Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с генеральным директором ООО «АЛОР +» Лужбиным Александром Анатольевичем

«Для успешного развития рынку необходимо продуманное регулирование»

Александр Лужбин

В рамках нашей встречи хотелось бы обсудить основные тенденции развития рынка инвестиционных компаний, а также стратегическое развитие отрасли. Александр, скажите, пожалуйста, для Вас сегодняшнее состояние отрасли  инвестиционных компаний можно назвать «рынком» и что вообще понимается под словосочетанием инвестиционная компания?

Мне кажется, инвестиционные компании – это целый инфраструктурный комплекс финансовых продуктов, предлагаемых фондовом рынке. Это в том числе брокеры, управляющие, это то, что мы называем розничным или институциональным бизнесом. Для таких компаний есть общие тенденции, связанные с российской и мировой экономикой, поэтому можно говорить о сформировавшемся рынке, но с долей российской специфики.

На чем специализируется именно Ваша компания?

Мы розничная компания, и наш бизнес связан с инвестирование средств на рынке ценных бумаг.

Какие основные вопросы, по Вашему мнению, сейчас волнуют инвестиционные компании?

На мой взгляд, наиболее важный вопрос на сегодня – это мировые кризисы и как они влияют на игроков рынка и на частного инвестора. Так как мы – ритейловая компания, которая занимается в большей степени клиентами физическими лицами, для нас особенно важен настрой частных инвесторов и заинтересованность во вложений средств на рынке ценных бумаг, активность инвесторов на рынке и потенциал доходности финансовых инструментов. Рынок должен стать более интересным для частных инвесторов.

Каким образом этого можно добиться?

Надо задаться вопросом, что привлекает инвестора на рынок, что подогревает его интерес? На наш взгляд, это  в комплексе и государственные меры, и мероприятия частных компаний маркетингового плана. Для успешного послекризисного развития рынку необходимо продуманное регулирование. Оно заключается в контроле обеспечения благоприятных условий для российских и иностранных инвесторов, создании инфраструктуры, продвижении законодательных актов, которые обеспечивают надежность вложений и, соответственно, создают обоюдный интерес и приток инвестиций на фондовые рынки.

Для Вас, как для руководителя компании, что важнее, чтобы на рынок и соответственно к Вам приходило больше клиентов, или чтобы они  вели себя активнее?

Обычно первым показателем идёт количественный рост, из него рождается качество, но и количество, и качество клиентов одинаково важны для компаний. В тоже время, когда есть потенциальная возможность получения доходности выше, чем банковские депозиты, инвесторы начинают вкладывать больше в инструменты фондового рынка, и количество активов тоже начинает расти. Соответственно, компании выгодно, когда клиент зарабатывает, а не уходит с рынка.

Какие клиенты наиболее часто обращаются именно к Вам?

К нам обращаются и крупные индивидуальные клиенты, и массовый средний инвестор. Крупные инвесторы могут позволить себе большие суммы для инвестиций, но им нужно показать преимущества таких вложений и индивидуально формировать портфель и стратегии. Но все-таки ритейл ближе к среднему классу, к тем людям, которые не располагают большими средствами, но составляют не малую долю активных клиентов. Они самостоятельно торгуют, совершают большое количество сделок, за счет чего и происходит основной оборот активов.

Как Вам кажется, для государства Ваш рынок значим? Количество клиентов увеличивается, а вот заинтересованность в них со стороны государства пока не видна.

Если сравнивать базы различных инвестиционных институтов, то пенсионное направление более глобально по количеству участников, но оно более пассивно с точки зрения вложений. То есть, здесь нет активного инвестирования. Результаты деятельности НПФ влияют на большое количество граждан пенсионного возраста, их удовлетворённость, ощущение защиты со стороны государства, их инвестиции в будущем. И мы видим влияние государства на отрасль пенсионных инвестиций, контроль за этим направлением, попытка что-то изменить.

