Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных для начала 2012 года?

– В целом 2011 год стал одним из самых удачных за всю историю развития факторинга в России. В этом году рынок факторинга не только значительно превысил показатели 2010 года – приблизительно на 80%, но и обновил докризисный рекорд. На протяжении всего года большинство Факторов демонстрировали успешную динамику развития по всем основным показателям. Такие отличные результаты стали возможными благодаря в первую очередь стабилизации стоимости на предоставляемые услуги, что привело к росту популярности факторинга среди поставщиков. Можно сказать, что прошедший год стал переломным: многие компании принципиально поменяли свое отношение к факторингу. Ранее многие из них не пользовались услугами факторинга, потому что на рынке бытовало мнение, что факторинг гораздо дороже других финансовых инструментов, и предпочитали использовать для финансирования своей деятельности преимущественно кредитные средства. Примечательно, что предприятия малого и среднего бизнеса уже давно оценили преимущества факторинга, и этот продукт стал одним из основных инструментов, в то время как для крупного бизнеса преимущества факторинга до конца не были очевидны. Результаты деятельности первых месяцев 2012 года показывают, что эта тенденция должна сохраниться в течение всего года. При этом необходимо отметить, что по мере роста объемов рынок факторинга претерпевает качественные изменения: жесткая ценовая конкуренция спадает, на первый план начинают выходить уровень сервиса, быстрота принятия решений и наличие гибкого продуктового ряда.

Еще одной важной тенденцией, наблюдающейся последнее время на рынке, является увеличение доли безрегрессного факторинга. Этот вид факторинга сегодня особенно актуален, поскольку ситуация на многих рынках столь динамична, что самостоятельно отследить реальную платежеспособность дебиторов поставщикам становится трудно, и они пользуются услугами факториговых компаний. Наметившийся рост доли безрегрессного факторинга, по моему мнению, продолжится и в текущем году, так как преимущества данного продукта уже для многих стали очевидными. Наблюдается также повышенный интерес к реверсивному факторингу, который открывает перед компаниями новые возможности по расширению торговых оборотов. Доля этого продукта, вероятно, также будет увеличиваться.

Каких успехов достиг Московский кредитный банк в 2011 году?

– Все основные показатели факторингового направления ОАО «Московский кредитный банк» демонстрировали ежеквартальный рост в течение всего 2011года. Если говорить о конкретных цифрах, то по итогам года общий объем переуступленной дебиторской задолженности превысил 21 млрд рублей, увеличившись на 75% по сравнению с 2010 годом. Портфель факторинговых операций вырос на 60% и достиг 4,1 млрд рублей. Объем выплаченного финансирования составил 19 млрд рублей, увеличившись за год на 80%. Всего за прошедший год было профинансировано свыше 90 клиентов, осуществивших около 50 тыс. поставок в адрес более чем 500 дебиторов, принятых на факторинговое обслуживание.

– С какими основными сложностями пришлось столкнуться в 2011 году?

– Увеличение количества активно работающих факторов привело к заметному росту конкуренции на рынке за клиента, особенно в части ценовой конкуренции. Весьма жесткой ситуация была в 2010 году и в первой половине 2011 года, когда на рынке наблюдался избыток ликвидности и многие финансово-кредитные организации были готовы предлагать услуги по факторингу на грани рентабельности, чтобы привлечь к себе на обслуживание новых клиентов. Однако по мере того, как на рынке менялась ситуация с ликвидностью, спадал и накал конкурентной борьбы. В конце года ценовые предложения более или менее выровнялись, и на сегодняшний день сформировался пул основных операторов рынка. Большинство из них уже четко определили свои позиции на рынке, реализовав модели бизнеса с учетом своих финансовых и технологических возможностей.

– Как вы оцениваете динамику доли проблемных активов в портфеле Московского кредитного банка в 2011 году? Как вы оцениваете данный показатель в целом по рынку?

– По итогам 2011 года доля проблемных активов в нашем портфеле по факторингу равна нулю. Такого показателя нам удалось добиться благодаря выстроенной у нас в банке многоуровневой модели принятия решений. Данный подход позволяет разносторонне оценить возможные риски, касающиеся не только клиента, но и экономики бизнеса, его финансовых показателей и прочее, и принять коллегиальное решение о возможных вариантах построения работы с клиентом. Дополнительно раз в полгода по каждому клиенту мы пересматриваем лимиты финансирования, что позволяет нам принимать превентивные меры в случае ухудшения финансовых показателей клиента или, наоборот, расширить лимиты, если объемы бизнеса компании растут. Кроме того, в обязательном порядке производится регулярный мониторинг текущего портфеля, и в случае обнаружения каких-то значительных отклонений в негативную сторону оперативно принимаются решения, позволяющие стабилизировать ситуацию.

