Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

«Дотировать ОСАГО ни у одного из участников рынка сегодня нет ни возможности, ни смысла»

Как вы оцениваете результаты работы компании за период с начала 2016 года? Какие сегменты для вас сейчас наиболее рентабельны?

«МАКС» – одна из системообразующих и крупных страховых компанией страны. То, что сегодня рентабельно для рынка – рентабельно для нас и наоборот.

Наиболее рентабельным является немоторное страхование и значимые ресурсы СГ «МАКС» направлены именно на развитие этого сегмента. По итогам 9 месяцев 2016 года рост страховых сборов составил около 20% к результатам аналогичного периода прошлого года. В том числе это касается «немоторного» портфеля – мы видим рост по страхованию имущества юридических лиц около 12%. В сегменте физлиц более чем на 80% увеличился объем премий по страхованию выезжающих за рубеж.

При этом мы прилагаем существенные усилия для контроля ситуации в страховании автотранспорта. Информационная система компании дает возможность в онлайн-режиме управлять всеми бизнес-процессами, которые полностью автоматизированы: от заключения договора до урегулирования страховых событий. У нас довольно жесткая тарифная политика, да и продажи новых автомобилей в России существенно снижаются – тем не менее, в нынешнем году в нашем портфеле сборы по каско выросли на 25%. Этот рост связан, прежде всего, с активностью наших продавцов. Он также является проявлением тенденции концентрации рынка, когда клиент с опытом выбирает проверенных партнеров.

Чего вы ожидаете от единого агента ОСАГО? Ожидаете ли вы рост убыточности в результате присоединения к соглашению об агентских продажах по ОСАГО в проблемных регионах? Если да, то какие меры компания планирует предпринимать для снижения убыточности?

Работа в рамках многостороннего агентского соглашения о продажах полисов ОСАГО в проблемных регионах – это обязательное условие для всех компаний, работающих на этом рынке.

Что касается самой концепции Единого агента РСА, то это один из шагов, которые Банк России совместно со всем страховым сообществом сегодня предпринимает для того, чтобы устранить проблемы с доступностью полисов ОСАГО. Вместе с тем мы считаем, что создание Единого агента РСА не устранит всех проблем. Для нормализации ситуации в этой сфере вопрос нужно решать комплексно.

Все участники рынка осознают, что работа во многих регионах сегодня приносит убытки вне зависимости от того, как работать – самостоятельно либо через Единого агента. Есть сбои по своевременному получению денежных средств от страховых компаний-агентов, что затрудняет фазу урегулирования, если страховое событие происходит в короткое время после заключения договора.

ОСАГО было и остается одним из основных драйверов розничного страхования. Это неоспоримый факт. Других реальных драйверов сегодня нет. Приходится констатировать, что такой сложной ситуации в ОСАГО, как сейчас, еще не было. При этом под угрозой находится весь частный бизнес в страховании.

Для всех очевидно, что в ОСАГО сегодня страдает в первую очередь потребитель, который не может выполнить требования закона и защитить себя и других участников дорожного движения, купив страховой полис. Но и страховщики терпят существенные убытки при работе в регионах. Эта диспропорция представляет большую проблему.

Осознавая социальную значимость ОСАГО, страховщики могут попытаться обеспечить доступность полисов на этих территориях. Но в конечном итоге подобная активность в убыточных регионах обернется угрозой для интересов потребителей по следующим причинам. Работа в проблемных регионах – это убыток для страховщика, причем колоссальный. В качестве примера можно привести Ростовскую область. На 1 рубль премии здесь сегодня приходится до 5 рублей выплаты. В конечном итоге бизнес с подобной экономикой будет угрозой для потребителя, поскольку подрывает устойчивость страховщика, который может просто не справиться с нагрузкой и покинуть рынок.

Собственно, концепция Единого агента ОСАГО, несмотря на ее очевидную убыточность для любого страховщика, – это попытка Банка России и рынка страхования решить проблему доступности ОСАГО в первую очередь для потребителя.

