Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка

– Какие значимые события произошли на рынке банкострахования в 2011 году?

– Рынок банкострахования продолжил развиваться.  Объемы кредитования в 2011 году увеличились, что привело к росту страховых взносов, полученных через банковский канал. Мы оцениваем прирост рынка банкострахования в 25-30% – это один из самых высоких показателей за последние годы.

Важными событиями для рынка является покупка Россельхозбанком и Сбербанком собственных страховых компаний. Пока влияние этих игроков рынка – незначительное, но, очевидно, что со временем они будут оказывать влияние на бизнес рыночных игроков. Кроме этого, недавнее решение Президиума ФАС, позволяющее банкам ограничивать круг страховых компаний при коллективном страховании банковских заемщиков, открывает дорогу к дальнейшему приобретению банками страховых компаний и переводу страхового бизнеса в дочерние структуры. Роль «кэптивных» страховых компаний увеличивается, и объем бизнеса, который передается им банками, также  растет. При этом, на мой взгляд, эти компании будут оставаться «нишевыми» игроками, им будет сложно развивать полноценный рыночный бизнес без собственных сетей продаж, офисов урегулирования убытков и т. п., что потребует времени и дополнительных инвестиций, к чему не все банки готовы.

Темпы прироста рынка банкострахования превышают темпы прироста всего рынка страхования, это означает, что увеличивается уровень проникновения страхования в банковские продукты. Это – послекризисная тенденция нескольких последних лет. В условиях увеличения конкуренции и снижения маржи, банки ищут возможность получить дополнительный комиссионный доход. Появляются новые специальные продукты с опциональной услугой страхования при пониженной процентной ставке по кредиту.

– Изменились ли условия сотрудничества банков и страховых компаний? Каковы требования к страховщикам со стороны банков?

– С точки зрения процесса аккредитации со стороны банков никаких существенных изменений не произошло. Получение аккредитации для начала работы с банком сегодня не является достаточным условием. Банки выбирают партнеров для совместной работы, исходя из своих потребностей. Самое главное в сотрудничестве, это предложение страховщиками конкурентного продукта, который может быть легко реализован банковскими сотрудниками. Многие банки требуют наличия системы B2B, которая позволяет выписывать полисы, формировать платежные и отчетные документы онлайн из базы страховой компании.

Комиссионное вознаграждение также является существенным условием сотрудничества. В целом, банки научились просчитывать риски страховых компаний по краткосрочным договорам, рассчитывать среднюю убыточность по продуктам, поэтому  сложно бороться с возрастающими аппетитами банков по уровню комиссии. В целом условия работы ужесточаются, маржинальность бизнеса сокращается.

– Какова сейчас тарифная политика страховщиков в секторе банкострахования? Произошел ли отказ от демпинга?

– Отказ от демпинга не произошел. Крайне высокие комиссии, по сути, являются демпингом со стороны страховщиков, не говоря об уровне тарифов. Но здесь надо брать во внимание уровень тарифов и убыточности. Компании не могут бесконечно увеличивать тарифы для достижения «заданного» банком уровня комиссионного дохода. У любой страховой компании есть согласованные с надзором нормативы структуры тарифной ставки по продуктам. Соблюдение этих нормативов должно быть неотъемлемой частью любой системы управления рисками.

Из-за демпинговой политики большое количество страховщиков ушло с рынка, не справившись со своими обязательствами. Некоторые такие примеры в 2011 существенно осложнили взаимоотношения банков с клиентами. Есть примеры, когда страховые компании-партнеры банков, заключив договоры на три-пять лет, покинули страховой рынок, не выполнив обязательства и не передав свои портфели договоров. Банки столкнулись с ситуацией отсутствия обеспечения по своим кредитам. И у банков стоит вопрос, как закрывать эти риски? Всегда теряет клиент, у которого данные риски остались незастрахованными. Претензии предъявляются банкам, в офисе которых произошло страхование, но они гипотетические, поскольку банк формально ответственности за деятельность страховых компаний не несет. Думаю для многих банков эта ситуация стала дополнительным фактором более взвешенного отбора страховых компаний для партнерства.

– Появились ли новые продукты на рынке банкострахования в 2011 году?

– Принципиально новых продуктов ожидать не стоит. В большинстве своем – это классические виды страхования, но адаптированные к продажам в банках. При работе с банками мы делаем ставку на «коробочные» продукты: так как они просты в реализации: личное страхование жизни и здоровья, выезжающих за рубеж, имущественное страхование квартир, загородных домов. Мы, например, заметили что большое количество выданных потребительских кредитов используется на ремонт квартиры. Если правильно в этот момент предложить страхование от залива соседей или ущерба при ремонте, такой продукт будет пользоваться спросом. Более сложные и дорогие полисы страхования КАСКО автомобилей продаются, если максимально упростить выбор клиентов, предоставив ему ограниченный набор опций. В последнее время банки начали активно продвигать страхование клиентов сегмента малого и среднего бизнеса. Раньше этому сегменту уделялось небольшое внимание.

Проникновение страхования в банковские продукты увеличивается, потому что происходит стандартизация страховых продуктов, что упрощает их продвижение сотрудниками банка.

- Какие перспективы есть у уже существующих страховых продуктов?

Будущее – за технологиями продажи. Адаптация действующих продуктов и изменения способов их реализации будет происходить через новые технологии, которые позволяют минимизировать время продажи страхового полиса. В этом и будет основное преимущество.

