центре Москвы, бизнес в России, бизнес за рубежом. Происходят определенные негативные  события, в результате которых компания в России банкротится, все имущество (в том числе и квартира) в залоге, кредит не обслуживается. Средств не хватает, чтобы поддержать бизнес за рубежом.  «УРСА Капитал»  находит инвестора в бизнес, выкупает у банка заложенную квартиру по кредиту. Что же дальше?  Либо заработает бизнес за рубежом и клиент сможет в скором времени выкупить квартиру у нас, либо, при отсутствии необходимых денежных поступлений, сможет продать ее по справедливой цене без ущерба для репутации в виде судебного иска от банка. 

Но, несмотря на то, что каждая «плохая» история, с которой к нам обращаются люди, уникальна, причин неурядиц, как правило, две: проблемы на основном месте работы, где часто физические лица выступают в роли поручителя за свой бизнес, и проблемы личного характера.

«УРСА Капитал» выступает «спасательным кругом» из ситуации в целом. Обращаясь к нам с одной из проблем, например, ипотекой, клиент решает проблемы и по основному бизнесу, таким образом, ситуация, что называется, решается «под ключ». Часто для людей заложенная квартира или дом является чем-то большим, чем просто активом в недвижимости. Помочь им бывает просто приятно по-человечески.

По Вашим  ощущениям этот бизнес может стать основой Вашей компании?

Я вполне допускаю, что работа с физическими лицами также может стать одним из ключевых направлений деятельности «УРСА Капитал». Проблемы  в этой сфере будут существовать всегда, и они будут требовать  решения, который банк и физическое лицо не в состоянии найти. К тому же, по сути это одна и та же проблема, что корпоративная, что личная — сложности ли это на работе, или заложенное построенное или строящееся имущество. Мы выкупаем его, гасим долги, и у человека есть время на поиск нового покупателя или на рефинансирование долга. Главное, без сильнейшего психологического давления. В действительности, мы несем важную социальную функцию, помогая таким клиентам.

Конкуренцию ощущаете?

Что касается организации финансирования, как я уже говорил, данный сектор не является публичным, поэтому оценить объемы бизнеса, и его основных участников, достаточно сложно. Значительное количество банков из ТОП50 время от времени проводят для клиентов «клубные сделки». Помимо банков данным направлением деятельности занимаются крупные инвестиционные компании и значительное число фондов. Пытаясь ответить на вопрос, могу точно сказать, что  уровень конкуренции здесь на порядок ниже, чем на публичном рынке, что вполне объяснимо.  

А если брать юридические лица, они же могут обратиться в управляющие компании, которые придумают какую-нибудь схему с ЗПИФами?

Управляющие компании не решают проблему, а просто маскируют и консервируют ее. Это как поставить колпак на уже взорвавшуюся атомную электростанцию. Задача не решена, она просто законсервирована на некоторое время. «УРСА Капитал» как раз решает проблему.

Вы упомянули о том, что проводите Due Diligence бесплатно, обычно подобные услуги стоят дорого. Наверняка банкам приятно работать с такой компанией?

Я надеюсь, что банкам комфортно с нами работать.

В том случае, если мы с банком работаем впервые — нам важно заручиться авторитетом и показать способность «УРСА Капитал» профессионально предоставлять подобного рода услуги.  Если же контакт с банком или потенциальным клиентом уже налажен, то к фазе Due Diligenceмы подходим с желанием войти в сделку, поэтому  закладываем расходы на Due Diligence в себестоимость проекта. Безусловно, облегчает задачу при начальной стадии изучения сделки и наличие кредитного досье на клиента, и личное мнение собственников бизнеса, и мнение коллег по отрасли.

Нам действительно интересно то, чем мы занимаемся, а каждый новый проект это возможность не только заработать самим, помочь банку и заемщику, но и узнать больше о том, чем дышит российская экономика в целом.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!