Если же говорить о частных клиентах финансового сектора и брокерского бизнеса – то это более активный пласт населения, для которого важный показатель – это доходность, возможность заработать на рынке. С точки зрения социальности, этот класс почему-то не так значителен для государства, но это тот самый средний класс, про который государство говорит, что его нужно воспитывать. Частный клиент инвестиционной компании – представитель среднего класса, который создаёт экономику. И здесь мы не видим желания государства вовлекать население в инвестиционный механизм.

От частных инвесторов зависит, спекулятивно или долгосрочно направлены инвестиции. От частных инвесторов зависит емкость и ликвидность фондового рынка, его устойчивость  к действиям крупных участников, наконец, возможность крупных, средних и мелких российских компаний привлекать финансирование на рынке. Ну и, конечно, это дополнительный доход населения, а значит, и рост потребления и налоговых поступлений для государства.

За границей пласт активных участников, которые вкладывают дополнительные денежные средства в финансовые инструменты, помимо пенсионных, намного выше: десятки процентов населения против нескольких процентов россиян. Это и есть показатель возможной динамики нашего российского инвестора в будущем.   

Российские инвесторы заинтересованы в долгосрочных инвестициях?

У нас, как всегда, есть перекосы в ту или иную сторону, в этом случае -  перекос в сторону биржевого рынка и спекулятивный характер инвестиций. Мы стараемся перевести эту направленность в более долгосрочный характер, но только мерами инвестиционных компаний этого не сделать. Нужен комплексный подход со стороны регуляторов, со стороны государства, и мировоззрение у населения должно меняться.

Сколько времени может занять переход к долгосрочной модели инвестирования?

Быстро мы не перейдем к такой системе из-за существующей финансовой нестабильности. Сейчас большинство людей, которые достигают доходов среднего класса, сначала удовлетворяют бытовые потребности. Это недвижимость, обучение, другие бытовые покупки. Пока первоначальные потребности не удовлетворены, другие вложения делаться не будут. Люди небольшими суммами входят в рынок, потому что они могут позволить себе потратить лишь небольшие с точки зрения годового семейного бюджета деньги.

Почему люди всё-таки начинают работать на фондовом рынке, в чем, кроме доходности, состоит преимущество?

Многих привлекает позиция инвестора, некий уровень социальной ступеньки, на которую можно подняться в обществе. Быть инвестором – это уже престиж. Человек может позволить себе купить и продать акции «Газпрома» или «Сбербанка» и почувствовать себя акционером этих предприятий.

С какими суммами к вам приходят начинающие инвесторы?

Есть разные подходы. В нашей компании рекомендованная сумма от 10 тыс. рублей, это начальная сумма для понимания специфики работы на биржевом рынке. Многие приходят с этой суммой, открывают счет, но потом со временем начинают доносить средства. Естественно, тем людям, которые могут себе это позволить, мы объясняем, что доходность с 10 тыс. рублей будет небольшая в номинальном выражении. Поэтому они сразу вносят сумму, на которую можно инвестировать не в одну акцию «Газпрома», а создать пакет из ценных бумаг, который будет приносить ощутимый доход. Это диверсификация, к ней мы призываем и учим наших клиентов применять её на практике.

Что более привлекательно для ваших клиентов: акции или облигации?

Акции более понятны с точки зрения продаж: есть определенная культура, термин на слуху, люди знают про акции «Газпрома», «Сбербанка» и т. п. Облигации, с другой стороны, более понятны с точки зрения доходности, но на этом рынке и объем средств выше. Поэтому начинать с покупки одного лота акций проще, чем выбирать облигации. Если клиент располагает средствами, и он задумывается о диверсификации рисков, то часть денег вкладывается в акции, часть – в облигации,  стандартный набор, где есть возможность снизить риски потерь.

Насколько рискован портфель среднего клиента?

Наибольшее количество наших клиентов – это клиенты рынка акций, на втором месте по привлекательности находится рынок фьючерсов, то есть более рискованные инвестиции.

Какие инвестиционные стратегии наиболее популярны среди клиентов?

