Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

– Какой год 2010-й или 2011-й, на ваш взгляд, был более удачными для факторингового бизнеса банка «Петрокоммерц»?

– 2011 год, конечно, был гораздо лучше. В 2010-м, после кризиса, мы только начали набирать обороты.

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных для начала 2012 года?

– Весь 2011 год, особенно начиная с сентября, банковскую систему преследуют различные катаклизмы. Есть кризис ликвидности. Даже банку «Петрокоммерц» приходилось занимать деньги по другим ставкам. Дешевые зарубежные деньги кончились. Случился достаточно серьезный перелом в стоимости фондирования в конце 2011 года. 2012 год начался с другими ставками фондирования и привлечения средств, что сказывается на рынке.

– А факторинговые ставки росли пропорционально росту стоимости пассивов Факторов или быстрее?

– У нас медленнее. И мы пошли по пути сокращения маржинальности. То же самое делал банк ВТБ. Почти то же самое делали Промсвязьбанк и Альфа-Банк. Все крупные игроки пошли по пути снижения маржинальности. Нас сориентировали на то, чтобы мы занялись еще большей диверсификацией портфелей клиентов и достаточно серьезно изыскивали возможности повышения доходности.

– Вы имеете в виду диверсификацию по клиентам или по дебиторам?

– По клиентам, потому что у нас по ним остается недостаточно высокая диверсификация. Один из самых больших наших минусов в том, что у нас немного клиентов, они все крупные, а крупные клиенты – это практически всегда доходность на грани рентабельности. Мы к концу 2010 года специально разрабатывали стратегию выхода в регионы, где рассчитываем поправить наши дела с общей доходностью и диверсификацией. Мы сейчас достаточно лояльно относимся к небольшим клиентам.

Очевидно, что люди, которые не проходили 2008 год, пытаются совершать те же самые ошибки, которые совершали другие, и растут они со скоростью, близкой к скорости компании «Еврокоммерц». Судя по динамике развития, по тому, какие продукты они предлагают, то с рисками могут быть проблемы.

– Каких успехов достиг банк «Петрокоммерц» на рынке факторинга в 2011 году?

– Мы по динамике портфеля росли чуть быстрее, чем рынок в целом. Мы удачно спрогнозировали в прошлом году развитие рынка, надеюсь, что и в этом году сделаем то же самое.

Мы можем предоставить качественный сервис небольшому клиенту. Крупный клиент в 50% случаев обслуживает сам себя, у него минимальная сервисная составляющая. Правда, существуют такие сервисы, как быстрота и простота предоставления лимитов, это тоже очень важно. Мы в этом компоненте можем потягаться даже с продвинутыми игроками. Упущенная сделка оборачивается потерями компании в десятки процентов от суммы этой сделки. При этом факторинговая комиссия на 1-1,5% выше клиента уже не волнует.

Мы модернизировали продуктовый ряд. Те вещи, которые мы раньше индивидуально применяли в работе с клиентами, прошли обкатку, и мы теперь готовы к их промышленной эксплуатации.

К нашим успехам я бы также отнес серьезную работу по разворачиванию сети продаж. Она у нас увеличилась раз в семь или восемь. Если в начале прошлого года мы не представляли, как будем работать в регионах, то сейчас мы, открыв пять новых точек продаж в регионах, представляем технологию внутри банка, критерии к этим точкам и требования к специалистам. При этом это не структуры филиалов, а отдельные подразделения.

– Планируется ли у вас расширение географии деятельности в 2012 году?

– Да, думаю, что мы будем открывать структурные подразделения. У нас есть и оптимистичные, и пессимистичные прогнозы, поэтому какую-то конкретную цифру было бы неправильно называть. Точки с заведомо большим периодом окупаемости мы открывать не будем.

– Какова доля факторинга в активах и в финансовом результате банка «Петрокоммерц»?

– Доля факторинга в активах банка «Петрокоммерц» составляет около 10%, при этом чистая прибыль доходит до 25%.

– С какими еще сложностями вам пришлось столкнуться в 2011 году?

– Если говорить о сложностях, то была сложность во временном лаге, который был связан с ростом стоимости пассивов и снижением доходности. Ставка росла каждую неделю, маржа сокращалась, терпеть это невозможно, поэтому надо как-то реагировать. На нас руководство не давит, но мы сами видим, как резко сокращается наша маржа.

Сегодня изменилась ставка, и портфель уже дороже. А для того, чтобы адекватно отреагировать, надо переговорить с клиентом, договориться с ним о повышении ставки. И в связи с этим возникает масса проблем. Когда ставка нестабильна, когда она постоянно растет – это очень сильная головная боль. Тут все: и экономика, и психология общения с клиентом. Его надо убедить, что это необходимо делать. И при этом нельзя допускать каких-то серьезных ошибок.

Это повышение даже в ущерб себе отодвигаем на месяц. Мы принимали решение сейчас, но вступало в действие оно через месяц, чтобы клиент смог надлежащим образом к этому подготовиться.

– Как вы оцениваете динамику доли проблемных активов в портфеле вашего банка в 2011 году?

– У нас доля снижается не только за счет роста портфеля, но и в абсолютных значениях. У нас в прошлом году возвращались проблемные задолженности, образовавшиеся еще в 2008-м. Планируем продолжить данный процесс и в этом году. За прошлый год удалось вернуть около 10% проблемных активов, это очень серьезный результат. И мы рассчитываем, что минимум на 10% он понизится в этом году. А с учетом того, что портфель вырос в два раза, снижение доли проблемных активов в портфеле произошло более чем в два раза.

– Дайте, пожалуйста, прогноз развития рынка факторинга на 2012 год

– Что касается темпов прироста рынка, то 10-20% – пессимистичный прогноз, 40-50% – оптимистичный.

По тенденциям мы видим, что банки и по другим банковским продуктам ужесточают подход. Сейчас очень сложно получить в банке кредит (под залог товара в обороте в настоящий момент банки часто отказывают в предоставлении кредита). И многие в банковской среде поняли, что при факторинге риски контролируются гораздо лучше, чем в банковских кредитах. Риски обесценивания залога при факторинге тоже гораздо ниже, чем при финансовых кредитах под залог. Поэтому этот рынок становится интересен не только потребителям, но и тем, кто предоставляет эти услуги с точки зрения диверсификации своего рискового портфеля.

– И последний вопрос: закрытие алкогольного рынка сказалось на вашем бизнесе? Каков ваш прогноз относительно того, вернется ли в факторинг алкогольный рынок?

– Есть информация о том, что в мае будет первое чтение по поправкам к этому закону. Мы живем надеждой на то, что эти поправки пройдут. На момент принятия закона у нас около 20% портфеля составляли поставщики алкоголя. Закон обратной силы не имеет, поэтому те счастливчики, которые были с нами в то время, продолжают получать факторинг от банка «Петрокоммерц».


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!