При этом, как и любое решение, подход с использованием Единого агента обладает не только плюсами, но и минусами. К отрицательным моментам можно, прежде всего, отнести проблему «антиселекции». Она заключается в том, что, имея возможность выбора, с интересным клиентом страховщик заключает договор сам. Если клиент убыточный, то договор заключается через Единого агента на другую страховую компанию. Но эта проблема частично сглаживается тем фактом, что подобной деятельностью могут заниматься все страховщики по отношению друг к другу. Тем не менее, проблема есть и она довольно серьёзная. Второй тревожный момент связан с тем, что поскольку распределение полисов происходит по ПТС, появилась прослойка посредников, которые за отдельную плату подбирают необходимого страховщика путем искажения номера ПТС и осуществляют страхование в нужной страховой компании. С этим явлением можно бороться только ужесточением контроля и наказания, а также выстраивая систему проверок в базе данных, в том числе в части информационного обмена с ГИБДД, который, к сожалению, до сих пор не налажен.

Одновременно Банк России совместно с РСА рассматривают показатели регионов с точки зрения соотношения количества убытков и количества исков с участием автоюристов, чтобы не превратить все регионы в проблемные.

И все-таки главной причиной возникшего кризиса является деятельность «автоюристов» и страховых мошенников. Криминальные автоюристы, приезжая на место ДТП, обещают пострадавшему за определенную сумму избавить его от хождения по судам. На самом деле они действуют исключительно в собственных интересах и главные потери от их деятельности несут страховые компании. По сути, это крайне высокорентабельный бизнес, бороться с которым очень тяжело в силу значительного присутствия коррупционной составляющей.

В определенной степени работа в рамках Единого агента ОСАГО – это попытка для страхового сообщества сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед, показав социуму и законодателю, что рынок готов идти навстречу к потребителю, при этом ожидая ответных законодательных шагов в борьбе с мошенничеством и «автоюризмом».

Сдерживать убыточность в ОСАГО, тем более при работе в рамках соглашения о Едином агенте, непросто. В любом случае, приоритетом для нас при работе в ОСАГО, как и в других видах страхования, всегда были и будут оперативность и обоснованность выплат в рамках действующего законодательства.

Мы глубоко убеждены: отстаивая свои интересы в судах, страховые компании должны идти до конца, не сдаваться после решений судов первой инстанции и обязательно подавать апелляционные жалобы. Такой подход к борьбе с автоюристами уже показал свою эффективность.

Мы наблюдаем устойчивую тенденцию уменьшения объема инкассовых списаний. Если за три квартала 2015 года по инкассо в каско и ОСАГО с учетом судебных издержек было осуществлено 28 тыс. выплат, то за 9 месяцев 2016 года – 19 тыс. выплат, т.е. снижение составило более 30%.

Каковы ваши прогнозы и ожидания по развитию рынка ОСАГО?

Прогноз зависит от успешности борьбы с мошенничеством и автоюризмом. Если страховое сообщество совместно с законодательной властью и судебной системой смогут решить эту проблему, то частный бизнес продолжит работу в данном сегменте. В противном случае страховые компании будут вынуждены свернуть деятельность. Необходимо понимать, что негосударственный бизнес как двигатель рыночной экономики может существовать только в том случае, если он получает прибыль. В случае с ОСАГО бизнес может работать, условно говоря, «в ноль», но при этом имея доступ к клиенту для рентабельных перекрестных продаж или инвестиционного дохода. Но, дотировать ОСАГО ни у одного из участников рынка сегодня нет ни возможности, ни смысла.

Очень хочется надеяться, что мы с коллегами по рынку справимся с возникшими трудностями.

При этом хочу отметить, что наша ситуация не является уникальной. Во многих развитых экономиках на рынках обязательного страхования ответственности автовладельцев работают только государственные структуры, поскольку частный капитал не выдержал.

В этой связи, учитывая системную значимость сегмента ОСАГО, еще раз отмечу, что возникшие сегодня проблемы очень серьезны и то, как они будут решены, определит вектор развития страхования в России.

Каково ваше отношение к проекту «электронное ОСАГО»? Какие основные проблемы и риски вы предвидите?

Переход на «цифру» – это закономерный этап развития любого бизнеса. ОСАГО, как самый массовый розничный вид страхования, давно требовал подобных шагов. Дигитализация является одной из нескольких прорывных технологий. Для всех очевидно, что цифровая версия ОСАГО уже давно назрела. Возможно, что мы даже несколько опоздали с этим вопросом.