Работа на основе коллективной схемы сегодня приобретает большую популярность. При этом мы понимаем, что уровень проникновения страхования может быть выше. По данной схеме страховщик фактически страхует риски банка в отношении самого заемщика или его имущества, при этом тариф для клиента может быть полностью на усмотрении банка.

Существуют технологии реализации полисов страхования жизни и здоровья по телефону сотрудником call-центра. Достаточно просто подтвердить готовность застраховаться и стоимость полиса начнет списываться со счета клиента банка. Если объяснить клиенту все преимущества данного вида страхования, то клиент согласится, имея возможность в любой момент расторгнуть договор, также обратившись в call-центра.

Страхование непосредственно рисков самого банка, такие как BBB, D&O, страхование эмитентов банковских карт будут развиваться постепенно.

Я считаю, что есть хорошие перспективы у страхования эмитентов банковских карт. Несанкционированные списания с банковских карт становятся обыденностью. Количество и объем мошеннических действий растет. Естественно, что и услуга страхования будет дорожать из-за высокой убыточности. Количество выданных пластиковых карт не сегодня превышает население России и это количество растет, поэтому такие услуги будут востребованы. Со временем банки придут к пониманию того, что подобная страховка будет обязательной при выдаче карты. В реализации страхования эмитентов банковских карт могут быть разные схемы. Это может быть коллективное страхование банком пластиковых карт или индивидуальное предложение каждому клиенту.

– Каковы перспективы развития кросс-продаж?

– Перспективы кросс-продаж при реализации банковских продуктов очень хорошие. Можно одновременно предлагать заемщику различные виды страхования. Например, заемщик по автокредиту обязательно приобретает полис автокаско, при этом ему можно предлагать также полис по страхованию жизни и здоровья или другой вид страхования. Владельцам кредитных карт можно предлагать помимо полисов страхования жизни и здоровья, полисы ВЗР.

Кроме этого, некоторые банки активно продвигают продажу полисов страхование жизни и здоровья своих вкладчиков. Идея заключается в том, что в случае наступления страхового события вкладчик или его родственник может понести непредвиденные расходы, которые будет компенсировать страховая компания, при этом вклад в банке останется в том же объеме, клиент при этом не теряет доходность по вкладу, неизбежную при его досрочном изъятии. Тут все зависит от того, насколько сотрудники банка смогут правильно предложить страховку, от уровня обучения, от способности объяснить выгоды клиенту.

– По каким направлениям может быть предложено страхование при кредитовании малого и среднего бизнеса?

– Страхование МСБ растет, хотя доля его невелика. При кредитовании МСБ одним из обеспечений является собственность основного владельца бизнеса или его личное поручительство. Таким образом, в последнее время предложения по страхованию жизни и здоровья заемщика переносятся и в кредитование МСБ.

С одним из партнеров был создан «коробочный» продукт для МСБ, и теперь сотрудники банка могут сами выписывать страховой полис. Для этого мы разработали специальные калькуляторы, определили лимиты ответственности, условия применения франшиз и т.п. по страхованию транспорта, оборудования, зданий, товарно-материальных запасов и другим распространенным залогам.

– Как страхование помогает бороться с мошенничеством?

Страховая компания при выдаче полиса выдвигает дополнительные требования по оценке и осмотру залогов и проверке заемщиков. Банк, принимая на себя кредитные риски, зачастую ограничивается проверкой финансовой информации, репутации и кредитной истории заемщика, не проверяя, например, состояние здоровья своего заемщика. Один из видов мошенничества – оформление кредита на человека, находящегося в критическом состоянии здоровья. Здесь страховая компания, которая в определенных ситуациях делает медицинский андеррайтинг, является дополнительным барьером для мошенничества. При  страховании залогов похожая ситуация. Нередки ситуации, при которых сотрудники банков не осматривают объекты, полагаясь на оценщиков. Страховая компания, проводя дополнительный предстраховой осмотр вносит дополнительный элемент проверки.

Приведу еще один пример. Последнее время значительно участились случаи взлома или кражи банкоматов, которые являются собственностью банков. В связи с этим, страховые компании были вынуждены значительно повысить ставки страхования или вносить ограничения в договоры страхования для предотвращения высокого уровня убыточности по таким договорам. Это вынудило некоторые банки принять дополнительные меры для обеспечения безопасности банкоматов, укрепления и охраны существующих банкоматов.

– Какие направления сотрудничества с банками Вам кажутся наиболее перспективными в ближайшее время?

Во многом развитие этого направления будет зависеть от макроэкономической ситуации, от объемов кредитования. В конце 2011 года наблюдалось некоторое замедление темпов прироста взносов по банкострахованию в связи со снижением темпов прироста кредитования банками.

Объемы автокредитования будут снижаться. Это связано с окончанием программы льготного кредитования, а также программы по субсидированию и утилизации старых автомобилей.

В краткосрочной перспективе страхование жизни и здоровья заемщиков будет расти, так как этот вид страхования очень выгоден для банков.

В сфере страхования МСБ будет наблюдаться рост, так как растет внимание банков к страхованию залогов и жизни владельцев бизнеса. Мы делаем большую ставку на этот сегмент, и инвестируем средства в создание новых технологичных продуктов.

В 2012 году продолжился рост ипотечного кредитования. Многие банки пошли на снижение процентной ставки в 2011 году, предлагая низкие процентные ставки. Это спровоцировало спрос на ипотечные продукты.