Можно условно разделить клиентов инвесторов и трейдеров. Инвесторы – это те, кто сформировал портфель и периодически контролирует его состояние. Трейдеры ежедневно активно торгуют, это их бизнес. Такие клиенты превращаются в профессиональных участников рынка, которые на нём зарабатывают. Это уже другое мировоззрение, спекулятивный заработок, возможность получить высокий доход за короткий промежуток времени. Для этих клиентов важна автоматизация торговли: роботописание, алготрейдинг, который сейчас обретает популярность в этой сфере.

Хорошо, давайте вернемся к первой части нашей беседы и обсудим, что такое надежная компания. Как Вы смотрите на вопрос оптимального размера норматива достаточности капитала инвестиционных компаний?

Было очень много споров о необходимости повышения уровня требований к размеру собственного капитала и о последствиях такого решения.  Для ФСФР увеличение капитала – механизм, помогающий предотвратить вход ненадёжных компаний на рынок и легализацию незаконно полученных денежных средств. Но, на мой взгляд, такая мера несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, это превентивный удар, который увеличит порог и сделает многие схемы невыгодными с точки зрения использования для легализации денежных средств. С другой стороны, повышение негативно отразится на многих региональных компаниях, которые имеют недостаточное количество собственного капитала и у них не всегда найдутся средства для его увеличения. Тем не менее, они работают давно, имеют устойчивую клиентскую базу, знают специфику работы в регионе, и поэтому показатель капитала для них, с точки зрения надежности, не самый критичный.

Повышение капитала – хорошая мера, но она однобока. Для того чтобы обеспечить невозможность мошеннических действий, в арсенале регуляторов фондового рынка должно быть комплексное решение, а не единственный инструмент.

На надежность компании сильно влияет рискованность самих операций, которые профучастники позволяют себе на рынке: использование различных инструментов, операций РЕПО, активное развитие залоговых схем. Есть целый комплекс мер, которые помогают оценить, насколько компания подвержена рискам таких операций. Важно также внутреннее корпоративное управление. Если компания закрытая, и о ней ничего не известно, то, естественно, она попадает в список менее надежных. Открытое корпоративное управление, раскрытие информации о самой компании, истории её работы, публичных данных, участие в рейтингах – тоже критерии.

Конечно, брокерский бизнес затратен ввиду его технологичности и инфраструктуры. Но, на мой взгляд, тех требований к капиталу, которые есть сейчас, достаточно для поддержания компании в рабочем режиме в кризисный момент. Кризис 2008 года не сильно затронул ведущие ИК, хотя тогда были такие же требования к собственному капиталу, как и сейчас. В любом случае есть резервы, которые используются компанией, есть административные мероприятия, которые помогают преодолеть такие ситуации.

Чего Вы ждете от рынка в ближайшие полтора-два года?

На мой взгляд, существует вероятность развития высокой волатильности рынка. Все будет зависеть от мировых тенденций, в том числе от решений внутренних кризисов в Европе, от ситуации с долларом.

Активно, будет развиваться направление робототехники и робототорговли, и это будет привлекать новых клиентов. Необходимо сделать продукт фондового рынка более простым для массового клиента. Сейчас он относительно сложный, если сравнивать с другими финансовыми продуктами, например, банковским депозитом. Депозит понятен: пришел, открыл счет, положил деньги, получил проценты, а активная самостоятельная торговля подразумевает определённые знания, хотя бы минимальные, о фондовом рынке, его тенденциях, технологическом анализе и т д. Задача создания массового продукта сложна, она не решается одной компанией: выпуск простого продукта не поможет, если население не готово воспринять саму концепцию инвестирования на фондового рынка.

Нужен комплекс мер, в том числе поддержка государства: информационная политика, поддержка частных инвесторов в вопросах льготного налогообложения, создание определённых преимуществ для вложений в инструменты фондового рынка. Тогда, наверное, наши инвесторы смогут приблизиться по уровню и количеству к европейским и американским.