– Каковы перспективы у региональных рынков в ближайшем году? Планируется ли Московским кредитным банком расширение географической сети присутствия в 2012 году?

– По нашим оценкам, доля регионального бизнеса на рынке факторинга будет увеличиваться. Эту тенденцию мы уже наблюдали в 2011 году, когда доля Москвы и Санкт-Петербурга в объеме операций начала снижаться. Поясню, что сокращение доли столичного региона в совокупном портфеле не означает, что в Москве и Московской области использование факторингового финансирования сократилось. Напротив, столичный бизнес продолжает расти, однако региональный рынок также начинает набирать объемы. Это явление в определенной степени объясняется тем, что происходящие на рынке изменения всегда реализуются в регионах с некоторым опозданием.

Если говорить о деятельности Московского кредитного банка, то в настоящее время основной пул наших клиентов находится на территории Москвы и Московской области. Но это не значит, что мы вовсе не работаем с региональными клиентами. На сегодняшний день в нашем портфеле присутствуют клиенты из Центрального, Северо-Западного, Уральского, Сибирского федеральных округов. В прошедшем году к нам на обслуживание пришли несколько региональных компаний, и мы позитивно оцениваем сотрудничество с ними. В 2012 году мы продолжим точечную работу по привлечению клиентов из других регионов. Подводя своеобразный итог вышесказанному, отмечу, что для нас при обслуживании клиента важно не то, где территориально располагается компания, а каковы перспективы нашего сотрудничества. Что касается вопроса о планах по расширению географической сети присутствия банка, то могу сказать, что сейчас наша деятельность сосредоточена в столичном регионе и пока нам удается работать с некоторыми региональными клиентами из Москвы. Если в будущем у нас возникнет необходимость открытия региональных отделений, мы имеем необходимые технологии и соответствующий уровень компетенций, чтобы решить эту задачу.

Отразится ли на рынке факторинга вступление России в ВТО? Если да, то как?

– Вступление России в ВТО отразится на всех рынках, включая факторинговый. Вопрос заключается в том, положительный или отрицательный эффект оно окажет. Я думаю, что это решение по-разному повлияет на деятельность участников рынка. Например, кажется очевидным факт, что в выигрыше будет торговый сектор, включая оптовые компании и сетевой ритейл, так как в этом сегменте вступление России в ВТО спровоцирует рост потребительского спроса, который, в свою очередь, приведет к увеличению объемов факторинга. Более динамичное развитие также должен получить международный факторинг по причине развития торговых отношений с другими странами. С другой стороны, реальный сектор экономики столкнется с возросшей конкуренцией, и, чтобы остаться в рынке, им потребуются серьезные инвестиции в оптимизацию бизнес-процессов и модернизацию производства. Если инвестиции поступят в реальный сектор и он получит необходимый импульс для дальнейшего развития, то объемы факторинга производственного сектора будут расти. Стоит отметить, что в этом секторе последнее время наблюдается положительная динамика: доля реального сектора на рынке факторинга за последнее время заметно увеличилась и продолжает расти. Таким образом, если «сложить» данные процессы, то можно сделать вывод, что рынок факторинга скорее выиграет от вступления России в ВТО. Дальнейшие события покажут все плюсы и минусы такого решения.

– Как вы оцениваете влияние новой редакции Инструкции Банка России № 110-И к факторинговым операциям?

– Надеюсь, что в скором времени в Инструкцию Банка России № 110-И будут внесены изменения или подготовлены соответствующие разъяснения, которые исключат все спорные моменты, касающиеся факторинговых операций.

– Дайте, пожалуйста, ваш прогноз развития рынка факторинга в 2012 и 2013 годах.

– Хочется надеяться, что 2012 год станет продолжением удачного 2011 года. По крайней мере, первые результаты дают надежду на реализацию наших оптимистичных прогнозов. Так, I квартал уже практически завершился, и по его предварительным итогам видно, что рост продолжается. Если динамика сохранится и на рынок не будут давить внешние обстоятельства, то в 2012 году рынок факторинга вырастет не менее чем на 30%.

Если говорить о среднесрочных и долгосрочных перспективах, то мы считаем, что рынок факторинга еще далек от насыщения. Как я уже отмечал выше, большой «задел» для роста имеет региональный рынок, также еще не полностью реализован потенциал столичного региона, поэтому при условии отсутствия внешних негативных факторов в горизонте трех лет рынок факторинга может расти не менее чем на 20-25% ежегодно.