Наша компания в числе первых стала продавать электронное ОСАГО, с точки зрения технологий готовность у нас была полная. Однако мы вышли из проекта, когда возник ряд неразрешенных технических и методологических вопросов, и вернулись в него, как только почувствовали, что благодаря конструктивному подходу Центрального банка ситуация сдвинулась с мертвой точки. В частности, после нашего обращения, Центробанк разослал письмо, где были даны разъяснения о том, что на электронное ОСАГО в полном объеме распространяются положения Закона об ОСАГО, согласно которым страховщики должны продавать полисы только в тех регионах, где у них есть филиалы.

И сейчас, в преддверии 1 января 2017 года, когда все страховые компании, работающие в ОСАГО, будут обязаны продавать его через Интернет, интенсивность и качество взаимодействия между регулятором и страховым сообществом возрастает.

Конечно, при нынешнем запредельном уровне страхового мошенничества – рождение электронного ОСАГО процесс непростой и мучительный. Но, все-таки, он неизбежен.

Не думаю, что так называемые риски реализации в электронном ОСАГО будут кардинально отличаться от тех, что мы сегодня видим в розничном канале, в том числе с учетом работы в рамках технологии Единого агента ОСАГО. И наша компания готова к работе в рамках этой технологии.

При этом мы неоднократно обращали внимание РСА и Банка России на то, что существуют проблемы, которые требуют скорейшего решения. Прежде всего, это отсутствие интеграции АИС РСА с информационными системами государственных органов и невозможность проверять в уполномоченных структурах достоверность данных, которые предоставляют клиенты.

Но пока взаимодействие с государственными органами не реализовано, необходим обязательный анализ договоров, загруженных в АИС РСА на предмет корректности информации. Кроме того, страховые компании должны получить право отказывать в заключении договоров еОСАГО в случае предоставления клиентами заведомо ложных данных.

Очень важным является вопрос о требованиях, которые предъявляются к бесперебойности работы сайтов страховых компаний. Мы считаем правильным создание независимой автоматизированной системы мониторинга информационных систем страховщиков и других участников процесса оформления электронных договоров ОСАГО. Это позволит исключить возможные спорные ситуации и необоснованные жалобы на недоступность сайтов страховых компаний.

Будет логично, если сайт РСА станет той резервной площадкой, где в случае технических проблем сайта страховой компании, можно будет приобрести полис по принципу, реализованному в концепции Единого агента, т.е. путем случайной выборки.

Продвигаются ли в вашей компании продукты страхования с телематическими устройствами? Насколько популярны такие продукты среди клиентов? Как вы оцениваете перспективы это сегмента?

Как и с любой новой технологией, должно пройти время, чтобы рынок ее оценил. Это в полной степени относится к телематике. Пока мы внимательно наблюдаем за опытом ее использования нашими коллегами по страхованию, и, конечно же, также тщательно изучаем существующие технологии в данном направлении.

На наш взгляд использование телематики в страховании – это вопрос долгосрочной перспективы. Нам пока неизвестен положительный пример реализации в России проектов с использованием подобных технологий. На сегодняшний день это, прежде всего, маркетинговый инструмент, который используется рядом страховых компаний для привлечения клиентов. Но выгоды от использования этого инструмента пока не могут быть монетизированы в объемах, которые способны привлечь крупных серьезных игроков.

Какова структура корпоративного портфеля вашей компании с точки зрения видов страхования. Планируется ли увеличение доли корпоративного страхования в портфеле?

За многолетнюю историю компании нами накоплен колоссальный опыт реализации крупнейших и технически сложных корпоративных проектов. И сегодня, как все серьезные участники рынка, мы рассматриваем корпоративное страхование в качестве одного из стратегических направлений. Структура портфеля в корпоративном секторе у нас традиционно сфокусирована на страховании имущества и личном страховании.

Мы сильны в андеррайтинге технически сложных рисков, подтверждением чего является многолетнее участие компании в страховании строительства новых энергоблоков Нововоронежской АЭС. Подобный опыт позволяет нам эффективно и оперативно предлагать клиентам емкие варианты, обеспеченные качественной рейтинговой перестраховочной защитой международного класса. Примером этому является наше многолетнее сотрудничество с группой клиентов в Краснодарском крае и Сочи, где нами застрахован ряд объектов стоимостью в десятки миллиардов рублей и обеспечена перестраховочная защита рейтинговых перестраховщиков, подтвержденная международными брокерами. Сильной стороной компании является также качественное и своевременное урегулирование страховых событий.

При решении любых задач я добиваюсь, чтобы процесс был описан, обоснован, технологически встроен в информационную систему и имел положительный экономический результат. Данные требования я предъявляю ко всем сотрудникам компании, поэтому при сопровождении любого клиента мы уделяем внимание каждой детали для обеспечения высококлассного сервис для наших партнеров и клиентов.

В отношении корпоративного страхования уместно отметить сохраняющуюся проблему демпинга. Мы ответственно относимся к нашим обязательствам и не готовы брать контракты любой ценой, ставя под угрозу устойчивость портфеля. Мы продолжаем следовать консервативному подходу, используя наши ключевые преимущества – компетенцию в сложном андеррайтинге и перестраховании, поскольку данный сегмент менее подвержен проблемам демпинга и более рентабелен. Несомненно, одна из наших ключевых задач – наращивание «немоторного» корпоративного портфеля и предоставление нашим корпоративным клиентам многоуровневого сервиса, который включает обслуживание по партнерским программам сотрудников корпоративных клиентов и их родных.

Как вы оцениваете появление на рынке Национальной перестраховочной компании?

Российский сегмент рынка перестрахования находится в очень сложной ситуации. Мы постоянно становимся свидетелями ухода компаний из этого сектора. Причины очевидны. Исключительно перестраховочный бизнес сегодня низкорентабелен. Если взглянуть на отчетность перестраховочных компаний, то становится очевидным, что уход с рынка сдерживался в последнее время только инвестиционной деятельностью игроков, в то время как чистое перестрахование убыточно. К сожалению, это отражение проблемы демпинга и недостатков в андеррайтинге. В итоге большинство российских исключительно перестраховочных компаний исчезло. Значимыми игроками внутреннего перестраховочного рынка являются сами страховщики, для которых перестрахование, с одной стороны лишь побочная деятельность, а с другой – способ обеспечить для самих себя перестраховочные емкости. В большинстве случаев это либо торговля косвенной секцией облигаторной емкости от западных перестраховщиков, либо мизерные емкости собственного удержания.

Появление такого сильного и емкого игрока как Национальная перестраховочная компания (НПК) – последний шаг, который приведет к исчезновению российских перестраховщиков. Мы не оцениваем, хорошо это или плохо, а просто констатируем факт.

При этом несомненно, что такая большая перестраховочная емкость будет способствовать расширению внутреннего рынка и контролю над актуальной проблемой демпинга.

И конечно, НПК должна стать инструментом перестрахования клиентов, попавших под санкции, для которых недоступны имеющиеся международные перестраховочные емкости.

Но учитывая, что перестрахование в НПК носит вмененный характер для остальных участников Российского страхового рынка, нам удивительно, что в наблюдательный совет НПК вошли иностранные компании и брокеры, но не вошли российские системообразующие страховые компании. Более того, мы считаем это неприемлемым, поскольку не иностранные компании, а российские страховщики должны определять особенности регулирования подходов к перестрахованию на российском страховом рынке, включая санкционный.

Каковы планы вашей компании на 2017 год?

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что 2016 г. стал одним из самых сложных для отечественного страхования. И мы не питаем иллюзий относительно того, что в следующем году будет легче. Но нас это не пугает. В марте 2017 г. МАКС отметит 25-летие. Это хороший повод, чтобы оглянуться назад и оценить пройденный путь. За эти годы мы сформировали собственную философию, которую можно охарактеризовать как соразмерный консерватизм. Она подразумевает крайнюю аккуратность ведения бизнеса и максимальную выверенность принимаемых управленческих решений.

В компании выстроена система планирования для всех горизонтов развития, которая подвергается тщательному контролю и предполагает возможность оперативной корректировки. И мы не собираемся отступать от принципов, верность которых подтверждена временем.

Приоритеты остаются неизменными – бескомпромиссность в вопросах качества обслуживания клиентов, консервативная инвестиционная политика, безусловное исполнение обязательств перед страхователями и акционерами.